Малый Кильсе-Бурун 2(по оглавлению 1)б к/тр.

С дороги свернуть на тропу, ведущую в кулуар между массивами "интеграла" и в малый Кильсе-Бурун (справа). Войти в кулуар и подняться к большому дереву под стеной. От дерева вправо-вверх по легким скалам и "огородам" (30 м). Здесь связаться.

1-2 Далее сначала влево-вверх в направлении вершины 2 по легким скалам блочного строения подойти под стенку (3-4 м.), пройти ее и выйти в широкий кулуар с "огородами", сужающийся вверху.

2-3 пройти кулуар и в его верхней части свернуть вправо в небольшой провал в ребре. По легким скалам подняться на ребро к большому дереву, где удобно организовать пункт страховки.

3-4 от дерева траверс вправо вдоль стены (40 м.) по широкой полке, поросшей травой, к большому можжевеловому кусту.

4-5 отсюда 20 м. вверх по щели к дереву на стене, затем траверс влево (15м.). Через большой выступ от внутреннего угла удобно организовать страховку.

5-6 далее идти вверх в направлении большого дерева (пункт страховки) под вершинной башней 1.

6-7 отсюда влево-вверх в обход вершинной башни выход на яйлу (40м.).

"Коля-Толя"

0-1 с дороги хорошо видна горизонтальная полка, поросшая травой, немного левее видна надпись "Коля-Толя". Полка - начало маршрута.

1-2 с полки вправо-вверх по скалам средней трудности к большой полке с сосной (40 м.).

2-3 далее подъем по узкому камину (10-15м.) до начала второго камина с "пробками". По второму камину не подниматься! Переход вправо к большой сосне (3-5 м.)

3-4 от сосны по щели вверх. Лазание трудное с крючьевой страховкой (лесенки). Длина участка -40 м.). На небольшом дереве организовать страховку.

Правый вариант. По внутреннему углу вверх (страховка крючьевая). Траверс влево к разрушенному гребню.

5-6-7 по гребню с одновременной страховкой к предвершинной башне.

7-8 подъем на вершину: 30м. вправо-вверх по скалам средней сложности к кулуару и далее по кулуару на яйлу.

Левый вариант.

5-6 от дерева вверх по внутреннему углу 3-4 м. (по его левой стенке) и далее траверс влево 25-30 м по маленьким полочкам, поросшим травой (крючья) до гладкой 3-4 м. стенки, над которой растет маленькая сосна. Для прохождения стенки необходима забить в раковину на стенке ледовый крюк и использовать его и сосенку как точки опоры. Войти в большую мульду и по простым скалам двигаться вверх к дереву.

6-7 10-15 м. от дерева влево (7-8 м.), а затем вверх по скалам средней трудности к предвершинной башне.

7-8 отсюда вверх 30 м. скал средней трудности к кулуару и по нему выход на яйлу.

Протяженность маршрута - 350 м.

Восхождение занимает 3,5 -4,5 часа.

Возврат к оглавлению

Малый Кильсе по Ю. ребру. 2а к/тр.

0-1 от первого серпантина (если идти от домика лесника) вправо уходит тропа. Идти по ней сначала вверх к стене, потом спуститься на крупную осыпь, и, перейдя ее, подняться к ребру; зайти в кулуар и, преодолев стенку (2,5 -3 м.), пройти к концу кулуара. Здесь связаться.

1-2 здесь вдоль левой стенки кулуара вверх идет наклонный внутренний угол. Двигаться по правой стенке внутреннего угла вверх (до конца стенки) 10-15 м. Скалы простые, но очень заглаженные и скользкие; затем свернуть влево и по "огородам" и простым разрушенным скалам идти вверх в направлении ребра (60м.)до зарослей земляничного дерева.

2-3 от дерева вверх по ребру в направлении большой сосны (40 м.)После сосны 22,5-30 м. до полки в основании наклонной щели, идущей слева направо. Скалы средней трудности, но сильно разрушены и большой крутизны.

3-4 по щели вверх 7-8 м на небольшую полочку, затем 5-7 м по стенке (крючья!). Это - ключевой участок маршрута. Скалы выше средней трудности. Далее вверх 20 м. до полки с деревом по скалам средней трудности.

4-5 от полки 4-5 м. вверх, затем идти влево в обход жандарма (15-20 м.) и далее подняться на плечо ребра. По простом, сильно разрушенному 80 м. под вершинную башню.

5-6 отсюда вправо-вверх 25 м. до кулуара, ведущего на яйлу.

Протяженности маршрута 450 м.

Время прохождения 2,5 - 3 часа.

"Вопрос" 3б к/тр.

(Маршрут камнеопасен!)

От домика лесника идти в сторону Севастополя до первого серпантина. С этого места хорошо виден 50-метровый узкий камин, напоминающий вопросительный знак. В нижней части его видно большое желтое пятно.

0-1 подъем к началу маршрута с поворота дороги. Маршрут просматривается с дороги четка. Подъем к началу маршрута по простым скалам через террасу, поросшую травой. Ориентироваться на небольшую сосну на стене. Под этой сосной балкон, где группа должна связаться. Далее подъем на эту сосну по щели. Щель отрицательная. Над сосенками щель забита нависающими живыми камнями. Участок камнеопасен. После этого участка подъем еще на несколько метров вверх и траверс вправо через гладкую закругленную плиту на две сосны, растущие на наклонной, поросшей травой полке. Пункт страховки удобно организовывать на сосне, растущей в широкой расщелине с ровными вертикальными стенками. На первой веревка забивается 3-4 крюка, лазание сложное. Крючья применяются как для страховки, так и в качестве искусственных точек опоры.

1-2 далее маршрут пролегает через верхнюю часть расщелины, забитую живыми камнями (сама расщелина шириной около 1,5 м) и далее по наклонным плитам, засыпанным мелкой щебенкой. Вторая веревка проходит по очень разрушенным скалам. Необходима очень аккуратная работа, особенно при нагружении зацепок и забивке крючьев. Этот участок очень камнеопасен! Подъем на этом участке идет строго вверх по линии падения воды под стоком, который является нижней частью самого "вопроса". Здесь забивается крюк. После этого траверс вдоль откола на полку с сухим деревом, где удобно организовать пункт страховки. На второй веревке бьется 3-4 крюка. Участок камнеопасен. Крутизна 60-70 (. Лазание простое и средней сложности.

2-3 Третья веревка - подъем с сухого дерева вдоль откола вверх к началу камина. На этом отрезке бьется 1-2 крюка. Обязательно забивка крюка у основания камина. Камин узкий, тяжелый для лазания, проходится на распорах. Мест для забивки крючьев нет; подъем по камину 35 м. до пробки, где организовывается пункт страховки (через пробку или через крючья). После пробки каминное лазание упрощается. Подъем по камину еще около 10 м.

3-4 камин выводит на большую сосну, от которой вправо по скалам средней трудности длиной 6-7 м. Выход в большой "огород" обойти справа.

4-5 далее общее направление вправо, ориентируясь на проем в верхней кромке яйлы. На этом участке движение одновременное, скалы простые. На последнем участке при выходе на яйлу страховка попеременная, крючья не бьются. Лазание простое и очень простое.

Возврат к оглавлению

"Вопросик" 3б к/тр. (в. Кильсе-Бурун)

От первого серпантина (если идти от домика лесника) свернуть на тропу вправо и выйти по ней на широкую террасу, уходящую вправо-вверх.

0-1 выше террасу, примерно на 50-60 м., находится широкая полка у основания двух сходящихся внутренних углов. Ориентиром может служить также характерная щель в форме вопросительного знака, которая расположена слева выше полки и хорошо просматривается с дороги.

1-2 с плато до треугольной ниши 80 м. скал средней трудности. Страховка организуется через деревья и скальные крючья.

2-3 от полки в нише выход вверх 20 м. Вдоль щели между стеной и левой стенкой ниши (трудное лазание, крючья). Забирая влево выходим далее на отдельно растущее дерево. От дерева вправо-вверх до горизонтальной щели. Щель, изгибаясь по дуге переходит в вертикальную расщелину, в верхней части которой растет дерево. Двигаться следует по щели. Страховку следует организовать несколько не доходя вертикальной расщелины, ввиду возможного падения камней с верхней части расщелины, ввиду возможного падения камней с верхней части расщелины. Перед выходом на расщелину нужны лесенки. Имеющиеся висящие блоки следует обойти слева. Под деревом в верхней части расщелины скалы разрушены. Расстояние между деревом на полке и деревом над нишей по вертикали - 60 м.

3-4 от дерева вправо по широкой наклонной полке 80 м. до кулуара.

4-5 в кулуаре довольно крутые скалы блочного строения, удобные для лазания. До яйлы - 80 м.

Прохождение маршрута: 5- 5,5 часов.

"Три сосны" 2Б к/тр

От первого серпантина (идя от домика лесника) свернуть на тропу вправо и, преодолев участок леса, подойти под скалы на широкую наклонную террасу, уходящую вправо-вверх.

0-1 По террасе, поросшей травой и редкими кустами со множеством мелких камней на полках, подойти к большому дубу.

1-2 Отсюда по скалам блочного строения вверх в направлении сосны, а затем влево-вверх по камину на большую полку с деревьями.

Длина участка 40-50 метров, скалы в начале простые, затем средней трудности.

2-3 С полки вверх по щели между стеной и большой 40-метровой нашлепкой в виде пальца. Скалы средней трудности (крючья! Крючья!). Через 40 метров выход на полку с группой деревьев на вершине нашлепки.

3-4 Отсюда вверх по скалам средней трудности 15-20 метров к камину. Камин (4-5 метров) закрыт сверху нависающим камнем. Слева от камина между стеной и нависающим камнем в горизонтальную щель забить ледовый крюк и, используя его как точку опоры, сделать траверс влево (2-3 метра). Далее вверх по стенке 3-4 метра и затем по полке траверс влево 7-8 метров к 1-ой сосне.

4-5 от 1-ой сосны до третьей сосны 30 метров. Скалы средней трудности. Затем по скалам средней трудности выход на вершину бастиона - широкое плато, поросшее деревьями и редкими кустами. Сверху на плато спускается широкий простой кулуар, по которому выйти на яйлу.

Восхождение занимает 3-4 часа.

Кильсе-Бурун через "камин" 6 к/тр

(П. Денисенко, А. А. Брынза. В. Головей, 8-10 ноября 1977 года)

0-1 От домика на дороге до начала маршрута 100 метров.

Маршрут начинается в левой части стены под большим рыжим карнизом.

1-2 Выход под карниз по сложным сильно разрушенным скалам крутизной 90(. Страховка крючьевая. Под карнизом хорошая полка для организации страховки (40 метров, 90(, сложные, сильно разрушенные скалы, 6 к/тр).

2-3 Карниз обходится справа по нависающим рыжеватым очень сложным скалам. Движение по лесенке с использованием страховки двух веревок. Вверху полка на одного человека (40 метров, 100(, 6 к/тр).

3-4 По вертикальной трещине подход к камину протяженностью 10 метров. Камин узкий, с совершенно гладкими стенами, в верхней части сужается и заканчивается карнизом. Из него необходимо выходить на нависающую стенку. Места для забивки крючьев есть только в верхней части камина. Выше камина движение по нависающим скалам. Скалы крепкие. Площадок для страховки нет (40 метров, 100(, 6к/тр).

4-5 Дальнейший путь идет по внутреннему углу крутизной 70(. Скалы разрушены. Лазание предельно осторожное. Страховка крючьевая (60 метров, 70(, внутренний угол, 5Б к/тр).

5-6 Внутренний угол расширяется и становится почти вертикальным. Скалы крепкие. Движение в распоре. Страховка на лесенке (60 метров, 90(, широкий камин, 6к/тр).

6-7 Внутренний угол несколько ложиться и переходит в кулуар. Движение по нему требует особой внимательности, так как есть живые камни. Через 50 метров выход на большую террасу (50 метров, 70(, внутренний угол, 5Б к/тр).

7-8 Последний участок маршрута проходит по бастиону протяженностью примерно 50 метров. Можно идти также по вертикальным трещинам левее высокого дерева и далее на вершину по скалам средней трудности (2-й вариант, 60(, 80 метров, 3 к/тр).

Перепад высот - 400 метров.

Протяженность сложного участка - 350 метров.

Время прохождения - 18-20 часов.

Маршрут "зяблик" 5Б к/тр

(Головой В., Карпенко Ф.)

От домика лесника по дороге на Байдарские ворота 150 метров. По осыпи подъем к полке возле большого рыжего откола.

0-1 С полки вправо по трещине, сильно выветренные скалы, подход к дереву (страховка крючьевая и через дерево). Подход ко второму дереву и по внутреннему углу подъем под нависающий карниз. Выход на карниз при помощи лесенки по правой трещине. По внутреннему углу выход на полку (скалы очень сложные, страховка крючьевая). С полки вверх на лесенках 8 метров и траверс вправо на трещину (ключ!). По трещине к небольшому дереву, далее по трещине подход к шлямбурному крюку, а затем к небольшому внутреннему углу (скалы очень сложные, клинья). Выход на полку по центральной трещине бастиона, где группа должна связаться. Далее подъем на эту сосенку по щели. Щель отрицательная. Над сосенкой щель забита нависающими камнями (участок камнеопасен). После этого участка подъем еще на несколько вверх и траверс вправо через гладкую закругленную плату под две сосны, растущих на наклонной, поросшей травой, полке. Пункт страховки удобно организовать на сосне, растущей в широкой расщелине, с ровными вертикальными стенками.. На первой веревке забивается 3-4 крюка, лазание сложное. Крючья применяются как для страховки, так и в качестве искусственных точек опоры.

1-2 Далее маршрут пролегает через вертикальную часть расщелины, забитую камнями (сама расщелина шириной 1,5 метра) и далее по наклонным плитам, засыпанным мелкой щебенкой. Вторая веревка проходит по очень разрушенным скалам. Необходима очень аккуратная работа, особенно при нагружении зацепок и забивке крючьев. Этот участок очень камнеопасен!

Подъем на этот участок идет строго вверх по линии падения под откол, который является нижней частью самого "вопроса". Здесь забивается крюк. После этого траверс вдоль откола на полку с сухим деревом, где удобно организовать пункт страховки. НА второй веревке бьется 3-4 крюка. Участок камнеопасен, крутизна 60-70(, лазание простое и средней сложности.

2-3 Третья веревка - подъем с сухого дерева вдоль откола вверх к началу камина. На этом отрезке бьется 1-2 крюка. Обязательна забивка крюка у основания камина. Камин узкий, тяжелый для лазания, проходится на распорах . Места для забивки крючьев нет. Подъем по камину 35 м. до пробки, где организовывается пункт страховки ( через пробку или через крючья). После пробки каминное лазание упрощается. Подъем по камину еще около 10 м.

Башня над лагерем ("Труба") 2б к/тр

0-1 Маршрут начинается в кулуаре. По правой стене кулуара ( если стоять лицом к стене) двигаться сначала вправо-вверх к небольшому кусту, затем траверс вправо (от куста 5-6 м.) в обход больших нависающих камней. Далее сначала вверх-влево (5-7 м.), затем вверх к большой полке с дубом. Длина участка 40 м. Скалы средние и выше средней сложности.

1-2 С левой стороны полки двигаться вверх по простым скалам в направлении сухого дерева. От него вправо переход через внутренний угол. Отсюда вверх на полку с можжевеловым кустом. Длина участка 40 м. Скалы простые и средние.

2-3 С правого края полки вверх и влево-вверх вдоль неявного ребра по скалам блочного строения. До большой "Бесстыдницы" 40 м. Скалы средние.

3-4 С дерева 3-5 м. вверх, затем траверс влево к маленькому дереву и от него вверх на полку в основании внутреннего угла. Протяженность участка 25-30 м. Скалы средней сложности.

4-5 Внутренний угол несколько напоминает камин. Страховка крючьевая. Хорошие зацепы для рук есть внутри широкой щели, расположенной в центре внутреннего угла. Через 15-20 м. внутренний угол переходит в узкий 3-метровый камин, в левой стенке которого есть проушина. В нее можно повесить лесенку (выше проушины удобно забить клин и использовать его как точку опоры). Выход из камина по его внешней кромке. От камина 5-8 м. до полки в основании грота. Грот (10-12 м.) идется на распорах. Из грота выход на полку. Протяженность участка 40 м. Скалы.

5-6 С полки влево-вверх 15-20 м. по скалам средней трудности. Затем 7-8 м. вверх выход на яйлу. Протяженность участка (до дерева) 35-40 м. Скалы средние и простые.

Восхождение занимает 2,5-3 часа.

Протяженность маршрута 200-230 м.

Перепад высот - 200 м.

Возврат к оглавлению

Башня над лагерем ("Череп") 1б к/тр.

0-1 Маршрут начинается в кулуаре. По правой стене кулуара (если стоять лицом к стене) двигаться вправо-вверх к небольшому кусту, затем траверс вправо (от куста 5-6 м.)в обход больших нависающих камней, далее сначала влево-вверх (5-7 м.), затем вверх к большой полке с дубом. Длина участка 40 м. Скалы средние и выше средней трудности.

1-2 С левой стороны полки двигаться вверх по простым скалам к сухому дереву. От него вправо переход через внутренний угол. Отсюда вверх на полку с можжевеловыми кустами. Протяженность участка 40 м. Скалы простые и средние.

2-3 С правого края полки вверх вдоль неявного ребра по скалам блочного строения. До большого дерева на стене 40 м. Скалы средние.

3-4 Отсюда траверс вправо, спуск в крутой кулуар. Кулуар перейти правее скального "пальца". Обогнув "палец", выйдя в большой кулуар, преодолев стенку 3-4 м., следует организовать страховку через дерево.

4-5 Далее кулуар имеет форму каньона с отвесными стенами и наклонным дном (до 30), засыпанным глиной и мелкими камнями.

По каньону 30-35 м. до пробки в форме скального козырька. Пробка проходит управой стенки или через неширокий лаз под козырьком. Над пробкой много "живых" камней.

Далее по каньону около 30 м. до пробки в форме "черепа". Слева от "черепа" на трудной стенке 9-10 м. вверх и далее вправо-вверх по некрутому засыпанному землей склону с небольшими деревьями. Далее по внутреннему углу 12-15 м. скал средней трудности до террасы. Преодолев небольшую 93-4 м.) стенку выходим на яйлу.

Прохождение маршрута занимает 2,5-3 часа.

Перепад высот 220-250 м.

Протяженность маршрута 290-310 м.