Район: Республика Кыргызстан, Киргизский хр.
Категория: 3-ка горная
Руководитель:
Зырянов И.Л.
Маршрутная книжка: 0-6-96
Маршрут:
Краткая характеристика района похода
Киргизский горный хребет расположен в 40-60 км от г.Бишкек(бывший Фрунзе). Он находится в северной части Тянь-Шаня в пределах нынешней республики Кыргызстан (бывшая Киргизская ССР). Хребет протянулся на 400км с запада на восток от г.Джамбыл до Боомского ущелья реки Чу. В средней части он смыкается с Таласским хребтом, а через водораздел бассейнов рек Каракол Зап. и Каракол Вост. с хребтом Кара-Мойнок, расположенным южнее и почти параллельным Киргизскому. Вершины Киргизского хребта достигают почти 5000м. Наивысшие:
Справочная информация о группе и о маршруте
Состав Группы
Ф.И.О. | Год рожд. | Домашний адрес | Опыт | Обязанности |
---|---|---|---|---|
Зырянов Игорь Львович | 1972 | Пирогова 18а,307 | Vз-у,IIо-р | Руководитель |
Миронов Сергей Петрович | 1964 | VIл-у,Vз-р | Зам.руководителя | |
Кобицкий Андрей Юрьевич | 1976 | Гоголя 3a,12 | IIо-у | Врач |
Евтушенко Павел Николаевич | 1975 | Пирогова 14-501 | IIо-у | Ремнаборщик |
Манжалей Александр Викторович | 1977 | Русская 31-27 | IIз-у | Фотограф |
Красов Андрей Александрович | 1974 | Пирогова 18-406 | IIз-у | Завхоз |
Рыбаков Дмитрий Александрович | 1974 | Пирогова 18-217 | IIз-у | Отв. за транспорт |
Панич Евгений Александрович | 1977 | Морской пр.13-37 | IIз-у | Отв. за снаряжение |
Наименование | Количество |
---|---|
Палатки 4-х местные | 2 шт. |
Веревки основные ¤ 10 | 3 шт.(40м,40м,60м) |
Репшнур ¤ 6 | 1 шт.(60м) |
Крючья скальные | 20 шт. |
Ледобуры | 20 шт. |
Снегосброс | 1 шт. |
Карабины общественные | 20 шт. |
Лавинные зонды | 2 шт. |
Лавинные лопаты | 2 шт. |
Спальники | 3 шт.(3-х,4-х и 1-местные) |
Примуса | 3 шт. |
Наименование | Количество |
---|---|
Айсбайль (ледоруб) | 1 шт. |
Кошки 12-зубые | 1 пара |
Зажим (жумар) | 1 шт. |
Спусковое устройство | 1 шт. |
Подвесная система | 1 шт. |
Каска | 1 шт. |
Карабины личные | 4 шт. |
Очки солнцезащитные | 1 шт. |
Рюкзак | 1 шт. |
Снегоступы | 1 пара |
Хоба | 1 шт. |
Лавинный шнур | 1 шт. |
Насчет личного снаряжения нужно отметить что использование снегоступов в зимних походах оправдало себя даже в малоснежный год. Вес у них небольшой, - а выигрыш, по времени прохождения некоторых участков, настолько большой, что перекрывает все возможные неудобства по их переноске или изготовлению.
Нитка маршрута
Данный маршрут является достаточно стандартным для Клуба горного туризма
НГУ, в районе Киргизского хребта. Фактически почти каждую зиму ходится нечто
подобное с небольшими изменениями или дополнениями.
Таким образом наш заявленый маршрут представлял из себя следующее:
Дата | День пути | Участок маршрута | км | Характер пути |
---|---|---|---|---|
29.01 | 1 | Радиальные выходы к Стоянке Рацека и в ущелье Топ-Карагай с целью занесения забросок | 8 | Тропа до стоянки Рацека, в ущелье Топ-Карагай морены |
30.01 | 2 | Подходы под перевал Майда-Адыр | 12 | Тропа по левому борту р.Адыгене, выходящая на моренные гребни |
31.01 | 3 | Подъем на перевал Майда-Адыр, подъем по северному гребню вершины Адыгене к мульде, обработка склона | 6 | Морены лед.Адыгене, скально-осыпной гребень, снежно-ледовый склон, навеска 3-х веревок с вечера |
1.02 | 4 | Прохождение траверса Адыгене, спуск к лед. Панфилова и движение по нему до лед.Смена | 10 | Ледовый склон - частично в связках, остальное - 1 веревка навески; осыпной кулуар, открытый ледник, заснеженный курум на моренах лед.Панфилова |
2.02 | 5 | Подход под пер.Саватор-Ашу, его прохождение, спуск по ущелью Саватор к р.Ала-Арча | 15 | Морены лед.Смена, открытый ледник, осыпной склон с останцами скал, навеска 3-х веревок в скальном кулуаре, снежный склон, крупный заснеженный курум |
3.02 | 6 | Обход отрогов отделяющих ущ.Топ-Карагай от ущ.Ак-Сай, к а/л "Ала-Арча". подъем по ущ.Ак-Сай к стоянке Рацека | 15 | Тракторная дорога вдоль Ала-Арчи, тропа от альп-лагеря до стоянки Рацека |
4.02 | 7 | Подъем от Стоянки Рацека к Коронским стоянкам | 5 | Тропа по моренам ледника Аксайский, тропа по открытому леднику до Коронских стоянок |
5.02 | 8 | Радиальный выход на пик Корона | 8 | Снежно ледовый склон, навеска 10-ти веревок (5 вверх - 5 вниз) |
6.02 | 9 | Переход на Семенские стоянки | 4 | Морены Аксайского ледника, подбор заброски, подъем на Семенские стоянки по леднику Учитель |
7.02 | 10 | Радиальный выход на пик Семенова-Тяньшаньского | 6 | Снежно-ледовый кулуар, навеска 4-х веревок |
8.02 | 11 | Прохождение перевала Бачечекей, подход под перевал Восточный | 9 | Морены лед.Учитель, осыпной склон, спуск с перевала по рандклюфту лед.Байчечекей спуск сначала по леднику, а потом по его моренам - в ущ.Чонкурчак до поворота на перевал Восточный |
9.02 | 12 | Прохождение перевала Восточный, спуск по ущелью Кашка-Суу до поселка Кашка-Суу, выезд в населенку | 12 | Осыпной склон, моренные бугры верховьев ущ.Кашка-Суу, травянистый кулуар, тропа до горнолыжной базы, дорога до пос.Кашка-Суу |
Описание прохождения маршрута
Траверс пика Адыгене (2А)
Траверс пика Адыгене, как с перевала Майда-Адыр(1А), так и с перевала
Панфилова(2А), впервые был заявлен как перевал 2А в секции горного туризма НГУ
в 1987 году группой Ю.Боровлева и успешно пройден. С тех пор траверс стал
характерным перевалом для нашей секции. Можно отметить, что прохождение
перевала со стороны пер. Панфилова (или лед.Панфилова по осыпному кулуару на
самую вершину) является более простым, технически, путем прохождения траверса.
Т.к. определяющей сложностью при прохождении перевала является южный гребень
Адыгене ведущий на нее с пер. Майда-Адыр. Прохождение определяющего участка на
спуск, намного облегчает преодоление перевала.
Мы проходили траверс с определяющей стороны и совершить прохождение мы
расчитывали в два этапа:
Отказ от прохождения связки Симонова-Текетор(2А)
Надо отметить, что прохождение связки Симонова-Текетор с самого начала
ставилось нами под сомнение по причинам лавинной опасности. Но было включено в
нитку маршрута т.к. у нас была информация об аномально малом количестве снега в
районе. После прохождения перевала Саватор-Ашу, который имеет сходную
экспозицию, было принято решение отказаться от прохождения данного элемента
маршрута, т.к. снега на восточном склоне Саватора было предостаточно и были
видны следы схода лавин. Причин предполагать сход лавин с перевала Текетор,
по моим личным суждениям было более чем достаточно, а выбор как варианта
замены прохождения пер.Текетор на траверс вершины Бокса не представлялся
приемлемым т.к. это было бы дольше, чем обойти отроги разделяющие Топ-Карагай
и Аксай, и подняться на Коронские стоянки через стоянку Рацека, и заведомо
на порядок сложнее. Таким образом было решено налегке сходить за заброской
оставленной нами в ущелье Топ-Карагай, и, спустившись до а/л "Ала-Арча"
подняться до стоянки Рацека и далее до Коронских
стоянок.
Подбор заброски занял у нас полтора часа. А к тому времени как мы спустились
к месту ночевки, подошли Сергей Миронов и Женя Панич (восстановившийся к тому
времени в достаточной мере, чтобы продолжать маршрут). Распределив заброску
между участниками и пообедав, в около 12 часов мы вышли на обход связки
Симонова-Текетор. К 19 часам того же дня группа, слегка растянувшись дошла к
хижине на стоянка Рацека. Надо отметить, что
начавшая портиться утром погода, к тому времени испортилась окончательно
(дул сильный ветер и шел снег).
На следующий день мы вышли несколько позже обычного т.к. видимость была еще
плохой, хотя снег уже перестал идти. Да и время нас не торопило т.к. было
известно, что преодоление пути от стоянки Рацека до Коронских стоянок не
занимает более одного светового дня, а реально занимает около 4-часов
прогулочным шагом. Таким образом, выйдя в 10 часов, в около 13 часов мы
были на месте. Остаток дня мы посвятили подготовке снаряжения и сбору
информации о предстоящем маршруте у местных альпинистов, находившихся в этот
момент на Коронских стоянках и готовившихся к восхождению на пик Свободный
Корея по маршруту Барбера. Кроме Бишкекских альпинистов на Коронских находилась
группа туристов НГУ совершавшая в том районе поход IV к.с.
Надо заметить, что когда мы проходили мимо перевала Текетор, мы отметили
свежие лавинные конуса на перевале. Это лишний раз подвердило исключительную
лавинную опасность данного перевала.
Радиальный выход на пик Корона(2А)
Маршрут подъема на 1 башню Короны хорошо известен и хожен нашими товарищами не
раз. Но на этот раз проблема была в том что снега на Коронском леднике
фактически не было, а был голимый лед. В данном случае подъем затруднялся тем
что необходимо было провешивать фактически всю вторую ступень Коронского
ледника и часть третьей. Тогда как обычно на второй ступени вешают максимум
две веревки, или вообще не вешают, а на третьей не вешают ничего. Подъем
собственно на башню можно осуществлять либо по левому, либо по правому кулуару.
В левом больше льда, но скалы, выводящие на вершину, простые; а в правом льда
меньше и он положе, но участок, около 15 метров, сравнительно сложных скал. В
обоих случаях от трех до четырех веревок.
Так вышло, что четверка в тот же день намеревалась идти на Корону. Маршрут у
них шел траверсом первой башни Короны со спуском на седловину перевала
Корона-Северная и далее на траверс Семенова-Тяньшаньского, со спуском на
Аламедин. Мы решили на Корону подниматься вместе. В последствии это вызвало
замедление прохождения пути до третьей ступени Коронского ледника.
Подъем мы начали в 9 часов утра и к 10.30 обошли слева первую ступень ледника и
подошли под вторую. Около 11-ти начали навеску. До 13.30 мы повесили 5 веревок
(40+40+60+40+40) и вышли к мульде, под выходом на третью ступень Коронского
ледника. Здесь решили подождать остальных, что собравшись пойти дальше. Подъем
всех людей занял около двух(!) часов. Дальше выход на третью ступень поначалу
казался несложным, но это только поначалу... Дело в том что обычно трещены,
расположенные в этой части, забиты снегом и проходятся вообще без проблем. Тут
же дело обстояло иначе - снега почти не было, а трещин много и они достаточно
широкие. Стало понятно что пройти до Короны и вернуться до темноты мы не
успеваем. Тогда мы помогли четверке с навеской двух веревок и начали спуск.
На спуск мы повесили такую же комбинацию веревок (5x40+40+60+40+40м), хотя
спускались не по пути подъема, а чуть левее (орографически). И к 17-ти часам
спустились к Коронским стоянкам. Таким образом маршрут восхождения на 1-ю башню
Короны оказался сложнее чем предполагалось, и при данной технической
подготовке, нам не хватило бы светового времени для его прохождения.
Радиальный выход на пик Семенова-Тяньшаньского(2А)
На следующий день после неудачной попытки восхождения на Корону, мы пошли
на Семенские стоянки на леднике Учитель, как
собственно и было запланировано изначально. Переход можно осуществлять либо по
низу обходя гребень, идущий с Короны, и разделяющий Коронский и Учительский
ледники; а можно через перелаз в этом гребне напротив пер.Текетор. Перелаз
сокращает путь примерно вдвое. Но у нас в морене лед.Учитель, напротив нижнего
конца вышеуказаного гребня лежала заброска, занесенная нами в первый день
похода. И мы должны были ее подобрать. Поэтому мы не пошли через перелаз а
решили спускаться до заброски. Весь обход, вместе с подбором заброски, занял
у нас полдня.
На следующий день мы настроились, что маршрут на "Семена" (местное название
пика Семенова-Тяньшаньского) мы можем и не пройти за световой день, кроме того
по информации трехлетней давности пик. Семенова-Тяньшаньского был сложнее
пика Корона. Поэтому мы шли скорее потренироваться, чем взойти на вершину. Но
тут природа сыграла с нами еще одну шутку: Поначалу казалось что на верхней
(определяющей) части маршрута снега вообще нет, что сильно осложнило бы подъем,
т.к. пришлось бы делать навеску. Уже в середине кулуара была повешана первая
веревка (60м). Но далее, как оказалось, справа (орографически) от льда, имеется
полоса фирна, вполне проходимого пешком. Эта полоса вывела нас фактически до
ключевой части маршрута, только с другого борта. Навесив две веревки (40+40)
мы пересекли верх кулуара и подошли под ключ: около 70 метров крутого (примерно
45-50°) стеклянного льда. К этому моменту у нас оставалось 1 веревка 40м
(первую веревку в кулуаре мы не сняли т.к. не рассчитывали ее использовать), и
два часа светлого времени. Стала дилемма:
Перевал Восточный (1А)
Первал Восточный очень хорошо изучен членами нашей секции. Для многих (в том
числе и для руководителя группы) он был первым категорийным перевалом пройденым
в категорийном походе. Единственная сложность с его прохождением со стороны
ущ.Чонкурчак, заключается в точном определении его местонахождения среди, по
крайней мере трех похожих цирков. Мы с этой задачей справились с небольшим
затруднением - попали только со второго раза.
Подъем на перевальную седловину представляет из себя щирокий осыпной склон
средней крутизны. С места ночевки под перевалом на седловину группа поднялась
в 12 часов за полторы 45-минутных ходки. На перевале была обнаружена записка
группы НГУ от 2 февраля, под руководством Максима Бочкарева. совершавшей в то
же время что и мы поход II к.с.
Спуск с перевала также осыпной, длиной около 250-300м,
выводит на моренные бугры ледника с вершины Комсомолец. Далее спуск идет по
крутому ущелью реки Кашка-Суу. За три ходки группа спустилась до горнолыжной
базы в ущелье Кашка-Суу и вышла на дорогу, ведущую в поселок. И по дороге к
16.30 мы спустились уже к самому поселку и вышли на остоновку рейсового
автобуса Бишкек-Кашка-Суу. Поход окончился.
Выводы и рекомендации
Таким образом группой пройден маршрут соответсвующий горному походу III к.с.
Пройдено 4 категорийных перевала, два из которых имеют сложность 2А.
Сделано также два радиальных выхода по классифицируемых как 2А. На всем
протяжении маршрута навешано 900 метров перил.
Все пройденые перевалы были заявлены в качестве основных. Нами не пройдена
заявленая в качестве основного варианта связка перевалов Симонова-Текетор,
но исходя из соображений здравого смысла заявлять данный перевал для
прохождения в зимнем походе нецелесообразно по двум причинам: