(Полу)самодельные треккинги для мокрых гор
Постановка задачи:
1. Обычные треккинги не очень комфортны в условиях, когда каждый день может быть пешка по болотцу, или брод, или просто дождь и мокрые кусты, а просушиться получается далеко не каждый день (их же еще у костра сушить либо опасно, либо долго).
Особенно доставляет идти в мокрых ботинках на ледник/снежник.
Пример таких гор – Алтай.
2. Под моим весом (сильно за
3. Если берутся пластиковые ботинки, то брать еще и треккинги – тяжеловато, а не брать – неудобно, хочется промежуточный вариант.
Несколько лет назад я попробовал высокие двойные ботинки
фирмы Salomon. Довольно
мягкие, позиционировались для зимы, но я их носил летом. Мне понравилось – нога
не мерзнет даже мокрая, внутренние ботинки сохнут достаточно быстро, внешние
ботинки высокие – вода заливается редко.
Когда внешние ботинки развалились, я стал подыскивать замену, сначала пробовал разные калоши и бахилы для рыбаков – но подошва стиралась за 2-3 недели или даже быстрее.
Наконец в 2014 году получилась удачная конструкция из сапог.
Возможны варианты с 2-3 толстыми носками и с внутренними ботинками, которые можно взять от пластиковых, горнолыжных или сноубордических ботинок. Скажем, купив старые на барахолке, если своих нет. Или сделать самому из садовых калош/сапожек, но это я еще не пробовал.
Технология изготовления.
Берутся сапоги. На большой вес и длинные походы по моренам надо брать тяжелые сапоги с толстой подошвой – последний раз хорошо себя показала Омега, за 5 недель не развалилась, но почти стёрлось рифление в передней части подошвы (пятка же у Омеги толстая). Конечно, материал не резина, но на моренах и скалках держит достаточно хорошо.
Подошва после 5 недель по горам
Сапоги обрезаются до нужной высоты (чтоб не натирало ногу - чуть ниже внутреннего ботинка).
Сзади делается разрез и склеивается внахлест, чтобы задник «обнимал» пятку.
Спереди посередине делается разрез, оставляя 4-
Меряем на внутренний ботинок или носки, на подъёме и вверху края разреза должны не сходиться сантиметров на 5 – при необходимости края подрезаем.
По всей длине разрезов ставим люверсы под шнуровку. Верхний люверс со временем норовит выдраться – можно сразу дополнительно укрепить место его установки.
Теперь нужно приклеить ткань-защиту шнуровки.
Я это делаю полиуретановым клеем – например, Момент Кристалл.
Выкраивается лепесток из кордуры.
Последний раз я не ставил молнию или стяжку, но шнуровать боты оказалось неудобно, можно что-то такое поставить.
Полоска по краю лепестка промазывается 2-3 раза клеем с сушкой каждого слоя.
Полоса ниже шнуровки тоже промазывается 2-3 раза.
Клей высушивается.
Лепесток накладывается по месту и прогревается утюгом (положено греть до +80С).
Полоса склейки прошивается толстыми нитками. Спереди пришивается петелька, если надо.
К верху лепестка и сапога пришивается тубус-стяжка.
Весь лепесток промазывается клеем с высушиванием каждого слоя 5-6 раз, особенно тщательно – нитки, низ ткани (чтоб не задирался) и сгибы ткани (они будут интенсивно протираться).
Клей тщательно сушится – 2 недели на горячей батарее, либо феном (или просто над газом) до тех же +80С.
Изнутри хорошо бы вставить гибкую, но достаточно жесткую
стельку – у меня она из
Для особо тяжёлых организмов – можно дополнительно проклеить автомобильной резиновой камерой передок подошвы, чтоб не проносился и не пропоролся острыми камнями.
Цена
Сапоги 400 р, клей около 200 р, + кордура, фурнитура… Итого менее 1000 р (без учета внутренних ботинок).
Впечатления
Ботинки получились довольно мягкие (но я такие как раз люблю), при этом достаточно хорошо страхуют голеностоп от подворачивания. На моренах держат достаточно прилично, сравнимо с резиной. На обычных мокростях и болотах вода не заливается. Бродил речки только во внешних ботинках-бахилах. Подошва стирается, но 5 недель выдержала. Отсыревшие и мокрые внутренние ботинки достаточно быстро сохнут на солнце и высоко над костром. Почему-то даже на подходах в ботинках не жарко, видно на каждом шаге воздух выдавливается-всасывается из внутреннего ботинка.