Зап.Абиак со стороны М.Кулагаш (Тая, Юра).

24. 08. 2020г. Пройдено 7 км за 7 часов. Облачно, мокрый снег, дождь.

Утром шёл дождь, около восьми утра дождь ослаб, ветер разгонял облака, облачность поднялась и мы приняли решение идти на перевал Западный Абиак. Вышли от верхнего озерца (над оз. Разведчиков) в 10.45.

В 12 часов вышли по несложной морене на открытый ледник и довольно быстро продолжили движение по наиболее пологой части ледника, левее по ходу нашего движения. На открытом льду лежали мелкие камни, что облегчало движение без кошек. Крутизна склона до 10-15 град.

Выйдя на пологий участок мы увидели перевальный взлёт. Также стал виден участок закрытого льда, который почти весь обходился, если прижаться к правому (по ходу нашего движения) краю ледника, как нам  показалось. Мы продолжили движение, уходя вправо по открытому льду. В месте начала перевального взлёта лёд стал круче – до 20-25 град. Страховались кошками и ледорубом.

Левее нас начался участок закрытого льда, на котором  местами были видны трещины и зоны трещин.

Постепенно мы тоже вышли на закрытый лёд и связались. Почти сразу мы встретились с трещиной. Появилась мысль пройти по мостику и перепрыгнуть её. Юра прошёл 5 шагов вперёд и одной ногой обрушил снежный мост, увидев внизу глубокую и широкую трещину. Он лёг на рюкзак и перекатился назад. Рывка не последовало, верёвка была натянута и Юра не сильно провалился.
В самом узком месте трещины, которое мы видели, её ширина составляла 1, 5 м. В этом месте справа по пути подъёма ледник переламывался и образовывал много широких трещин, поэтому решено было уходить по наиболее пологой, пусть и закрытой части ледника, примерно на его середину. Мы прошли примерно 150 м вдоль трещины налево и увидели место, где трещина сужается и плотно забита снегом. Организовали страховку и переходили трещину без рюкзаков по одному, страхуя друг друга через точку страховки – ледоруб, вбитый в снег.
После преодоления этой трещины мы без препятствий вскоре вышли на перевал. Пока мы работали со снаряжением, облака вновь опустились и пошёл снег. На перевале из-за этого видимость была ограниченной и задерживаться не хотелось. Выбор пути по закрытому льду и страховка при движении по снежному мосту замедлили наше движение и на перевале мы оказались только в 15.30.
В туре обнаружили записку Новосибирского турклуба, участники которого прошли данный перевал 5го августа 2020 года в том же направлении, что и мы. Записку не снимали. Высота перевала по GPS составляет 2923 м. То, что мы увидели с перевала: вид на озёрав истоке р. М. Кулагаш.
Спуск с перевала в сторону ручья, впадающего в р. Иолдо, происходит по средней осыпи крутизна которой в начале достигает 35-40 градусов. Примерно через 20 минут спуск становится более пологим, но по крупной морене, так что снова выбираем путь внимательно, учитывая, что огромные камни – мокрые. Спуск правым кулуаром  занял примерно полтора часа от седловины перевала до первой травки.
Со спуска становится видна долина с разными озёрами. Очень красивое место. По травке проходим ещё примерно 2, 5 км и встаём на ночлег на дальнем большом озере. В покрасневшей берёзке у озера набрали подберёзовиков.
Выводы и рекомендации. Определяющая сторона перевала – северная. Сложность, на наш взгляд, определяется большим количеством широких и глубоких трещин по ходу пути на перевал. И вопреки тому, что мы читали в отчетах, на протаявшем леднике мы увидели, что эти трещины не обходятся. Поэтому без страховки данный перевал с стороны М. Кулагаша ходить нельзя, на наш взгляд.