Форосский кант 2а к/тр.

Ориентироваться по ключу (вертикальная щель 20м.,) между двумя большими деревьями. Подъем под стену начинать со старой дороги по тропинке прямо вверх, затем вправо вверх.

1-2 двигаться в направлении "ключа" вправо вверх, лазание легкое, крутизна 60-65 град., протяженность участка 80м.

2-3 от большого дерева вверх по внутреннему углу. До небольшого дерева лазание среднее (примерно посередине участка). Далее участок сложного лазания. Скалы заглаженные, идти на трении и на распорах. 2-3 широких клина, крутизна участка 75-80 град., протяженность 40 м, выход к большой сосне.

3-4 далее по кулуару вверх и влево. Лазание среднее, подойти к большому дереву, вверху (10м) виден большой камень, обходить его справа. Далее вверх до дерева. Крутизна участка 70 град., протяженность 80м, скалы средние.

4-5 через уступ выйти к большому дереву и от него вправо. Войти во внутренний угол в средней части, заросший кустарником. Угол кончается площадкой (3м.), лазание выше среднего. Крутизна участка 80 град.

Далее по стене 4-5 м., затем вправо к сухому дереву и от него дальше вверх на "балду". Скалы средние. протяженность участка 70 м.

5-6 двигаться вправо-вверх одновременно. Через 50-60м. выход на яйлу.

Возврат к оглавлению

Форосский контрфорс (слева) 5а к/тр.

(Гришкевич А.А., Волкодав В.А., 5 ноября 1970г.)

Подход к началу маршрута по осыпи спускающейся к дороге. Тропинка выходит к легким скалам под стеной, переходящим во внутренний угол вверху. Справа от внутреннего угла находится контрфорс, по которому и продолжен маршрут.

Логичный путь проходит по трещине справа от сосны, растущей на полке в 30м., выше начала маршрута.

0-1 по скалам средней трудности выход на полку с сосной (30м,50град.).

1-2 от сосны по щели (сложное лазание).Затем вправо к большой сосне (40 м, 80 град., лесенки).

2-3 от сосны влево вверх по откосу, а затем вправо к большой сосне, правее двух глыб (40 м., 70 град., скалы средней трудности)

3-4 траверс влево за глыбами. Затем вверх по камину с растущим в нем деревом, после камина выход по легким скалам к дереву, на полке под большой нашлепкой (40м, 50 град., полки, камни)

4-5 от сухого дерева вверх ведет щель, переходящая в короткий камин, который далее переходит во внутренний угол. Идти по правому ответвлению щели (и т.о., ледовые крючья, деревянный клин), под камином забит шлямбурный крюк, выход на полочку с сосной.

5-6 над полочкой находится косой карниз с зеленым пятном под ним.

Карниз обходится слева. Далее по короткой щели, идущей вправо (лесенки), выход на полку над карнизом (85 град., 20 м).

6-7 далее вверх по скалам без трещин (8 шлямбурных крючьев). Выше можно забить обычные скальные и ледовые крючья. Выход на полочку влево вверх от сосенки, под которой внутренний угол, упирающийся в карниз, имеющий форму ромба (если смотреть с дороги; 75 град., 40м.)

7-8 обход ромба слева, затем вправо вверх к сосне (40 м., 65 град.).

8-9 отсюда вверх по крепким скалам средней трудности (страховка через крючья и сосны, 40м., 70 град.).

9-10 от сосны вверх, затем траверс вправо над камнем с сосной, растущей в нижней его части, за камином по щелям на площадку с гротом (40м., 70 град.).

10-11 от полки скалы вначале разрушенные и нависают. Затем крутые скалы с множеством зацепов (40м., 75 град.).

11-12 по лЊгким скалам выход на яйлу (60м.,45 град.).

Восхождение занимает 9-10 часов.

Протяженность маршрута: 450-470м.

Перепад высот: 410 м.

Рекомендации: маршрут удобно проходить одной связкой.

Возврат к оглавлению

Форосский контрфорс 5б к/тр (вариант)

Паспорт восхождения:

1. Класс восхождения - скальный.

Район восхождения - Крым, Форос, Форосско-Меласская стена.

Характеристика восхождения:

Перепад высот - 408м.
Средняя крутизна - 73 градуса
Протяженность сложного участка 160м.

4. За6ито крючьев:

Скальных - 43 шт.
Ледовых - 16 шт.
Шлямбурных - нет (использовано 8 шт.).

5. Количество ходовых часов 11 час 40 мин.

6. Команда с/к ДГУ

Фамилия, имя, отчество руководителя и участников:

Холодков Александр Викторович,

Воропай Юрий Иванович.

Тренер команды Горошко А.Н.

Даты выхода на маршрут и возвращения:

-обработка маршрута:

8.10.78 - восхождение и возвращение в лагерь.

Район восхождения расположен на южном берегу Крыма между перевалами "Байдарские ворота" и "чертова лестница". Форосская стена находится в левой оконечности массива.

С остановки "Форос" в центре стены просматривается четко выраженный контрфорс. По центральной его части и проходит маршрут восхождения.

С верхней дороги у основания контрфорса хорошо виден большой грот, правее его - вертикальная 75-метровая щель, она является началом маршрута.

6.11.1978г. В 11'00'' группа приступила к обработке маршрута.

0-1 По щели до небольшой полочки 35 м, очень сложного лазания. Первые 20 м. проходятся с частым использованием искусственных точек опор. Затем на лесенках через нависающий 4-5-метровый внутренний угол - камин к небольшому кустику. Далее до полочки лазание несколько упрощается, на полочке был организован пункт страховки (на крючьях). От полочки по щели вверх 10 м. очень сложного лазания с использованием искусственных точек опоры до крутой очень разрушенной расщелины (1,5, 30-35¬ ). Далее 8-10 м. по внутреннему углу до небольшой полки под нависающими "живыми" камнями в центре и двумя "отколами" слева и справа (скалы сильно разрушены, дли страховки необходимы широкие клинья или закладки). Участок 6ыл пройден по левому отколу (3-4 м. до небольшого кустика). Отсюда по щели вверх 10м. очень сложного лазания с частым использованием искусственных точек опоры до камина, идущего влево-вверх. Камин 6-7м. проходится сложным лазанием. Из камина по постепенно выполаживающимся скалам выход на полку, где на крючьях был организован пункт страховки и закреплено 80 м. веревки.

На прохождение этого участка группой было затрачено 5 ходовых сов. В 16.00 группа начала спуск.

7.11.1978г. из-за неблагоприятных погодных условий группа была вынуждена отложить восхождение.

8.11.1978г. в 8.00 группа вышла на маршрут.

Поднявшись 80м. по закрепленной веревке группа продолжила прохождение маршрута.

1-2 от полки после щели двигаться влево-вверх по некрутым поросшим травой скалам до "6есстыдницы" (20м.), далее 4-5м. по крутой стенке на лесенках, затем влево-вверх сначала по сильно разрушенным скалам (15-18м. до полки) и далее вверх по скалам блочного строения на террасу (лазание выше среднего, среднее)к основанию вертикальной щели.

На прохождение участка было затрачено 30 мин.

2-3 по щели на лесенках 25 м, до камина, правая стенка которого образована нависающим камнем (здесь забит шлямбурный крюк).

Камин (2-2,5 м) проходится с помощью лесенки, далее по внутреннему углу 10-15 м. До полки (скалы средней трудности). Пункт страховки.

От полки сначала вверх 5-6м. по скалам средней трудности, затем по заглаженной плите (искусственные точки опоры) 3-4м. и далее по вертикальной щели на лесенках вверх, постепенно переходя вправо к сильно разрушенной полке.

По гладкой стене вверх (10-15м.) используя шлямбурные крючья, далее влево-вверх в направлении небольшой сосенки, здесь пункт страховки

На прохождение участка 6ыло затрачено 4 часа.

3-4 от сосны вверх по скалам средней трудности и затем траверс вправо по полкам под нависающими скалами (33-35м.) до большой сосны. Отсюда сначала влево-вверх, затем вверх по скалам выше средней трудности 40 м. до большой сосны, растущей в основании 6-7м. камина.

По камину вверх, затем немного вправо и вверх через стенку (4-5м, искусственная точка опоры) до полки (40 м).

Далее по иекрутым разрушенным скалам (10-15м.) выйти на большую полку. Отсюда вверх, преодолев крутую 5-м стенку (90-95¬ ), и затем влево-вверх по внутреннему углу (20м.)

Лазание на всем участке среднее и выше среднего, на некоторых участках сложное.

На прохождение участка было затрачено 2 ходовых часа.

4-5 60 м. вверх по некрутым засыпанным щебнем скалам одновременно в направлений кромки яйлы.

Группа закончила восхождение 8.11.1978г. в 17.00.

Возврат к оглавлению

"Рыжий угол" + "семерка" (комбинация) 5б к/тр.

(Петриченко Н.Н., Козиный В.К., Нечипуренко Б.В., Рыбалка К.П., Мамчук В.М., Хмара Н.В., 7-8 ноября 1978г)

От местного домика под в.Кильсе-Бурун по старой дороге 35 мин. хода под Форосскую стену.

0-1 маршрут начинается на косой полке, уходящей вправо-вверх, здесь растет несколько крупных можжевельников. 60 метров лазания средней сложности по полке с живыми камнями и сухой травой выводят под небольшую пещеру. Крутизна участка 60¬ , 3 к/тр.

1-2 левее пещеры по отвесной стене с небольшими зацепами и трещинами вверх 25м. (идти на двойной веревке, лесенки, крутизна 85¬ , 6 к/тр). Далее уходить влево с постепенным набором высоты к полусухому крупному можжевельнику, расположенному немного правее большого вертикального внутреннего угла (15м., крутизна 70¬ , 5 к/тр)

2-3 от дерева влево 4-5м., под основание внутреннего угла. На угол выходить через карниз (2 лесенки). Дальше по внутреннему углу вдоль расщелины, забитой землей и травой. Хороших зацепов очень мало. Хорошо идут ледовые крючья. Через 30м. угол выводит на травянистую полку. Выше на 8-10м., растет крупное дерево, но сороковки до него не хватает (карниз 95¬ , протяженность 3м., 6 к/т; остальной участок 80¬ , протяженность 35 м, 5-6 к/тр).

3-4 от полки идти к дереву и дальше вправо-вверх по системе небольших крутых кулуаров и внутренних углов. Через 40м., на небольшой скальной полке можно сделать удобный пункт страховки (крутизна 65¬ , протяженность 40 м, 4 к/тр).

4-5 заглаженная стенка, крутизной 75¬ проходится с применением шлямбурных крючьев (6 шт. Далее выход на скалы, по которым можно идти лазанием через 30 м выход на террасу (крутизна 75¬ , протяженность 10м., 6 к/тр, + крутизна 65¬ , протяженность 20м., 4 к/тр).

5-6 по стенке с внутренним углом 15.п м, вертикально вверх, затем попадаем на систему травянистых полок, расположенных под стенкой из крупных блоков (крутизна 80¬ , 5 к/тр + крутизна 65¬ , 20м., 3 к/тр).

6-7 по скалам крупноблочиого строения вверх 18-20м. лазания средней сложности. Далее траверс вправо по узенькой полке с нависающим козырьком. Вправо-вверх к пальцу. Справа от пальца на травянистой полке пункт страховки. Над полкой имеется крупная пещера, в которой можно заночевать (крутизна 65-75¬ , протяженность 40м., 4 к/тр).

7-8 далее выход на рыжие покрытые мхом скалы правее пещеры. Двигаться по стенке в направлении камина с крупным нависающим 6локом. Лазание сложное, т.к., галоши плохо держат на замшелых скалах, путь очень логичный, поскольку слева и справа находятся карнизы и отвесные стенки. Через 40м. пункт страховки под карнизом в камине. Страховать приходится сидя в лесенках и беседке (крутизна 80¬ , протяженность 40м.,5 к/тр.),

8-9 карниз проходится при помощи лесенок (крутизна 110¬ , протяженность 2,5м., 5 к/тр). Далее скалы становятся проще и значительно разрушенными. Пройдя 40м., выходим на широкую полку с большим свободно лежащим камнем. Отсюда виден конец стены (крутизна 70¬ , протяженность 35 м, 4 к/тр).

9-10 через 2-х метровую нависающую стенку (крутизна 90¬ , протяжЊнность 3м., 5 к/тр.) выход во внутренний угол и по нему на яйлу (крутизна 70¬ , протяженность 20 м, 4 к/тр).

Протяженность маршрута - 380м.,

Перепад высот - 320м.,

Средняя крутизна маршрута - 50

Маршрут пройден первопроходителями за 21,3 ходовых часа.

Забито 53 скальных (из них 18 для и т.о.) и 6 шлямбурных (для и т.о.) крючьев.

"Семерка" 5б к/тр

(Морозов О.А., Салагаев И.С., Сацевич Ф.А., Патрушев В.М.,7-8 ноября 1977)

Маршрут начинается от верхней дороги Ялта-Севастополь в направлении дерева с красной корой ("Бесстыдницы") на стене. По пологим скалам выход под стену левее "Бесстыдницы" 30-40м.

По стене по скалам 3 к/тр 30м. к дереву. От красного дерева траверс влево 10-12м. к трещине (живые камни), затем вверх в направлении пирамидального дерева 40м. (этот участок представляет собой неявно выраженный внутренний угол с полками и небольшими нависающими участками длиной 2-8м., 4-5 к/тр).

От дерева вверх по отколу (разрушенные скалы) к сухому дереву под нависающий участок (25 м, 3-4 к/тр). Через нависающий участок во внутренний угол и по нему 35-40м., страхуясь через деревья. Далее по скалам 3-4 к/тр 15-20м. к зеленому кусту.

От зеленого куста по откосу с нависанием (лесенки, швеллеры, крючья) под карниз, затем вправо на полку. Пполка шириной до 1м., длиной 10м., выводит под трещины, ведущие к пещерам. Участок до полки от зеленого куста имеет протяженность 35-40м., лазание сложное, 5 к/тр.

По трещинам, переходящим в откол, вверх 30м., сложного лазания до полки (скалы 4-5 к/тр). По полкам влево, оставляя слева внизу дерево (скалы 2-3к/тр., живые камни) 40м., затем по плите вправо под нависающий внутренний угол 15м. И по легким скалам (2-3 к/тр) 25 м. к пещере.

От пещеры по правой стороне угла пересекая угол справа налево под нависание (живые камни) 30-35 м. По трещине справа выход под пробку (лесенки). Через пробку "заль-цугом" выход в камин, по камину вверх, затем влево по узкой полочке на верх "балды" (30-40м.) к основанию неявно выраженного внутреннего угла, ведущего на яйлу. Участок "пещера-выход на "балду"" - ключ маршрута (5 к/тр). Участок, выводящий на яйлу - к/тр.

"Левый ромб" 6 к/тр.

(Морозов С.А., Холодилин В., Щербак Е., Сацевич Ф., 6-9 ноября 1978 г.)

Маршрут проходит по центру юго-восточной стены по левой стороне "ром6а".

По лЊгким скалам средней трудности (страховка крючьевая) выход на наклонную полку, ведущую вправо-вверх к дереву. От дерева вверх 8 м. И снова вправо выход через колючий куст ни полку с деревом. Всего от подножия стены 60м.

Далее вверх по 6-метровому отщепу выход вправо на стенку со щелями, заросшими травой и затем вверх 15 м, сложного лазания.

Отсюда траверс вправо 8 м. И далее маятник 10м. во внутренний угол (можно идти по щелям, заросшим травой прямо вверх). По углу вверх на полку с двумя деревьями (на участке необходимы вертикальные, швеллерные, ледовые крючья, закладки).

От деревьев влево-вверх по крутым скалам (лесенки) в направлении щели, выводящей через два куста под карниз. В нижней части участок сложен легко отслаивающимися скалами (требуется осторожное прохождение, ледовые крючья). От этих скал подход к первому кусту по щелям, забитым травой 25-30м. Далее вверх по щели (клинья, лесенки) 15м., к можжевеловому кусту (и. т.о.). От можжевелового куста по внутреннему углу, выводящему под полутораметровый карниз. Карниз приходится справа и выводит на скалы с хорошим трением и редкими вертикальными щелями (9) для забивки крючьев. По этим скалам 28 м. Всего от начала маршрута 140м. (1 день). Далее 18 м. (10) влево-вверх до полки в мульде по скалам средней трудности крутизной до 70¬ . Скалы покрыты лишайником, от мульды вверх через нависание 3м. (лесенки) в небольшой внутренний угол. По нему вверх 4 м., затем вправо-вверх 10м. к стенке. От стенки влево-вверх через нависающий отщеп выход на полку на уровне пещеры (см. описание маршрута по "семерке").

Отсюда прямо вверх 6 м, по нависающей стенке (лесенки) на неявно выраженные полочки (12). По ним вправо под основание внутреннего угла ("мыльный" угол - присыпанные порошком скалы с глухими трещинами (13)). Угол вертикальный и нависает вверху. Проходится лазанием в распорах и лесенках с частой забивкой крючьев (около 15 м,), от сужения угла уход вправо (14) на стенку с полочкой в обход нависающей стенки (6м.). Обходя ее справа, двигаться влево-вверх к узенькой полочке (3 м. длиной 0.25м. шириной) под "рыжими" скалами. Начиная с "мыльного" угла скалы перекрываются карнизами до самого верха. "Рыжие" скалы проходятся слева по нависающей стенке (12 м.) по узкой выклинивающейся трещине. Лазание только на лесенках (2 дня, удобной ночевки нет).

От нависающей стенки еще 25 м. трудного лазания с искусственными точками опоры под основание нависающего внутреннего угла, начинающегося небольшой (2-3м.) вертикальной стенкой. Этот участок (16) характеризуется широкими щелями и дырами, куда хорошо идут деревянные клинья и закладки.

Через вертикальную стенку (шлямбурный крюк) и небольшое нависание (1,5 м, лесенки) вход во внутренний нависающий угол (17). По нему очень сложное лазание на распорах и лесенках к карнизу, карниз (17) проходится справа и выводит во внутренний (тупой) угол с дырками и полочками. ЕщЊ 15м., лазания с крючьевой страховкой и вход в пещеру (18), всего около 35 м. От вертикальной стенки, по правой стороне пещеры по нависающим скалам (лесенки) выход через небольшой карниз на стенку (1) (2 день, ночевка в пещере).

После стенки 15 м, лазание с крючьевой страховкой выводит на яйлу.

Рекомендации:

а) выходить на маршрут группой не менее 4-х человек;

б) учитывать возможность двух ночевок на маршруте, а также нарастающую сложность с подъемом вверх

в) иметь достаточный набор ледовых крючьев, швеллеров, криньев, закладок (не менее 20 шт.)

г) осуществлять движение всех участников на двойной веревке.

Возврат к оглавлению

"Форосская стена" 4б к/тр. - 5а к/тр.

0-1 по наклонным плитам подходить к началу маршрута 300-350м.

1-2 связавшись, идти вверх к дереву, потом вправо к следующему дереву, закрывающему вход в пещеру (грот). Лазание лЊгкое (55-60¬ , 30 м.).

2-3 далее по правой стенке грота (либо, используя лЊгкую стенку, идти как в камине (8-10м.). Дальше по разрушенный скалам (75-80) к дереву (25 м,). Лазание на всем участке трудное (65-70¬ , 30м.)

3-4 отсюда 2м. влево и по внутреннему углу вверх. Здесь сложное лазание. Угол выводит на горизонтальный пояс скал, по нему уходить влево по полкам к дереву (50-60¬ , 40м., вн,угол 3-4 м., горизонтальные полки).

4-5 дальше прямо вверх по очень сложным скалам, постепенный переход вправо (ориентир - сгвол сухой сосны, от которой вверх уходит трещина). Под этим стволом (2-2,5 м., ниже), в мульде пункт страховки (крючья!) (80¬ , 40м., монолитная стена).

3-6 с этого места траверсом 3 м. вправо, а потом прямо вверх по разрушенной расщелине. Это также очень сложный участок: расщелина (5-6м.) проходится иа лесенках (80-90¬ , 20м., разрушенная щель, наклонные плиты).

6-7 после расщелины вправо-вверх по легким скалам (40м., 50-60¬ , 80м., вн. угол, полки).

7-8 от большого дерева ("бесстыдницы") повернуть под 90¬ влево и по легким скалам 40м. выйти на большую наклонную плату, с которой виден конец маршрута - камин (б0-65¬ , 40 м. перед камином 5-6 м., стенка, сложно).

8-9 с полки под камин еще 40 м. легкого лазания (последние 5 м, - стенка, лазание трудное) и в широкой щели под камином необходимо организовать пункт страховки. Отсюда на яйлу 30м. Этот путь можноа пройти по разному:

1. идти влево под карниз (левую его часть) и проходить его на лесенках (этот путь очень сложен!). На карнизе при необходимости (в случае усталости первого) можно провести смену ведущего. Пункт страховки в этом случае висящий - в лесенках. Этот путь кажется сложнее второго (80-90¬ , 30м., разрушенная стена, карниз).

2. Просматривается также второй маршрут. Из расщелины под камином, о6ходя нависающую его часть, подняться на 7 м, влево, а потом, траверсируя вправо, выйти в камин, а по нему на яйлу. Весь путь до камина очень разрушен, крутизна 80-90¬ ; перед камином нависание.

При прохождении обоих вариантов идущии первым должен иметь не менее 5 скальных, 3 ледовых крючьев, 1-2 металлических клина, 3 лесенки.

Прохождение маршрута занимает 5-7 часов.

"ПК" 2б к/тр.

0-1 подъем по простым скалам 200-250м., к полке с деревом, расположенной под рыжей нависающей стеной справа от внутреннего угла, вдоль которого проходит маршрут (угол прорезает всю стену и с дороги просматривается очень четко). Здесь связаться.

1-2 от полки влево-вверх по простым и средний скалам 20-25 м, до внутреннего угла и затем по внутреннему углу вверх 7-8м. до дерева.

2-3 от дерева влево через внешний угол(1-2 м,) и затем вверх по широкому камину 5-6м., (крюк!) и затем вверх по крутым скалам 20-25м., для того, чтобы выйти на полку с большими земляничными деревьями, подняться влево 4-5м. на стенку и далее по стенке вверх до полки. Лазание на всем участке средней трудности.

3-4 от земляничного дерева подъем по гладкой плите(5-6 м.) с небольшим карнизом слева. Затем через стенку 3-4м., (крючья!) и далее по скалам средней трудности 15-20м., до полки со вторым земляничным деревом. Это ключевой участок маршрута (первые 7-10м.,). Протяженность участка 59-35 м.

4-5 от дерева вправо вверх 15-20м., затем влево-вверх15-20 м, по скалам средней трудности до дерева, расположенного в небольшом кулуаре.

5-6-7 отсюда вверх по наклонным плитам к большой сосне, затем влево-вверх к заросшему лесом кулуару, по кулуару 20-25м. до яйлы. Протяженность участка 100 м., Скалы средние и простые. Протяженность марщрута 450-500м., из них 300-350м. стены, восхождение занимает 2,5-3 часа.