То, что после хорошего похода полгода, а то и год, есть силы и желание
жить, знает, наверное, каждый. Наверное имеет смысл попытаться оптимизировать
свои действия с такой сугубо практической точки зрения. Давайте попробуем
сформулировать правила этой игры - ⌠туристического■ похода за силой.
Огромную роль играют места, по которым идешь. Каждое сильное место обладает свойством сдвигать состояние людей во вполне определенном направлении, это вполне можно использовать. Что, впрочем, многие и делают - ходят-то все обычно по местам, которые нравятся, что вполне подходит для начала в качестве критерия. Правда еще хорошо бы научиться контролировать этот процесс и управлять подобным воздействием.
Возможно именно благодаря хорошему выбору мест, нередко туристические
группы в горах близки к очень важному состоянию равновесия
с окружающим миром, чувствуя себя его частью и порой даже приходя к
контролю взаимного воздействия себя и окружения (бегущему по городским
улицам входить в ⌠равновесие■ с едущими рядом машинами, пожалуй, себе дороже!).
Похоже, в этом главное отличие горного туризма и альпинизма (в нашей стране):
турист в горах живет все время от начала до конца маршрута,
а дом альпиниста - в лагере; в горы он выходит на восхождение, воспринимая
их как прекрасное, но непонятное, непредсказуемое и опасное место (это
не наезд, просто у них разные цели). Одно дело, когда с собой бивачное
снаряжение и худо-бедно, но в случае чего можно встать почти в любом месте,
а другое - когда с собой самый минимум, чтоб не тащить много наверх, зато
быстро идется. У туризма равновесие, у альпинизма - скорость. В этом смысле,
туризму ближе альпийский стиль, чем альпинизму (опять-таки, тому, что понималось
под этим словом у нас в стране).
Весьма важна подготовка к походу. Во-первых, опять-таки, во время подготовки
желательно достижения правильного отношения, предварительного настроя на
внутренние задачи; а во-вторых, выбрав маршрут, препятствия, нагрузку,
сроки, словом, создав себе собственную формальную задачу, надо, согласно
правилам игры, в походе стараться ее решить (неважно, что это бессмысленное
действие), и, соответственно, как следует к ней подготовиться. Иными словами,
выбрав для себя горный поход с кучей интересных перевалов, перед ним надо
бы побегать (как минимум), а не уповать на свое ⌠духовное величие■ или
■крутость■.
Снаряжение, конечно, является не главным, но при нашем стиле хождения
тоже входит в правила игры, помогает соблюдать то самое равновесие,и
таким образом требует тщательной подготовки.
Можно ходить и по-другому, например - с сугубо брезентовым снаряжением. Или - уходить без снаряжения или даже голышом в тайгу. Ничего не имеем против, просто препятствия в этих стилях хождения уже другие (наверное это дожди, холода и т.д.), другие способы их преодоления; может какими-то элементами эти стили лучше и привлекательнее (развитием собственной системы терморегуляции, например), просто нам нравятся горы, а ходить по ледникам без одежды тяжело.
Все знают, что очень важно, гораздо важнее, чем в обычной жизни,
(см., например, очень интересную статью "Павел
Зак НЕ СДАВАТЬСЯ! (Памяти Виктора Галкина ), Ветер Странствий, N22, М.,
ФиС, 1987") - с кем идти; может быть даже важнее не то, что твой товарищ
будет страховать тебя, а просто то, что вы будете действовать бок о бок.
Опыт показывает, что если в группе каждый хочет своего, даже когда интересы
участников не сталкиваются открыто, то если и удается что-то пройти, то
не очень много, погода и настроение ⌠так себе■, поход потом вспоминаешь
без особого удовольствия, даже если у группы сильный руководитель и он
проведет ее железной рукой по запланированному маршруту и ⌠все нормально■.
⌠Нормально■ - это не ⌠здорово■... Напротив, если удалось подобрать (или
сделать) группу так, что цели, намерения и устремления участников близки,
группа живет и действует, как один человек; силы участников, сколько бы
малы они ни были, складываются, и поход проходит ⌠на одном дыхании■. Даже
если не ставилось никаких специальных целей и формально ничего ⌠особенного■
пройти не удалось, еще долгое время после окончания маршрута участники
его с удовольствием собираются вместе.
Поиск мест для стоянок и привалов является
очень важным ⌠для полноценного отдыха■. Как известно, есть места ⌠хорошие■,
на которых так и тянет остановиться и после которых ощущается прилив сил,
и ⌠плохие■ - их хочется пройти побыстрее, и если оставаться на них достаточно
долго, то чувствуешь себя паршиво. Размер их от нескольких десятков сантиметров
до нескольких метров и более.
Издали такие места ощущаются как очень мягкое давление на глаза, иногда
- как другой оттенок цвета (особенно отчетливо это проявляется на ледниках).
Вблизи их можно ощутить руками, немного похоже на медузку в море. У разных
людей реакции разные, может, например, оказаться так, что ⌠отрицательные■
места более четко очерчены, плотны и упруги ⌠на ощупь■, чем положительные.
Или просто неприятны, вызывают головную боль, жжение, звон в ушах и т.п.
Для разных участников группы ⌠хорошие■ и ⌠плохие■ места расположены, вообще
говоря, в различных местах.
Следует также помнить, что отдыхать и спать надо головой на восток
или север (согласно различным традициям), но никогда - на юг или запад.
Вопрос выбора пути из двух или более возможных на развилке довольно
часто стоит перед руководителем. Хорошо, если чувствуешь, куда надо идти.
А если нет?
Тогда можно, например, пойти по любому возможному направлению и оставаться
⌠настороже■ (не болтать и лучше бы остановить
и внутренний диалог). Если это направление неправильное, то почти сразу
(в течение нескольких минут), при достаточной чувствительности, приходит
⌠останавливающее■ ощущение, ⌠стоп-сигнал■, скажем, может накатить страх,
сжаться сердце, появиться отвращение к движению в этом направлении. Это
ощущение надо ⌠ухватить■, осознать что оно было, так как оно частенько
довольно кратковременно и обычно ⌠забивается■ логическими соображениями,
говорящими, что все это - чушь. Чем отчетливей был ⌠стоп-сигнал■, тем больше
неприятностей можно ⌠огрести■ на этой дороге.
После этого надо развернуть себя (и группу!) назад и пойти другой дорогой.
Аналогично все выглядит при выходе на восхождение или просто трудный
и ответственный участок пути. Скажем, подойдя к ледовой стене и кинув взгляд
вверх, находишься в примерно такой же ситуации ⌠развилки■. Искать надо
тихое, глубинное ощущение типа ⌠а что, это возможно■ или ⌠не надо этого
делать■ (тот или иной страх может присутствовать в обоих случаях). Разумеется,
в данной ситуации повернуть назад гораздо сложнее, на этот участок могут
быть завязаны обратные билеты, красивое место за ним, категория, разряд
наконец... Но и последствия обычно в таких случаях гораздо серьезнее. Лучше
обо всех этих ⌠внешних■ соображениях забыть при принятии решения, хотя
это и трудно (а еще лучше - не связывать такие участки с чем-то важным,
предусмотреть запасной вариант п пр. Хотя может оказаться, что именно Вам
и именно сейчас не стоит идти на этот несложный и ничем не примечательный
перевал...).
Если последствия от неправильных действий катастрофичны, то в дополнение
с ⌠стоп-сигналу■ обычно (по крайней мере - на Алтае) бывают еще знаки -
мелкие (или не очень!) события, сопровождаемые аналогичными ⌠стоп■ ощущениями
(или просто острым ощущением смертельной опасности). Их редко бывает больше
двух-трех. Если их не послушаться, наступает ситуация ⌠кто не спрятался,
я не виноват■. Выжившие участники многих аварий в горах впоследствии отмечали
наличие подобных знаков. Задача состоит в том, чтобы ⌠отметить■ их вовремя
и принять сознательное решение вопроса: что важнее - жизнь или восхождение?.
Погода частенько (опять же, на Алтае) является знаком и детектором состояния группы, точнее - всех групп в некотором небольшом районе. Если погода у группы хуже, чем у остальных групп, если ей ⌠не везет■ с Солнцем, ее ⌠поливает■ и ⌠сдувает■ с перевалов, то это вполне возможно надо рассматривать как предупреждение и часто означает, что внутри группы не все хорошо - то ли ругаются, то ли просто ⌠спортсмены■. Если же все наоборот, погода ⌠у группы■ постоянно хорошая, то это что-то типа поощрения, значит все в порядке и обидно не использовать такой случай.
То самое ощущение ⌠настороже■ сразу после развилки
со временем может развиться в контроль, совмещающий в себе:
- высокую чувствительность к знакам, к силам окружающего мира,
к состоянию своему и коллег, формирование на основе всего этого
- решения того, что является ⌠правильным■ и
- действие согласно этому решению. В обычной жизни мало кто
делает именно то, что считает правильным, в походе же это легче, и результаты
видны сразу же (впрочем, при игре по таким правилам невыполнение того,
что считаешь правильным, тоже ⌠бьет■ весьма сильно). Например, большая
часть того, что обычно называется ⌠удачей■, ⌠случайностью■, ⌠риском■, оказывается
вполне контролируемой.