Район: Терскей Ала-Тоо
Категория: 3-ка горная
Маршрутная книжка: # О-346-90.
Руководитель:
Сальников Г.Е.
(Адрес: Новосибирск-58, ул.Сиреневая, д.27, кв.24.)
Сроки: с 6 по 17 октября 1990 г.
Маршрут:
1. Краткая характеристика района похода.
Хребет Терскей Ала-Тоо - уникальный район для проведения горно-туристских походов, практически единственный, в котором можно организовывать интересные и логичные маршруты любой категории сложности от I до VI. Высокогорная часть хребта (бассейны рек Джууку, Чон-Кызыл-Су, Джеты-Огуз, Каракол, Арашан и Аксу) довольно компактна. Быстрые подъезды при умеренных денежных затратах (мы, например, от Новосибирска до исходного пункта - курорта Джеты-Огуз - добрались за 1 сутки), довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы III - VI к.с., весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра (все пятитысячники Терскея:
N | Ф.И.О. | г.р. | адрес | обязанности |
---|---|---|---|---|
1 | Сальников Г.Е. | 1965 | Сиреневая,27-24 | руководитель, фотограф |
2 | Макальский В.И. | 1962 | Ильича,15-57 | зам. рук., ремнаборщик |
3 | Сероглазова Т.П. | 1962 | 1905 г.,85-200 | врач |
4 | Тупицин В.Г. | 1965 | Пирогова,8-120 | отв. за транспорт |
5 | Емельянова А.В. | 1968 | Пирогова,16-125 | завхоз |
6 | Жуков С.В | 1971 | Пирогова,16-213 | |
7 | Номероцкий А.Б. | 1963 | Демакова,13-28 | |
8 | Номероцкая Е.М. | 1965 | Демакова,13-28 | |
9 | Файзулин М.Ш. | 1968 | Пирогова,18а-400 | отв.за снаряжение, фотограф |
10 | Зырянов И.Л. | 1972 | Пирогова,18а-210 |
Материальное обеспечение группы.
Общественное и личное снаряжение отбиралось согласно обычным требованиям в межсезонье (как для ноябрьских походов). Оно оказалось необходимым и достаточным. Упомяну только некоторые специфические вещи:
Специальное групповое снаряжение:
Снаряжение | Количество |
---|---|
основные веревки 0 10 мм | 3 шт.(35 м, 35 м, 60 м) |
расходная веревка | 1 шт.(В 20 м) |
репшнур 6 мм | 1 шт.(60 м) |
крючья скальные | 15 шт. |
ледобуры | 15 шт. |
ледосброс | 1 шт. |
снегосброс | 1 шт. |
карабины общественные | 15 шт. |
лавинные зонды (из лыжных палок, они же - стойки для палаток) | 2 комплекта |
лавинные лопаты | 4 шт. |
фонари налобные | 5 шт. |
Специальное личное снаряжение:
Снаряжение | Количество |
---|---|
айсбайль или ледоруб | 1 шт. |
кошки 12-зубые | 1 пара |
подвесная система | 1 шт. |
зажим | 1 шт. |
рогатка | 1 шт. |
страховочные усы | 2 шт.(1 * 1 м, 1 * 2 м) |
карабины | 3 шт. |
каска | 1 шт. |
лавинный шнур | 1 шт.(Р 10 м) |
Все специальное снаряжение на маршруте интенсивно использовалось (за исключением лавинного шнура). Максимальный вес рюкзака для мужчин не превышал 30 кг, для женщин - 20 кг.
3. График движения (километраж указан с учетом районного
коэффициента).
дата | день | участок маршрута | км | характер пути |
---|---|---|---|---|
6.10 | 1 | подход по р.Джеты-Огуз от курорта до слияния р.Байтор - Айланыш; оставили заброску | 20 | до Поляны Цветов (устье р.Телеты) - дорога, дальше - тропа по правому берегу. Через р.Айланыш и Байтор переходы по бревну |
7.20 | 2 | подход и прохождение пер.Арчатор(1А,3700); спуск до р.Карабаткак | 15 | на подходах и отходах - тропа по правому берегу; в перевальных цирках - морены; на взлетах - мелкая осыпь |
8.10 | 3 | подход и подъем на пер.СОАН(2А,4000); ночевка на перевале | 10 | вдоль р.Карабаткак и Айлама - тропа по правому берегу; в перевальном цирке - средний и крупный курумник;на взлете - 1 веревка по скалам, дальше - средняя осыпь |
9.10 | 4 | спуск с пер.СОАН до слияния р.Байтор - Айланыш; взяли заброску | 15 | на перевальном взлете - 2 веревки по скалам, дальше- средняя осыпь, слегка заснеженная; в цирке - среднекаменные морены; вдоль р.Байтор тропа по левому берегу |
10.10 | 5 | подход под взлет пер.Арчалытор | 10 | вдоль р.Арчалытор - тропа по правому берегу; в цирке сначала морены, затем закрытый ледник |
11.10 | 6 | прохождение пер.Арчалытор(2А,4200), спуск до л.Онтор; затем немного поднялись по морене | 10 | на подъеме - 3 веревки по льду; наспуске - осыпь на скалах, дальше - закрытый ледник, морены. На спуске из цирка к л.Онтор - тропа. Л.Онтор - открытый. По правой боковой морене л.Онтор также идет тропа |
13.10 | 7 | прохождение пер.Онтор(1Б,3900) и пер.Эпюра(2А*,4300) | 10 | закрытый ледник. При подъеме на пер.Эпюра - 1 веревка по гребню |
13.10 | 8 | подход под пер.Каракольский Зап. | 5 | по террасе(левый борт л.Зап.Караколтор) - курумники и травянистые склоны |
14.10 | 9 | прохождение пер.Каракольский Зап.(2А,4250) | 5 | л.Вост. Караколтор - закрытый, неровный, много трещин. Подъем на перевал - мелкая осыпь на скалах. Спуск некрутой ледовый лоб, закрытый снегом ~5 см. На леднике при впадении его из перевального цирка в л.Бригантины также ледовый лоб, но открытый |
15.10 | 10 | прохождение пер.Труд(2А,4200) | 10 | закрытый ледник. Подъем на перевал - средняя осыпь. Спуск - 3 веревки по льду |
16.10 | 11 | спуск до курорта Алтын-Арашан | 20 | спуск из цирка к реке - моренные лбы. Вдоль реки - тропа по левому берегу. Мост через р.Арашан - возле курорта |
17.10 | 12 | курорт Алтын-Арашан - пос.Теплоключенка | 20 | дорога по правому берегу р.Арашан |
4. Техническое описание перевалов.
Пер.Арчатор представляет собой один из простейших путей из долины р.Джеты-Огуз в долину р.Чон-Кызыл-Су. Поиски перевала со стороны р.Джеты-Огуз не представляют трудности, т.к. р.Асантукум, ведущая к перевалу - это первый левый приток ниже слияния р.Байтор и р.Айланыш. Тропа от р.Джеты-Огуз выходит в долину Асантукума поверху, через лес, над правым (здесь и далее орографически) берегом. По левому берегу идти было бы гораздо труднее, т.к. там густые заросли арчи, кот. тянутся довольно далеко, а на правом берегу елки и арча быстро кончаются. В верховьях тропа теряется в моренах, но перевальная седловина оттуда уже видна. Подъем на взлет по мелкой осыпи под скалами (70-100 м крутизной 25-30o) и спуск (мелкая осыпь 100-150 м крутизной 20-25o) не представляют трудности. После спуска с седловины начинаются травянистые террасы. В том месте, где ущелье круто падает в долину р.Карабаткак, идет хорошо набитая тропа над прижимами по правому берегу. Перевал пройден нами от р.Джеты-Огуз до р.Карабаткак за один ходовой день довольно ненапряженно (10 часов без вычета обеденного и других привалов).
СОАН - очень видовой и интересный в техническом отношении
перевал, поэтому я бы рекомендовал его обязательно проходить
группам III к.с., впервые попадающим на Терскей. Перевал ведет с
р.Айлама (бассейн р.Чон-Кызыл-Су) на р.Байтор (бассейн
р.Джеты-Огуз). Выбор оптимального пути подъема со стороны р.Айлама
довольно очевиден: сначала траверсом с набором высоты подняться на
травянисто-курумный лоб (~250-300 м), ведущий в цирк перевалов
СОАН и СОАН-II (эти перевалы со лба уже видны); затем по среднему
и крупному курумнику подойти под взлет. Перевальный взлет
представляет собой небольшую скальную стенку (В15 м, средняя
крутизна 60 ), выше которой осыпной склон (средняя осыпь,
~100-150 м, 30-35o), выводящий на седловину.
Выйдя с места предыдущей ночевки на р.Карабаткак в 7 , мы к
13 подошли под скальную стенку. Пока дежурные кипятили чай, были
навешены перила. Для скорости мы организовали две параллельные
веревки (фактически закрепили веревку за середину в двух местах и
оба конца сбросили вниз). В 16 были на седловине. Решили в этот
же день спуск не начинать, а заночевать на перевале. Решение
ночевать на седловине было правильным, т.к. оказалось, что внизу
за перевалом мест для ночевки нет - там крупный и средний курум,
кот. невозможно выровнять. Кроме того, эта высокая ночевка дала
качественную акклиматизацию для прохождения основной части
маршрута. С вечера мы повесили на спуске две веревки: 35 м и 60 м;
на каждой было по одной дополнительной перестежке.
Надо сказать, что при спуске с пер.СОАН в сторону р.Байтор
довольно трудно вычислить самый простой путь, т.к. склон не
просматривается дальше, чем на половину веревки. Были случаи,
когда, повернув немного не в том месте, группы вешали на спуске до
пяти веревок, из которых одну-две - по отвесным и нависающим
скальным сбросам. Нам перевал СОАН был хорошо известен (я
участвовал в его прохождении в 1985 г.), и поэтому выбор пути не
представлял большой трудности. Единственное неудобство связано с
тем, что ни с одной точки перестежки не видно следующую, поэтому
требуется четкое взаимодействие в группе и хорошие голосовые
данные участников.
Наутро после ночевки начали спуск в кошках, т.к. скалы были
покрыты тонким слоем снега (~5-10 см). Пройдя две, навешенные с
вечера веревки (одна - косой спуск по полке влево до маленького
гротика под нависающей скалой, вторая - с полки прямо вниз по
стенке В30 м крутизной 60-70o), мы траверсировали влево и вниз в
обход скальных сбросов (средняя осыпь на скалах ~200 м крутизной
25-35o). Весь спуск со снятием веревок занял три часа. Еще через
пять часов ходьбы по моренам, травянистым склонам, а затем по
тропе по левому берегу реки мы дошли до своей заброски на слиянии
р.Байтор и р.Айланыш.
Информация для прохождения перевала в противоположном
направлении: со стороны р.Байтор пер.СОАН виден уже сразу после
подъема на травянистые лбы от реки в цирк, т.ч. найти его
нетрудно. При подъеме на взлет со стороны р.Байтор можно издали
рассмотреть правильный путь - он совпадает с путем нашего спуска.
Примерно в часе ходьбы от перевального взлета со стороны р.Байтор
в цирке имеется озеро; там можно удобно ночевать. Близко к
перевалу ни с той, ни с другой стороны удобных ночевок нет (за
исключением зимы и весны, когда курумники со стороны р.Байтор
завалены снегом).
Арчалытор - это самый простой перевал, ведущий из верховьев
ущ.Джеты-Огуз прямо в верховья ущ.Каракол. Однако еще лет шесть
назад он считался 2Б, и группам III к.с. приходилось выходить в
долину Каракола через перевал Телеты(1А), Озерный(1Б) или
Димитрова(2А), кот. находятся значительно дальше от главного
хребта и удлиняют путь минимум на 20 км. Р.Арчалытор - это первый
правый приток р.Айланыш Вв 1 км выше слияния ее с Байтором. Однако
тропу, выходящую в долину Арчалытора поверху над правым берегом не
всегда легко найти (она начинается не доходя р.Арчалытор, и выход
на нее плохо заметен со стороны). Где находится начало тропы, мы
уже знали, т.к. в первый же день, пока группа паковала заброску на
слиянии Байтор-Айланыш, я сходил к р.Арчалытор на разведку, нашел
тропу и запомнил, как она идет. Начинается тропа с небольшой
полянки с кочкарником немного не доходя устья Арчалытора и заходит
в лес влево вверх (справа от тропы при входе в лес на склоне лежит
большой камень). По лесу тропа поднимается серпантином, затем
входит в заросли арчи, такие густые, что без тропы по ним пройти с
рюкзаком было бы практически невозможно. Затем арча кончается,
склон выполаживается, и тропа постепенно выходит к реке. Первый
цирк после поворота ущелья направо надо пропустить (цирк
пер.Ложный Рижан(1Б)). Следующий цирк - Арчалытора. Мы поднимались
в него по морене с постепенным набором высоты. В цирке имеется
небольшой ледник, в верхней части закрытый. По леднику шли в
связках. Перевал Арчалытор находится в самом дальнем правом углу
цирка (в левом дальнем углу - пер.Рижан(1Б)). Ночевали под
взлетом. Путь от слияния Байтор-Айланыш до взлета пер.Арчалытор
занял у нас почти полный ходовой день - 9 часов без вычета
привалов и обеда.
На следующий день вышли в 7 . Почти сразу повесили три
веревки: две по 35 м (по одной перестежке на каждой) прямо вверх
на ледовом склоне крутизной ~40-45o и одну - 60 м - влево вверх по
более пологому склону, но с несколькими небольшими бергшрундами, в
один из кот. пришлось спускаться (по обе стороны от него были
точки перестежки). Веревки крепили на ледобурах. Выше перила были
уже не нужны, и мы поднялись еще ~100 м к седловине в связках
пешком по склону крутизной ~20-30o. На седловине были
в 1000.
Возможен был в принципе другой вариант подъема - слева под скалами
по рантклюфту. Там, возможно, не было бы бергшрундов, но крутизна
в начале подъема была бы несколько больше, и, самое главное,
почему мы этот вариант отвергли, - там возможны камнепады со скал.
Спуск с перевала в сторону л.Онтор весьма неприятен: ~100 м
осыпи на скалах крутизной до 40 с многочисленными выходами
разрушенных скал. Идти приходилось очень аккуратно, короткими
зигзагами, постоянно поджидая последних, чтобы не насыпать друг на
друга камней, и чтобы всем было видно @дорогу@. Шли без кошек,
т.к. снега на камнях почти не было. Путь спуска сверху не
просматривался, и мы до самого низа не знали точно, придется
вешать веревки или нет. К счастью, веревки не понадобились. Затем
на леднике мы связались и шли ближе к правому борту (слева рвань,
заканчивающаяся ледовым лбом). Вышли на правую боковую морену,
спустились по ней на небольшое плато, там пообедали. Дальше шла
тропа, спускающаяся к л.Онтор серпантином. Л.Онтор в нижней части
был открыт, и мы перешли его без связок. Затем поднялись на правую
боковую морену л.Онтор и пошли по ней по тропе в сторону
пер.Онтор. Ночевали на травянистой террасе слева за мореной. Т.к.
снега было мало, да и бензин надо было экономить, то ходили за
водой через морену на ледник - там в рантклюфте тек ручей.
В контрольной записке, кот. мы сняли с пер.Арчалытор, от
9.09.90 группы туристов г.Омска (руководитель Вигонт Л.К.)
категория сложности перевала ошибочно указана 2Б, хотя согласно
классификатору 1983 г. это - 2А, что мы и указали в своей записке.
Иногда пер.Арчалытор проходят через другую седловину, южнее.
Проходя мимо нее, мы ее тоже сфотографировали. Эта седловина имеет
категорию сложности 2Б.
Пер.Онтор можно без преувеличений назвать уникальным: это очень простая технически и неутомительная по затратам сил седловина (независимо от того, в каком направлении ее проходить), находящаяся у самого подножия знаменитой северной стены Джигита и предоставляющая предельно короткий путь (почти по прямой) из верховьев л.Онтор в верховья л.Зап.Кольтор (л.Джигита). С обеих сторон к седловине подходят закрытые ледники, ровные, с малым количеством трещин. Высота перевального взлета с каждой стороны не превышает 20-30 м, крутизна - 30-35o. На склоне со стороны л.Онтор - мелкая осыпь, со стороны л.Зап.Кольтор - средняя осыпь. Выйдя в 700 с места предыдущей ночевки на травяной террасе, мы в 1000 были уже на седловине. По леднику шли в связках. Спустившись с перевального взлета, мы снова связались и пошли по направлению к нашему следующему перевалу Эпюры, который нам удалось пройти в этот же день.
Пер.Эпюра находится в главном хребте Терскей Ала-Тоо между
вершинами Бригантина(4800) и Джигит(5130), ведет с л.Зап.Кольтор
(л.Джигита) на л.Зап.Караколтор. Этот перевал необычен тем, что
проходится со стороны л.Джигит по ледовому гребню. Перевал
односторонний: со стороны л.Зап.Караколтор взлет практически
отсутствует.
Через два часа ходьбы от седловины Онтора по закрытому
леднику в связках мы подошли под перевальный взлет Эпюры, где
пообедали. Затем начали подъем на перевал. 1-я ступень - небольшой
снежно-ледовый лоб - проходится пешком в связках. После этого
попадаем в верхний перевальный цирк. Затем нужно подниматься
вправо на гребень. Там обычно приходится навешивать перила. У нас
лед на склоне был покрыт тонким слоем плотного снега (10-15 см),
кошки держали на нем хорошо, бергшрунды были забиты, поэтому мы
могли надежно идти без перил, присто в связках. На гребне в самом
его начале снег был полностью сдут на протяжении метров 15, лететь
было куда, поэтому мы повесили вдоль гребня одну веревку (35 м)
горизонтальных перил с одной промежуточной перестежкой. Верхняя
точка крепления была на фирновом щите-снегосбросе, остальные - на
ледобурах. Выше веревки лед снова пошел присыпанный тонким слоем
снега, сцепление кошек с ним улучшилось, и мы шли пешком в связках
до самой седловины. Весь подъем с места обеда у нас занял 3.5
часа. Спуск с перевала на юг не представляет трудностей: взлет
~10-15 м крутизной 25-30o - лед под тонким слоем снега, сцепление
с кошками хорошее. Спустились в связках спиной к склону на ровный
закрытый ледник Эпюры. В нижней части ледник сильно трещинноватый,
мы проходили зону трещин ближе к левому борту. Ночевали на
леднике, а на следующий день вышли на левую боковую террасу и по
ней пошли к нашему следующему перевалу.
Иногда верхний цирк пер.Эпюры бывает лавиноопасным. В этом
случае на гребень выходят не из верхнего цирка, а сразу из
нижнего. Этот путь хотя и несколько более сложен технически, но
практически безопасен.
Пер.Каракольский Зап.(2А,4250)
Из доброй половины десятка перевалов, ведущих с
л.Вост.Караколтор на л.Вост.Кольтор (л.Бригантины) через главный
хребет пер.Каракольский Зап. технически самый простой (и
единственный 2А). Если идти к нему с пер.Эпюры, то не нужно
спускаться с л.Зап.Караколтор до самой реки. Можно сэкономить
~400-500 м высоты, пройдя между ледниками Эпюры и Вост.Караколтор
по травянисто-курумной террасе слева по ходу. На террасу надо
выходить с самого ее начала, сразу за первым левым боковым
ледничком, впадающим в л.Эпюры. По террасе никакой тропы нет
(кроме козлиных). Фактически это склон средней крутизной 15-20o,
кот. надо траверсировать с постепенным снижением (в каком месте
конкретно траверсировать - все равно). Мест для ночевки на
протяжении всей террасы нет ни одного. В конце террасы можно
спуститься сразу на л.Вост.Караколтор значительно выше его языка.
Т.к. путь по террасе не был нам досконально известен (мы только
знали, что где-то там пройти можно), то мы потратили некоторое
время, чтобы разведать дорогу, и до пер.Каракольский Зап. в этот
же день не дошли.
Л.Вост.Караколтор довольно нетипичен для Терскея и напоминает
чем-то Памирские ледники. Он очень неровный, сильно растресканный,
и на нем почему-то образовалось много лунок самых разных размеров,
в кот. раза два пришлось спускаться. Ледник закрытый, поэтому шли
в связках. Возможно, мы могли бы пройти к перевалу и не выходя на
ледник, траверсом вдоль правого (орографически) борта или по
рантклюфту, но мы не были в этом уверены и решили не рисковать,
т.к. видно было, что ближе к правому борту трещин значительно
больше. Шли примерно по середине ледника. Перевальную седловину
становится видно только когда оказываешься прямо напротив ее,
поэтому мы прошли по леднику, может быть, чуть дальше, чем было
надо, и попали в зону более густых трещин.
Перевальный взлет со стороны л.Вост.Караколтор весьма
неприятен. Это крутой (30-35o) камнеопасный кулуар (вернее, два
кулуара, разделенные скальным лбом), перепад 300-400 м, мелкая
осыпь на скалах, есть выходы сильно разрушенных скал. Мы решили
подниматься по левому (по ходу) кулуару (там осыпь была прикрыта
небольшим слоем снега, и поэтому вероятность схода камней была
меньше). Интуиция не подвела нас: в то время когда мы поднимались
по левому кулуару, по правому прошел камнепад. Если бы на
перевальном взлете лежало много снега, то он несомненно был бы
сильно лавиноопасен, причем сколько-нибудь подходящего пути где-то
под скалами или по гребешкам там не видно, и это нужно обязательно
учитывать группам III к.с., которые хотят попасть через главный
хребет Терскея на л.Вост.Караколтор и возвращаться через
пер.Каракольский Зап. (группы IV к.с. могут пройти вместо него
более безопасный пер.Каракольский Вост.(2Б)).
На перевале мы надели кошки, связались и стали спускаться. С
седловины вправо вниз ведет косая ледовая полка почти до самого
конца взлета. По ней мы и прошли. На льду лежал тонкий слой фирна,
сцепление кошек было хорошее, так что перила не понадобились.
Высота взлета на спуске не более 100 м, крутизна около 25o.
Ледничок в перевальном цирке ровный, в нижней части открытый,
трещин немного. В том месте, где он впадает в лед.Бригантины, есть
ледовый лоб крутизной градусов 20o, но и там проходится пешком.
Пер.Труд, кот. мы прошли как запасной вариант, ведет из верховьев л.Вост.Кольтор (бассейн р.Каракол) на л.Зап.Чон-Узень (бассейн р.Арашан). Подход к перевалу по ровному закрытому леднику Вост.Кольтор (в связках) не представляет трудностей. Перевальный взлет скально-осыпной крутизной 30-35o, перепад высоты около 100 м. Непосредственно под седловиной склон более крутой, больше скал, поэтому мы поднимались правее, по осыпному кулуару, ведущему до самого гребня, и потом по гребню прошли до седловины. Дальше возможно три пути: либо по скальным полочкам влево вниз, либо по льду под скалами, прижимаясь влево, либо прямо вниз по льду. Первый вариант для спуска не подходит: и неудобно (косой спуск), и более длинно, и камнеопасно, да и веревки труднее сдергивать. Этим вариантом иногда пользуются при подъеме на перевал со стороны л.Зап.Чон-Узень в случае лавинной опасности на снежно-ледовом склоне. Весной, когда на перевальном взлете лежит много снега, обычно спускаются по второму варианту, причем закрепляют веревку на скалах. У нас же на ледовом склоне лежало около 20 см сухого сыпучего снега (откуда он там взялся - загадка для нас: ни на одном другом перевале, да и на леднике внизу этого не было). Когда мы бросали первую веревку, этот сухой снег ниже веревки почти количественно осыпался вниз. Тогда мы натянули на седловине горизонтальные перила, потоптались там и сбросили весь снег, который плохо держался. Теперь уже было ясно, что наиболее безопасен спуск прямо вниз по только что очищенной "дороге". Спускались в кошках. Первую веревку (35 м) закрепили на скалах, вторую (60 м) - на ледобурах. Ниже второй веревки организовали коллективный пункт страховки на ледобурах. Дальше в принципе можно было бы идти пешком, если бы метрах в десяти внизу не было бергшрунда. Через бергшрунд нам пришлось повесить еще одну веревку (хотя он и был забит снегом, но опасность провалиться в него оставалась). Сняв со склона веревки, мы связались, перешли по диагонали на левый борт ледника, там сняли кошки и пошли дальше по рантклюфту без связок, т.к. провалиться было уже некуда. В нижней части л.Зап.Чон-Узень вышли на левую боковую морену. На морене немного не доходя до сброса в ущелье р.Чон-Узень есть небольшое озерко, вокруг озера травка, кустики. Там мы заночевали. Ночью погода испортилась, выпал снег, с утра все вокруг нас заволокло туманом. Спускались к р.Чон-Узень практически вслепую по среднекурумному склону чуть правее озера. Дальше шли по левому берегу р.Чон-Узень. Примерно через 40 мин ходьбы от места выхода к реке началась тропа, кот. шла все время по левому берегу р.Чон-Узень и далее р.Арашан до самого курорта (до курорта мы шли почти полный ходовой день). Попарившись в горячих источниках Алтын-Арашана, мы на следующий день по дороге дошли до пос.Теплоключенка, откуда ходит автобус в Пржевальск.
Запланированный маршрут пройден практически полностью. Единственное отступление от основного варианта состоит в замене последнего перевала Алакуль(1А) на пер.Труд(2А) при выходе в долину р.Арашан (этот вариант был заявлен в качестве одного из запасных). Необходимость прохождения запасного перевала Труд была продиктована следующими объективными и субъективными обстоятельствами: