Контрафорс Филатовой 3а к/тр.

0-1 с дороги 200-250м. по простым скалам к большому скальному выступу в форме трапеции, расположенному примерно посередине между основанием контрфорса (справа) и полкой, на которой начинается маршрут 2б к/тр (слева) "ПК".

1-2 с левой стороны выступа по внутреннему углу между выступом и стеной выход на полку на вершине выступа (6-7 м,). Отсюда вверх по гладкой стенке (3-4 м, трудное лазание) и далее вверх по скалам средней трудности дереву (10-15м.,). От дерева влево-вверх по полкам и простым скалам ко второму дереву, длина участка 40 м.

2-3 от дерева траверс вправо 3-4 м, затем вверх по внутреннему углу 15-20 м. Скалы выше средней трудности. Из угла по средним скалам вправо-вверх на полку с деревом. От начала участка 40 м. Далее двигаться вправо-вверх на контрфорс 90-100м., по скалам средней трудности, выйти на контрфорс и по крутым скалам средней трудности двигаться вверх по контрфорсу.

3-4 через 30-35 м. Пройти к гладкой 5 м, стенке. По ней выход (по ее правой части) на полку с деревом, протяжЊнность участка 120-130м.

4-5 С полки 3-4 метра вправо и далее по стене вверх правее откоса, через 35-40 метров выход на полку под нависающими камнями, нависающие камни обойти справа.

Левый вариант, после чего двигаться траверсом влево к дереву (6-7 метров).

Лазание на всем участке выше среднего и сложное. Страховка крючьевая.

5-6 От дерева влево-вверх по скалам средней трудности до полки с деревом. Далее вверх по щели 7-8 метров (скалы выше средней трудности) и затем вверх, влево-вверх по простым и средним скалам выход на Яйлу. Протяженность участка 70-80 метров.

Продолжительность восхождения 3-4 часа.

Общая протяженность маршрута 550 метров, стенного 340-360 метров.

Необходимо:

- скальные крючья 5-6 штук.

- ледовые крючья 1-2 штуки.

Контрфорс Филатовой 3б к/тр

Маршрут просматривается с дороги в виде четко выраженного контрфорса. Основание контрфорса является началом маршрута.

0-1 По правой стороне по легким скалам через внутренний угол до полки с деревом (40 метров).

1-2 От полки вверх-вправо по неярко выраженной щели (крючья) к большой сосне

(40 метров)

2-3 Далее по гребню контрфорса по легким скалам (120 метров) до разлапистых

деревьев.

3-4 От этого места через стенку (5-7 метров) на полку. С полки вправо-вверх по

внутреннему углу, переходящему в наклонную трещину (15 метров, крючья). В начале

трещины не уходить влево к высокой сосне.

4-5 Далее вверх-вправо по скалам средней трудности (180 метров) выход на яйлу.

Левый вариант маршрута 3б к/тр

От дороги 160-180 метров легких скал выводят к "пальцу" (разрушенная нашлепка) с сосной внизу. Здесь связываются и, обходя палец слева по ходу на трещине, выходят через 30 метров до сосны (2 вертикальных крюка). От сосны трудное лазание траверсом влево 5 метров и по камину-кулуару 35 метров (в верхней части очень трудное лазание из-под нависающего карниза). Желательна лесенка. Страховка через крючья, сосну.

От сосны по глубокому кулуару вправо с выходом на контрфорс 35 метров легкого лазания к двум соснам. Страховка через сосны. Кончается кулуар большой нависающей глыбой, под которой растут две сосны. По контрфорсу 50 метров лазания средней трудности. Страховка через сосны. Далее 45 метров легкого лазания до двойной сосны. Далее по трещине через двойную сосну 40 метров очень трудного лазания. Страховка через двойную сосну и крючья, вверху через выступ. Далее 110 метров легкого лазания до вершины.

Продолжительность восхождения 4,5 часа. Общая протяженность маршрута 550 метров, стенного 310 метров.

Использовано 10 крючьев , 2 лесенки.

Возврат к оглавлению

Стрелка 5А к/тр (Мшатка-Кая, 650,8 метра)

Маршрут удобно начинать у скал, подходящих к самому шоссе. Несколько западнее этого места выйти на просты скалы со множеством отдельно растущих можжевеловых деревьев.

0-1 По небольшим стенкам и скальным полкам движемся в направлении группы деревьев, расположенных ниже нашлепки "стрелки". Этот отрезок протяженностью 300-350 метров проходится с одновременной страховкой на нашлепку (участок 1-2-3) безопаснее выходить с правой стороны (40-45 градусов, 300-350 метров).

1-2 Сначала со страховкой через дерево заходим на широкий камин (трудное лазание, 1 деревянный клин, 2-3 ледовых крюка). Через 30 метров на левой стороне камина удобная для страховки полка с деревом. Далее камин выглаживается через 40 метров, лазание средней трудности (2 крюка) выводит на площадку у основания нашлепки "стрелка" (75 градусов, 70 метров).

2-3 До вершины нашлепки 40 метров по внутреннему углу. Образованному стеной и нашлепкой. Здесь два больших нависающих участка. Верх нашлепки сильно разрушен, лазание довольно трудное. На этом отрезке требуется 9-10 крючьев. Страховка на вершине нашлепки через шлямбурный крюк (80 градусов, 40 метров, внутренний угол с нависаниями).

3-4 По отвесной стене без трещин и зацепов (10 шлямбурных крючьев, работа с платформой) и далее, используя обычные и шлямбурные крючья, подходим через 35 метров к слабо выраженному внутреннему углу. Здесь имеются щели для крючьев и можно организовать пункт страховки, используя лесенки или платформу. Выше путь идет вертикально вверх к маленькой сосенке, после которой шлямбурная стена (5 крючьев) и на ней удобная для страховки полка с небольшой сосной. Этот отрезок протяженностью 40 метров проходится очень трудным лазанием с частым применением платформы. На участке 3-4 требуется около 20 шлямбурных крючьев, 2-3 ледовых и более 20 скольных крючьев (85-90 градусов, 70 метров, стена с малым количеством трещин и зацепов, очень сложно).

4-5 От полки с небольшой сосной вправо-вверх 25 метров, затем траверс влево 15 метров и далее около 100 метров вправо-вверх до вершины. Скалы средней трудности, несколько разрушенные. Страховка крючьевая (130 метров, 60 градусов, стенки, полки, непрочные скалы).

Восхождение занимает 8 часов.

"Треугольник" слева 3б к/тр

Маршрут начинается правее "стрелки". Верхняя часть маршрута хорошо просматривается с дороги и представляет собой четко выраженный треугольник, вершина которого находится несколько ниже выхода на яйлу. Однако в нижней части логического пути не видно.

0-1 От дороги подъем идет по легким скалам с полками, поросшими деревьями и кустарником, с отдельными стенками. Протяженность участка примерно 150-200 метров, средняя крутизна 45 градусов, двигаться одновременно.

В конце участка скалы становятся круче. Здесь надо связываться.

Подъем можно вести двумя путями.

1-2 В первом случае надо по полкам выйти под начало левой стороны треугольника и далее двигаться прямо вверх до выхода на треугольник. Ориентиром может служить большая сосна в расщелине. Лазание сложное, страховка крючьевая, крутизна участка 80-90 градусов.

Второй вариант начинается правее. Движение идет по крутым щелям с травой. Общее направление справа налево, выходя к той же сосне, что и в первом случае. Лазание сложное, страховка крючьевая.

(При движении тянет уйти прямо вверх на нашлепку в виде "пальца". Идти на палец не следует!)

2-3 Далее маршрут выходит на левую сторону треугольника, которая представляет собой большую наклонную полку. По полке к вершине треугольника двигаться одновременно (страховка через крючья).

Полка заканчивается короткой отрицательной стенкой (5 метров), которая выводит на балкон. Здесь маршрут соединяется с маршрутом 4А к/тр - "треугольник справа".

3-4 Отсюда подъем идет по стенке крутизной 60 градусов, полностью покрытой вьющимися кустами. Стена выводит на террасу с деревьями и кустарником. С террасы выход на яйлу - 40 метров. Подъем следует начинать по левой стенке из крутого кулуара. Через 15-20 метров подъема можно уйти траверсом по заглаженной полке вправо (5-10 метров) на более удобное место. Отсюда можно двигаться прямо вверх. Лазание сложное по крутым скалам. Страховка крючьевая.

Восхождение занимает 4-6 часов.

В. Мшатка-Кая по центру стены 4А к/тр

("Треугольник" по центру Волкодав В. А., Быстрицкий М.)

Снизу маршрут четких ориентиров не имеет, поэтому сначала его следует просмотреть в обратном порядке сверху вниз. Заканчивается маршрут хорошо видимым кулуаром на вершине Мшатка-Кая в центральной ее части. В точке, где кулуар поворачивает вправо, маршрут подходит к нему слева по широкой полке. На полке растут несколько деревьев. В ста метрах ниже третьего (считая от кулуара) дерева, растущего на полке, отчетлива видна характерная треугольная ниша с площадкой, поросшей кустарником.

Под нишей обширное скальное плато, поросшее деревьями. Это - основные ориентиры маршрута.

0-1 не доходя 200 метров до поворота на Мелас (с запада) по шоссе Ялта-Севастополь, следует, преодолев участок леса, подойти под стенку. Выход на скальное плато по полкам и небольшим стенкам. Пересекая плато выходим под стены ниже треугольной ниши. Этот участок (200-250 метров, 30 градусов) технических трудностей не представляет.

1-2 с полки вдоль вертикальной щели, расположенной левее (10 метров) от внутреннего угла. Скалы заглажены, страховка через крючья, забиваемые в вертикальную щель. Через 35 метров можно организовать страховку на слабо выраженной скальной полке.

2-3 далее логично уходить вправо-вверх 25 м. По удобным для лазания наклонных полкам со щелями в направлении внутреннего угла. Во внутреннем углу нависающие блоки, поэтому проще траверсировать влево 8 м. на откол, по отколу 6-7 м. вверх и далее в направлении дерева, растущего в расщелине (100 м, 75-80(, лесенки, 6 скальных, 4 ледовых крюка).

Этот участок наиболее трудный, вероятно, прохождение участка 2-3 можно упростить, если в самом начале уйти сложным траверсом влево в направлении деревца за перегибом скалы и далее по средним скалам выйти к дереву в расщелине.

3-4 от дерева в расщелине вверх (10 м.) по скалам средней сложности и траверс вправо (около 50 м.) вдоль горизонтальной щели. Потом вверх, используя несколько вертикальных щелей для лазания и страховки, 15-25 м. до плато на вершине бастиона.

4-5 отсюда до вершины 50 м. по крутому внутреннему углу (5 м.) на полку и далее по внутреннему углу и скалам выше средней трудности (местами нависающим) выход на яйлу.

Прохождение маршрута занимает 5-6 часов.

Протяженность маршрута - 550-600 м.

Протяженность стенного участка - 350 м.

Возврат к оглавлению

"Треугольник" (справа) 4а к/тр.

Маршрут проходит по правой грани треугольника.

0-1 с дороги по простым скалам с деревьями, полками подняться на большую террасу. Траверсируя ее вправо, подняться на меньшую террасу под правой гранью треугольника. Здесь связаться.

1-2 от правого верхнего угла террасы по короткой стенке (3-5 м.) подняться на наклонную полка, уходящую влево-вверх (страховка крючьевая). По полкам выход к зеленому большому дереву (40 м.)

2-3 отсюда вверх по скалам средней трудности подъем в мульду. Из мульды по крутому гребешку в левой части подняться 5-8 м. и траверсом перейти на большую полку, в основании широкого заросшего кулуара (протяженности 40 м.)

3-4 по кулуару подъем 30 м. одновременно к большому дереву (пункт страховки).

4-5 от дерева подъем влево к гребешку. По нему 5 м. на полку. Отсюда 5 м. сложного лазания (страховка крючьевая). Дальше по широкой, затем сужающейся полке влево-вверх. Пункт страховки организуется на крючьях (40 м.).

5-6 ключевой участок маршрута - 20 м. сложного лазания. Для прохождения участка может потребоваться лесенка. Идти на двойной веревке. Участок заканчивается кулуаром, заросшим деревьями.

6-7 далее 80 м. одновременно по заросшей полке на небольшую террасу с деревом. Отсюда до вершины 50 м. по крутому внутреннему углу (5 м.) подъем на полку в основании внутреннего угла и дальше по внутреннему углу выход на яйлу. Лазание выше среднего, местами по нависающим скалам. Страховка крючьевая.