О Т Ч Е Т
О ГОРНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ I (первой) КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ПРИЭЛЬБРУCЬЮ,
совершенном с 06 августа по 23 августа 1994 года группой кружковцев ЦВР "СОКОЛЬНИКИ" Центрального округа г.Москвы
Маршрутный лист: N 04/3-150
Руководитель группы: Жданова Е.Д.
Адрес руководителя: 15 Парковая ул., д.42,кор.4, кв.38, тел.461-09-54
Нитка маршрута: Москва - Черкесск - пос.Хурзук - пер.Нефтяник (1А) - Ворошиловские коши - пер.Азау (1А) - "Песчаные гостиницы" - пер.Эхо войны (1А)рад. - ущелье Азау - Приют 11(рад.) - Терскол - Нальчик - Москва.
Характеристика района похода.
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ - туристское название части Большого Кавказа от западных подходов к Эльбрусу до бассейна реки Чегем на востоке. Южная граница проходит по Главному Кавказскому хребту. Цепь красивейших вершин Главного и Боковых хребтов выдвинула Приэльбрусье в один из основных районов массового туризма. Этот район славиться живописными ущельями, расположенными на высоте 2000м над уровнем моря и более. Самое крупное из них - Баксанская долина. Выше 3500м над уровнем моря распространены ледниковые формы рельефа. Свободные от ледников поверхности покрыты моренами. На более низких уровнях (3500-2000м) на склонах хребтов много каменных россыпей с белыми пятнами тающих снежников. С крутых уступов с кал низвергаются вниз пенящиеся водопады. Приэльбрусье - район активной лавинной деятельности. Лавины разного типа, размера и мощности особенно часто сходят с крутых склонов долины реки Терскол, также лавиноопасны верховья долины Азау, где скапливается большое количество снега.
КЛИМАТ формируется под влиянием высокогорного резко расчлененного контрастного рельефа. Если на равнинах он континентальный, то высоко в горах царит полярный холод. Больше всего ясных дней в октябре - ноябре (30%), меньше в апреле - июне (10%). Легкий туман, спускающийся ночью с гор в долину, днем рассеивается. Снежный покров устанавливается в ноябре, в долинах лежит примерно до середины апреля, в альпийской зоне - до мая-июня. Выше 300
0-3500м даже в самые теплые летние месяцы возможны снегопады. В течение года на всех высотах преобладают ветры западных направлений.РЕКИ. В ледниках рождаются многочисленные родники, ручьи, речки, которые несут свои воды в главную реку Приэльбрусья - Баксан. Это один из притоков Терека, впадающего в Каспийское море. Он и его многочисленные притоки - типично горные реки с очень бурным и шумным течением. Река Баксан и ее притоки особенно полноводны в летнее время (в июле-августе).
ПРИРОДА. Мощный пояс хвойных лесов сменяется неширокой полосой древесно- кустарниковых редколесий. которые постепенно переходят в пояс субальпийских, а затем и альпийских лугов. Последние непосредственно примыкают к снежным и фирновым полям. Флора цветковых растений насчитывает около 3000 видов. На местах схода лавин преобладают березняки с рододендроном - реликтом третичной эпохи.
ЖИВОТНЫЙ МИР. В лесах встречаются медведи, водятся волки. На горных склонах, на самых высоких гребнях и сейчас можно увидеть туров. Они обычно собираются в стада по 20-30 голов. В сосновом лесу можно встретить белок, нередки хорек, крот, Лесная куница, землеройки. В туристическом отношении район давно исследован и надежно освоен. Он является одним из наиболее посещаемых и любимых группами туристов-горников города Москвы. Он вобрал в себя все качества, характерные для идеального учебно-тренировочного полигона: относительно удобные подъезды, разнообразие естественных препятствий. Немаловажны также хорошая туристская освоенность и наличие туристских схем. Необходимо помнить о том , что маршрут выходит в национальный парк "Приэльбрусье", но мы не встретили на своем пути представителей власти. Также этот район теперь является приграничным: несколько раз у нас проверили документы (у Ворошиловских кошей, в Азау )
. Вероятно, со следующего года потребуется пропуск. Не следует планировать похождение перевалов, ведущих в Грузию - полностью обворуют. Кстати, с этой проблемой мы встретились и на нашей стороне: под пер.Эхо Войны обворовали группу Ленинского клуба туристов г.Москвы и др.. Нельзя оставлять вещи и снаряжение на улице. В целом, обстановка совершенно спокойная, очень много туристов. Район позволяет совершать горные и пешие походы всех категорий сложности. О возможности пополнения продуктами говорить не приходиться: все везли из Москвы. В Терскол послали себе продуктовую посылку за 3 дня до отъезда. За хранение не пришлось платить. В Терсколе можно купить хлеб, кабачковую икру, крупу, чай, яйца, помидоры, яблоки, груши, тушенку (дороже, чем в Москве), сникерсы и т.п. В гостинице "Терскол" можно сносно пообедать. На поезд продукты покупали в Нальчике и в Терсколе (кроме сыра, колбасы, сахара). О возможности ночлега можно договориться в многочисленных домах отдыха и турбазах Баксанского ущелья. Цены от 15000 рублей с человека в день и выше с питанием. Гостиница "Азау" разрушена. Ночлег на Приюте 11 обойдется в 6000 руб.с одного ( 12 часов одног о дня и до 12 часов другого). Но в это время очень мало мест - много иностранцев. Мы ночевали под станцией Азау в палатках, проблем не было. Канатная дорога в Азау до ст.Мир стоил (выд.квитан.) Время работы: 9.00-16.00. Но с 8.00-9.00 и с 16.00 и далее по телефонному звонку, но без билетов можно подняться наверх. в Чегете один пролет стоил 2000руб., а их там два ( квитанцию не дают, билеты сомнительны). Почта в Терсколе работает ненавязчиво, почтальона мы отыскали в гостинице "Терскол" в коммерческом киоске у подруги. Телеграф и телефон в Терсколе работают исправно. Можно заказать разговор с Москвой (20 минут). Телеграмму о выходе на маршрут с трудом отослали из Карачаевска (центр), упросив водителя автобуса остановиться на минутку в центре города. Медицинскую помощь можно найти в гостинице "Терскол" . КСС расположена в центре Терскола за полуразрушенным домом напротив автобусной остановки.
Подъезды
К начальной точке маршрута:
1. Поездом N61 Москва-Нальчик доехали до ст. Черкесск в 7.38 , опоздав на 20 минут. Этот поезд единственный, который имеет вагон до Черкесска. Цена плацк. билета: 27525+1200(ксб)+5(страх.)= 28730
2. Далее автобусами. Прямых до поселка Хурзук нет. Сначала из Черкесска доехали до Карачаевска на автобусе, который отправляется в 8.20 (подробности смотри в тех.описании).
Расписание автобусов Черкесск-Карачаевск (цена 1530+305 ): 6.25; 9.30; 10.15; 12.00; 12.50; 14.40; 15.40 Также подходят автобусы до Тиберды, идущие через Черкесск: 6.50; 7.40; 8.20; 9.50; 11.00; 14.40; 17.00
Затем из Карачаевска до Хурзука на атобусе в 10.20 Расписание автобусов из Карачаевска до Хурзука: 10.20; 15.20; 18.00 (цена билета 1530+400 багаж)
Из конечной точки маршрута:
1. Автобусом из Терскола до Нальчика на автобусе в 7.30. Он единственный, который успевает к 61 поезду. В пути - 3,5 часа. Всего в день около четырех автобусов. Есть еще до Минвод, но они идут намного дольше. Билеты можно взять заранее на автостанции в Терсколе (комис.сбор). Цена билета 2700+500багаж.
2. Поездом N61 (это не ошибка, поезд в дороге меняет номер на 62) Нальчик-Москва с конечной станции отправились в 12.30. Цена плацк. билета: 30225+1800(ксб)+600(страх.)= 32625 го еще чаще,но возможны отмены..
Экскурсионные обьекты:
18.08. Канатная дорога в Азау, Приют 11
19.08. Кресельная дорога в Чегете
Обоснования изменений заявленной "нитки" и графика маршрута:
1. Нитка маршрута не была изменена.
2. В графике были допущены изменения: - из-за дождя на один день задержались под пер.Нефтяник
4. Техническое описание маршрута
Первый, второй и третий дни пути
6,7,8 августа 1994 г. Москва - Черкесск - Карачаевск - Хурзук - р.Уллу-Кам
Выехали из Москвы 6 августа в 14.28 поездом N61. Ночью с 7 на 8 августа стояли на ст.Невиномысская с 11.20 до 3.15, вагон при этом был закрыт. Прибыли на ст.Черкесск в 7.38, опоздав на 20 минут. Автовокзал находиться напротив ж/д станции. Купили билеты до Карачаевска на проходящий автобус "Минводы - Теберда" отправлением в 8.20. Какая удача - сразу уедем! Но все не так просто: подойдя к автобусу
, мы обнаружили, что он забит битком и никто не собирается уступать места. Так и ехали: с рюкзаком в обнимку на одной ноге. Водитель намекнул нам, что мы - наивны. Выгоднее брать пассажиров за "живые" деньги, чем с билетами. Через 1,5 часа приехали в Карачаевск в 10.00. А в 10.20 отправлялся автобус до Хурзука. Пассажиров кроме нас, практически, нет. Вот оно счастье! Упросили водителя остановиться в центре Карачаевска отослать телеграмму о выходе на маршрут (мы узнали, что в Хурзуке нет почты). В центре была остановка, за 5 мин. послали телеграмму. За это время автобус набился битком, руководителю удалось войти с трудом. Добрались в Хурзук в 12.10. И все-таки - это удача: мы очень быстро приехали к началу маршрута. Здесь нам предложили доехать до каменоломни (Актюбе) на грузовике за 4000 рублей. Спасибо, время у нас есть, а лишних денег нет. Так и пошли солнцем палимые, ветром гони..., а вот ветра-то и не было. Отошли немного от поселка, устроили перекус-доедание поездных продуктов. На маршрут вышли в 13.30 по грунтовой дороге в юго-восточном направлении. Дорога идет по открытым безлесным участкам. Она плавно поднимается вверх, но идти тяжело - жарко, хотя на небе появились облака. Через два перхода подошли к каменноломне (Актюбе). Здесь дорога расходится: одна ведет в а/л Узункол (правая), другая - в долину реки Уллу-Кам (левая). Мы пошли по второй. Дорога вошла в лес, справа осталась турбаза Уллу-Кам (не действует). Идти стало немного легче, но подъем здесь круче. Пройдя около 20 минут, мы встали на ночлег. Место выбрали хорошее: дров много, воду брали в речке.Четвертый день пути
9 августа 1994г. р.Уллу-Кам - т/л Гвандры
Вышли с места стоянки в 8.25 и продолжили движение по грунтовой дороге в юго-восточном направлении к слиянию рек Уллу-Кам и Чиринкол. Проселочная дорога довольно круто поднимается вверх, вокруг сосны, много грибов. Не можем удержаться - собираем их. Через один переход (ок.3 км)
дорога выходит из леса и расходиться на две. Нам нужна правая, она резко идет вниз к мосту. Мы добрались до слияния рек. Перейдя на другую сторону р.Уллу-Кам, дорога вошла в лес, здесь мы сели отдохнуть. Часть группы понесла заброску по левой дороге к Ворошиловским кошам (слияние рек Кичкинекол и Уллу-Кам). Туда мы должны прийти через два дня. Заброску оставили в кустах у реки, немного недоходя до кошей. Ее завалили камнями, у каждого был готов пакет с п родуктами еще в Москве. На этот выход потребовалось 3 часа. К приходу назад к развилке дежурные приготовили перекус. Продолжили движение в 2.45 по правой (по ходу) стороне реки Чиринкол по проселочной дороге. Она почти всегда идет лесом. Места необыкновенно красивые, много грибов, есть заросли малины, черники. Через два перехода вышли на большую поляну к кошам, здесь к огда-то был турлагерь Гвандры. Теперь от него ничего не осталось. На карте 1991 года мы уже и не встречали такого названия. Все оценили эти места: здесь хорошо турслеты проводить, только от Москва далековато. И, действительно, вечером сюда приехал грузовик с туристами из Армавира. У них было несколько групп. Но мы не стали останавливаться вблизи кошей. Перейдя по мосту, пошли по тропе по левому (по ходу) берегу реки Чиринкол. Дороги не стало после кошей у вырубки леса. Тропа петляет между камней, довольно круто поднимаясь вверх. Мы прошли по ней минут 20 и в ышли к небольшой, но очень уютной поляне. Здесь река близко подходит к берегу. Отсюда виден последний кош. Людей там нет, только собака. Вечером туда заезжал пастух. Стала портиться погода. Но мы успели приготовить грибы. Великолепное место для ночлега, сами себе завидуем: ровное, рядом течет река, дров много. Это место, практически, последнее для стоянки. Только на выходе из лесной зоны (в 10-15 минутах) можно встать с 2-3 палатками. Но с дровами там хуже.Пятый день пути
10 августа 1994 г. р.Чиринкол
Д Н Е В К А
Подъем дежурных - в 7.15, завтрак - в 8.20. Собрались идти на перевал, но с гор натянуло тучи и заморосил дождь. А ведь мы уже собрали рюкзаки. Сели под накидками, надеясь, что ветер растянет облака. Но облачность стала сплошной, дождь усилился и мы сроч но поставили на том же месте палатки. И правильно сделали. Утром посылали на разведку двух человек: ближе к перевалу не подойти
, его надо брать за один день. Расчитываем на завтра. Во второй половине дня дождь прекратился, а мы пошли за грибами и черникой. У кошей встретили несколько групп из Армавира.Шестой день пути
11 августа 1994г. пер.Нефтяник(1А)-Ворошиловские коши
Вышли на маршрут 7.00. Пошли по тропе в юго-восточном направлении по левому (по ходу) берегу р.Кичкинекол. Через 10 мин. подошли к кошу. Через 20 мин. - к границе леса. Тропа идет дальше, а нам надо поварачивать налево. Ориентиром для этого поворота явля ется
перевал Переметный, который находится на правом (по ходу) склоне и виден снизу. Прямо напротив него находиться наш перевал на левом склоне. Отсюда начинается подъем по крутому травяному склону, без тропы. Через один переход выходим на небольшие скал ы, откуда уже начинает просматриваться пер.Нефтяник. Вскоре выходим на осыпь, через 2,5 перехода - на седловину. Пер. Нефтяник (1А) находиться на высоте 3200 метров, снежно-осыпной. Но снега в этом году мало. Записку на перевале не обнаружили, вероятно, туристы здесь бывают нечасто. Нам было довольно легко подниматься, так как продуктов несли всего на 1,5 дня. Небо активно затягивается облаками и мы торопимся вниз. Спуск с перевала идет опять без тропы по осыпи. Крутой, как и подъем. Надо понемногу забирать вправо, чтобы выйти к мосту через р.Кичкинекол. Через два нелегких перехода мы оказались у реки. Здесь и устроили перекус. Продолжили движение в 14.50, перейдя по мосту на другую сторону. Здесь идет хорошая тропа к Ворошиловским кошам. Через переход мы вышли к ним, здесь р.Кичкинекол сливается с р.Уллу-Кам. Перешли по мосту у кошей, пошли по дороге в северо-восточном направл ении по проселочной дороге. Через 15 минут спустились к реке и встали на ночлег. Оставив рюкзаки, сходили за спрятанной в кустах заброской. Место для стоянки выбрали хорошее: небольшой остров 100 метров в длину и 40 метров в ширину. Здесь река разветвляется на два рукава, которые скоро опять сливаются (фото ). Прошли на него по кладям. Место ровное, сухое, дров немного, зато воды - залейся.Седьмой день пути
12 августа 1994 г. Ворошиловские коши
Д Н Е В К А
Главное событие дня: нас окружили пограничники. Проверка документов. Закончилось все совместным чаепитием с их сгущенкой и нашими казинаками. Сразу осознали, что находимся в приграничном районе. А хорошо, что они есть.
Восьмой день пути
13 августа 1994яг. Ворошиловские коши - р.Уллу-Озень (подход под п.Азау).
Вышли с места стоянки в 9.05 в восточном направлени вдоль реки Уллу-Кам по проселочной дороге к Ворошилов. кошам (фото ). У них она заканчивается и мы продолжаем движение по тропе, которая идет по левому (по ходу) берегу реки Уллу-Кам. На самих кошах ак тивно торгуют шерстяными изделиями. Мы купили себе (довольно дорого) айран. Тропа идет альпийскими лугами, с небольшим набором
высоты. Через один переход от стоянки подошли к притоку реки Уллу-Кам - реке Уллу-Озень (Уллу-Езень). Перешли по мосту на другую сторону первой реки, продолжили движение по левому (по ходу) берегу реки п ритока. Слева остались летовки, вокруг пасуться овцы, а мы идем по широкой и ровной долине. Там, где она сужается есть первые места для ночлега. Здесь передохнули (фото ). Третий переход. Продолжаем движение по тропе. Теперь она стала круче и идет очень близко к ручью. После 20 минут вывела на очередные луга. Но здесь много ручьев, постановка лагеря маловероятна. слишком сыро. Придерживаясь левой (по ходу) стороны долины, слабая тропа вывела к нагромаждению камней. Здесь она теряется, шли по турам. Еще 20-25 минут подъема и мы на небольшой, но довольно ровной площадке в цирке Азау. И это последнее место возможной ночевки под перевалом. Место для ночлега нормальное: разместили пять палаток, готовили на примусах, вода довольно близко.Девятый день пути
14 августа 1994 г. пер. Азау (1А) - "Песчаная гостиница".
Вышли на маршрут в 7.45. Нам предстоит взойти на перевал Азау (3260 м-1А). С этого места хорошо виден пер.Тройной. На Азау следует подниматься по тропе, которая забирает влево. Двигаемся левым (по ходу) берегом р.Уллу-Озень. На первом переходе встретили стадо яков. Их завезли сюда с Тянь-Шаня. Населяя каменистые со скудной растительностью пространства на границе снегов и льда, яки не конкурируютни ни с дикими ни с домашними животными. Тропа кончается после выхода на ледниковую морену. На ней на камнях и
меются туры, ведущие к перевалу. Перевальный взлет около 30 градусов, осыпной. Подъем трудностей не представляет. От места стоянки до перевального взлета 3 перехода. Надо помнить, что при поъеме не следует выходить на ледник Хасанхой-Сюрюльген. Иначе можно выйти к так называемому ложном у Азау, который представляет скорее узкий лаз. Он выше, да и категория сложности его 1Б - 2А (фото ). Находиться он правее настоящего перевала. На перевале сняли записку туристов из г.Никополя (маршрутная книжка N14-94) под рук. Глазунова С.Н. (фото ). Спуск на ледник Чипер-Азау по пологому склону без трещин. Тропа идет по закрытому леднику, забирая вправо (фото ). Спускаться по снегу очень легко, но не стоит разгоняться. Через переход вышли на землю, где довольно легко обнаружили тропу. Второй перехо д по хорошей тропе (также есть туры) - и мы на "песчаных гостиницах" (фото ). Это ровные площадки у реки, отсюда начинается крутой спуск в долину реки Баксан. Мы же встаем лагерем. Сюда со всех сторон спускаются туристы. Встретили группу из Москвы (Ленинский клуб). Они были мрачны: под пер. Хатю-Тау обворовали руководителя. Она ос тавила рюкзак с документами и общими деньгами на улице. По той же причине у еще одних москвичей украли снаряжение: веревки, ледоруб. Все думают на пастухов. Встретили большую группу скаутов из Набережных Челнов. Они делали кольцо вокруг Эльбруса. Место для стоянки выбрали хорошее: подальше от реки. Много каменных стенок, выложенных туристами. Они спасают от ветра. Приготовление пищи, естественно, только на примусе. А воду брали в ручье.Десятый день пути
15 августа 1994 г. "Песчаные гостиницы" -
пер.Эхо войны (рад.)
Позавтракав, вышли в радиальный выход на пер.Эхо войны (3200-1А). Вернулись метров 100 назад по вчерашней тропе и по турам, уходящим вправо (по ходу) стали подниматься наверх. Идти без рюкзаков - одно удавольствие (фото ). Два перехода потребовалось, ч тобы взобраться наверх. Какая красота открылась перед нами: Эльбрус, его плато, перевалы Хатю-Тау, Хасанхой-Сюрюльген. Ледовое плато сильно
подтаяло и напоминало весеннюю лужу. В этом году на Кавказе мало снега. Перевал предстовляет из себя каменистую площадку (там даже расчищено место для одной палатки. Встречаются обвалившиеся блиндажи. Стоит памятник защитникам Кавказа (фото ). Нам не хотелось от сюда уходить. Великолепная погода и захватывающий вид (фот о ). Спускались по той же тропе. На небольшом снежнике провели занятие по зарубанию ледорубом. Всем очень понравилось. Спустились без остановок к обеду. Пора отдохнуть.Одинадцатый день пути
16 августа 1994 г. "Песчаные гостиницы" - р. Азау (ст.канат.дороги)
Подъем в 7.00. Погода отличная. Вышли беззаботно через 1,5 часа. В этом то и таилась опасность. Казалось, сейчас быстро сбежим вниз, а там - "прелести" цивилизации. И ведь все так и могло бы быть. Но..... По хорошо набитой тропе стали спускаться, но часть группы немного задержалась (5 минут). И этого было достаточно, что они оказались совсем не там, где надо. Дело в том, что тропа сразу (40-50 метров от места стоянки ) расходиться. Надо выбирать левую! Вс коре на ней появляется свежая синяя маркировка. Она выводит к нижней части ледника Б.Азау. Там по турам - переход на другую сторону р. Баксан. Делать самостоятельно переправу через эту реку крайне не рекомендуется: очень опасно, много
смертельных случаев . Вторая часть группы спокойно спускалась по правой тропе, но вот она ведет в никуда. Это старая тропа, которая обвалилась, но многие ошибаются. На ней есть туры, она становиться все круче и выводит только к реке. Обратно идти не хочется и туристы делают н авесную переправу. А там.... Мы очень не советуем поддаваться соблазну. Траверсировать склон к леднику - невозможно: на пути встают отвесные скалы (а их сразу не видно). Единственный безопасный путь - наверх, назад, искать тропу с синей маркой. Больше часа первая часть группы ждала пока выберется вторая, корректируя их действия с противоположного склона, постоянно вопя: "наверх!". Если действовать правильно, то спуск и проход ледника до тропы на другой стороне реки займет один переход. Далее прекрасная тропа выводит к границе леса (второй переход). Здесь стоит много палаток. И мы решили встать на ночлег. Место неплохое, но немного замусорено туристами. Воду брали в ручье у канатной станции. В реке она была грязной. Готовили на примусах, но многие использовали дрова.Двенадцатый день пути
17 августа 1994яг. р.Азау (ст.кан.дороги)
Д Н Е В К А
Отоспавшись, пошли в Терскол за продуктовыми посылками. В гостинице "Терскол" пообедали в столовой, зашли в кафетерий и поели дешевого мороженого с кофе. Возвращаясь назад, еще зашли в кафе у дороги. Там съели по лепешке с мясом (весьма сомнительного кач ества). На обратной дороге нас настигла гроза. Конечно, вторя половина дня в горах всегда опасна ухудшением погоды.
Тринадцатый день пути.
18 августа 1994яг. р. Азау - Приют 11
Выход на маршрут в 9.00. Именно с этого времени начинает работать канатная дорога на Эльбрус. Но в этот день отключили электричество, пришлось ждать около трех часов. Но вот мы, наконец, поехали наверх. Панораму, которая открывается перед глазами, невозм ожно описать. Два пролета до станции Мир проехали за 30 минут. Отсюда пешком до Приюта 11. Вверх и вниз идет очень много туристов, особенно иностранцев. Идем по траковой дороге (трак- это открытый трактор-вездеход), которая довольно круто поднимается. Идем неторопясь, ощущается высота. Дошли до "бочек", здесь живут горнолыжники, туристы. В это м месте дорога кончается, продожаем движение по снегу ледника Гарбаши по многочисленным следам. Вот он - Приют 11! Подъем без рюкзаков занял 2 перехода. Зашли на приют на кухню, там устроили сухой перекус. Воду захватили снизу. Начинает портиться погода и мы решаем спускаться вниз. Добежав за один переход вниз к станции, мы выяснили, что опять нет электричества. За два перехода спустились по траковой дороге вниз в Азау.
Вовремя, пошел дождь.
Четырнадцатый день пути
19 августа 1994 г. р. Азау - Чегет (рад.)
Решили не идти в Чегет с рюкзаками: неизвестно где ночевать, да и билеты на автобус у нас из Терскола. Вышли в 10 часов. За 1,5 часа добрались до Чегета. Поднялись на кресельной дороге до кафе "Ай", затем - еще выше. Отсюда открывается прекрасный вид на Донгуз-Орун. Спустившись, поели шашлыки за смешную цену в 1000 руб., сходили на рынок. К 5 часам вернулись в Азау.
Пятнадцатый день пути
20 августа 1994 г. Запасной день
Готовимся к отъезду: стираем, сушим и т.д.. Купили в Терсколе яиц, сварили на дорогу. Дело в том, что в Нальчике времени будет мало (около 1 часа).
Шестнадцатый, семнадцатый , восемнадцатый день пути
21,22,23
августа 1994яг. Азау - Терскол -Нальчик - Москва
Вышли с места стоянки в 6.10, выпив только горячего чаю с бутербродами. Через 1 час дошли до автостанции в Терсколе. Вот теперь отправились на автобусе без проблем (отпр.7.30). Через 3,5 часа оказались в Нальчике. До поезда осталось 1,5 часа. Докупили пр одукты рядом с вокзалом: хлеб, консервы, сладкое. Поели манты в кафе на вокзале и подошло время садиться в поезд. В Москву пибыли в 6 утра 23 августа
Сведения о материально-техническом оснащении группы.
Ремонтный набор
Для ремонта мягкого снаряжения:
Ножницы - 1
Шило - 1
Дратва - 1 моток
Суровые нитки - 1 моток
Нитки разные - 3 мотка
Иголки - набор
Пуговицы - набор
Лоскутные материи - набор
Резинка - 3-4 метра
Куски кожи - набор
Куски брезента - набор
Булавки разные - набор
Для ремонта металлического снаряжения:
Буравчик - 1
Отвертка - 1
Кусачки - 1
Проволока - моток
Пластины латунные - набор
Напильник - 1
Надфиль - 1
Полотно ножевочное - 1
Для ремонта примусов:
Запасной капсюль - 1
Ключ - 1
Прокладки бензостойкие - набор
Иголки - 2
Струна тонкая - 1
Прочее:
Фитиль - 2 метра
Эл. лампочки - 2 шт.
Клей БФ - 1
Киперная лента - 20 метров
Шнур - 10 метров
Смазка для ботинок - 1
Гвозди (10-40 мм) - набор
Заклепки - 6
Заключение и рекомендации по маршруту.
1. Маршрут является довольно классическим, неожиданно интересной оказалась долина реки Чиринкол.
2. Необходимо знать, что поход проходил по приграничной территории. Вероятно с 1995 года потребуется пропуск для прохода.
3.
На маршруте мы втречали группы, которые были обварованы в районе Ворошиловских кошей. Не стоит оставлять свои вещи на улице.4. Стоит обратить внимание на возможные ошибки и их исправление при прохождении пер.Азау (стр. ), при спуске с "Песчаных гостиниц" на ледник Б.Азау (стр. ).
5. Довольно удачно были сделаны две заброски (см.отчет). Получалось, что мы несли продуктов на 3-4 дня. В то же время активная физическая деятельность способствовала быстрой акклиматизации членов группы.