Снаряжение. Идеи сезона 1999 года
Подходы - во внутренних ботинках
Старая идея состояла в том, чтобы не таскать с собой помимо пластиковых
ботинок еще одну пару обуви, а как-то использовать внутренние ботинки от
пластиков.
Для этого приходится, если это еще не сделано, в эти внутренние ботинки
вместо слоя поролона ставить два слоя пенки: мягкая 4 мм к ноге и плотная
5-8 мм, приклеенная к мягкой там, где поролон толще (поролон в ботинках
намокает уже просто после дня работы, и сушить их надо день на ярком солнце.
На леднике с этим еще как-то можно бороться, но на подходах, при наличии
рек, ручьев и мокрых кустов поролон совершенно неприемлим, по крайней мере
в хоть сколько-нибудь мокрых районах).
Сначала надо отпороть язычок и отодрать ткань-подкладку у подошвы.
Потом тщательно удалить поролон, выкроить по его форме пенку и вставить
ее на место. Подрезав где необходимо, пенку затем приклеивают по краям
к подкладке и внешнему слою ботинка. И, наконец, весь пакет прошивается
вдоль подошвы. Аналогично переделывается язычок. Чтобы ботинок не давил
на голеностоп, в язычок надо ставить не менее 1.5-2 см пенки.
Опыт пошива бахил на внутренние ботинки Koflach
Бахилы состоят из обрезанных на 2-3 см калош и плотного непромокаемого
авизентового верха. Калоши берутся максимально соответствующей ботинку
формы, они должны довольно плотно надеваться на ботинок, но не жать. Подошва
изнутри усиливается приклеиванием авизентовой стельки с заходами на носок,
пятку и бока (в 4 местах шириной и высотой по 3-4 см). Для более плотной
посадки на ботинок остающиеся пустоты (обычно это носок, зона перед каблуком
и пятка) можно залить силиконовым герметиком, одеть ботинок с калошей на
ногу и несколько часов подождать.
Можно обрезать сапоги, разрезать по середине и поставить люверсы под шнуровку (реализовано в 2014 году).
Верх затягивается как обычно сверху веревочкой и стягивается на подъеме
шнуровкой или одной √ двумя стяжками с пряжками.
Наиболее критичным местом оказалось соединение авизентового верха и
калоша. Поэтому имеет смысл по нижнему краю верха пришить стропу порыхлее
так, чтобы можно было авизент пришивать внутри калоша, а стропу √ снаружи.
Чтобы нитки не истирались и не рвались, стропа после прошивки проклеивается
эпоксидкой.
Такие бахилы держат на морене и скалках лучше (калош, как-никак!)
хороших треккингов, но не любят грязи (маловато рифление подметки). Их
хватает на 3-4 недели сложного похода.
Опыт переделки Koflach
Год назад узкая колодка Koflach-ей подморозила-таки мне пальцы на ногах.
Надо было или покупать новые ботинки, или утеплять и расширять старые.
Оказалось, что последнее вполне возможно, причем они становятся от переделки
не только просторнее и теплее, но и значительно более удобными.
Для расширения внутренних ботинок в них были сделаны надрезы в нужных
местах (см. фото - против большого пальца и мизинца на 1 см выше подметки
по 3-5 см длиной). С внешним же дело обстояло несколько сложнее, требовалось
их нагреть и растянуть. Нагревать оказалось наиболее удобно делать, опуская
нужное место в почти кипящее (подсолнечное) масло (около 170 градусов).
Побочные эффекты √ немного растворяется подошва и начинает пузыриться пластик
(мелкие пузырьки, не глубже 1/3 по толщине в самом тонком месте). Растягивать
же нагретый ботинок надо не руками, а вдвигая внутрь подходящую колодку,
например ботинок или кроссовок подходящей формы. Мне потребовалось растягивать
ботинок по ширине примерно на 1 см в районе пальцев (5-7 см длиной) и у
пятки (3-4 см длиной) - см. фото. Видно, что стенки ботинка от подошвы
идут уже не вертикально вверх :-).
|
|
Прочность ╚мыльниц╩ после этого оказалась вполне достаточной даже для
жесткого пути по морене. Однако дело, конечно, рискованное, легко можно
сгубить боты, требуется аккуратность.
Снегоступы для склона
В прошолом году мужики из Питера интересовались, нет ли конструкции, позволяющей
ходить на снегоступах по довольно крутым склонам. На кошках, естественно.
В 1999 году была придумана и опробована описанная ниже конструкция.
Снегоступы состоят из ткани, натянутой на три 30-см трубки, перпендикулярные
подошве. Трубки вставлены в специальные кармашки на ткани и сажаются на
кошки "с натягом". Первая трубка зажата между двумя передними парами зубьев
кошки, вторая попадает в зазор между серединой ботинка и платформой кошки
, а последняя в простейшем варианте проходит за задним краем кошки под
пяткой ботинка (ботинок для этого крепится так, чтобы он несколько выступал
сзади за кошку). При использовании авизента и титановых трубок 10х1 мм
вес пары снегоступов 300-350 г. При этом они прочно сидят на ботинке, прекрасно
держат на подъеме и спуске, а также при траверсе и траверсе с подъемом,
несколько хуже - при траверсе со спуском; чтобы сделать конструкцию удобной
и в последнем случае, надо дополнительно крепить заднюю трубку. Первые
минут 10-15 ноги друг за друга иногда цепляются, но это общий недостаток
всех снегоступов (кроме лыж!). Пожалуй, по соотношению вес/качество это
лучшая конструкция на сегодняшний день.
Боковые стяжки на рюкзаке
можно делать с двумя пряжками затяжки, тогда они не так длинны в утянутом
состоянии, что существенно для городских рюкзачков.