[ Библиотека ]

фото Природа Севера
фото Природа и люди
фото Люди
фото Из жизни велосипедистов
фото Погранцы

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

группы велотуристов Бауманского велотурклуба

совершившей с 16.08 по 29.08.97

поход третьей категории сложности

в районе Кольского полуострова

по маршруту:

Заполярный - Печенга - Старая Титовка - полуостров Средний - полуостров Рыбачий (мыс Немецкий, полярная станция Вайда Губа) - Кола - Оленегорск - Ревда - пер. Ильмарайок - Сейдозеро - Пунча - Октябрьский - Кировск - пер.Кукисвумчорр - Имандра

Были совершены пешие переходы: через перевал Ильмарайок на Сейдозеро и обратно, на первал Географов, на связку перевалов Северный и Южный Рисччорр, связку перевалов Северный и Южный Портамчорр.

м/кн №52/5-305

 

 

 

Руководитель похода : Хомкалов Сергей

Состав группы:

ФИО

год рождения

1

Хомкалов Сергей Владимирович 1972

2

Заглубоцкий Денис Вениаминович 1974

3

Тарчевский Андрей Евгеньевич 1963

4

Фефелов Александр Викторович 1974

 

Техника:

1 - Велосипед сборный: рама Старт - шоссе”, переднее колесо “Турист”, заднее колесо импортного производства со стальным ободом и втулкой, кроссовой резиной 622 * 40. Передачи 54*14, 42*28.

2 - Велосипед Турист”. Передачи 51*16 , 40(эллипс)*24 .

3 - Велосипед сборный: рама “Старт - шоссе” , переднее колесо “Турист”, заднее колесо с ободом от дорожного, резина 622*37. Передачи 34*32, 43*16.

4 - Велосипед сборный: рама “Старт - шоссе”, передняя вилка и колесо типа “Украина”, заднее колесо: втулка “Старт - шоссе” 72 спицы, обод дорожный, резина 622*40. Передачи 34*26, 40*16.

Снаряжение:

1, 3, 4 - велорюкзаки.

2 - подсумки и тубус.

Выходной вес: около 25 килограмм.

В городе Заполярный, при выходе из поезда проверяют документы. Здесь необходимо и достаточно наличие Российского паспорта. От города Заполярный выезжаем на трассу Никель - Мурманск. На выезде из города непродолжительный скоростной спуск. Так как поезд приходит вечером, тоцелесообразно встать недалеко от города на ночевку. По пути попадаются ручьи. Мы нашли очень хорошее место в ь15 км. от города, на высоком берегу, и не видно с дороги. Асфальт на трассе хороший, неразбитый. Рельеф до Печенги - равнинный. Далее начинаются сопки и дорога идет то вверх, то вниз, временами довольно круто. В Старой Титовке - пограничный пост со шлагбаумом. Здесь тоже достаточно Российской прописки. Перед постом, налево, уходит дорога на полуостров Рыбачий.

Первые три километра - асфальт плохого качества, далее - грунт, достаточно хорошо укатанный. Через несколько километров дорога проходит через водопад. Это первая часть огромного водопада, подъехать к которому можно через километр после длинного и крутого спуска. Там, от дороги вправо, отходит тропинка и стоит указатель “Место лицензионного лова рыбы”. На водопад стоит посмотреть. Говорят, во время нереста интересно смотреть как из воды выпрыгивает семга, пытаясь взять неприступную стену. Далее дорога некоторое время идет вдоль речки, по более - менее ровному участку. Перед Новой Титовкой первый серьезный подъем, а на верху стоит постморской пехоты. Там - всего один караульный, и оттуда начинается погранзона.

Здесь мы договорились, чтобы нас пропустили без особых проблем, всего лишь показав маршрутку. Потом уже узнали, что, начиная с этого поста, необходим пропуск из Мурманского погранотряда, который можно получить только в самом Мурманске, в погранотряде. Сразу за постом начинается подъем на перевал. Перевал этот на картах не обозначен, хотя довольно сложен.

Некоторую часть приходится идти пешком(около 5% от общей протяженности подъема). Местные даже удивлялись,что мы проехали там на велосипедах. Хотя УАЗ там проезжает более-менее свободно, но ходят там в основном БТРы и вездеходы. Мы нашли хорошую стоянку километра за три-четыре до конца подъема. В этом месте на нашу дорогу выходит старая немецкая мощеная дорога, идущая от Печенги. Она может быть и интересней, но значительнее сложней, так как идет непосредственно по сопкам, вдоль разрушенных немецкий укреплений. С перевала - очень красивый спуск вдоль каскада озер. Потом дорога выходит на полуостров Средний, идет вдоль берега залива километров 15 -20. Перед полуостровом Рыбачий, сразу за старым шлагбаумом - развилка: налево идет хорошая, укатанная дорога на заставу, расположенную в 10 километрах на Среднем и дальше по полуострову. Прямо же дорога идет на Рыбачий, через километр на ней пост пограничников, туда уже без пропусков попасть почти невозможно(хотя нам при огромном везении это удалось, но это приятное исключение).

Пост ставят только на два месяца, в остальное время проезд свободный, но могут арестовать офицеры, расположенных на Рыбачем частей.

На самую северную точку - мыс Немецкий идут две дороги. Первая, более укатанная и хорошая, идет вдоль побережья, по ней ездят все военные. В одном месте она выходит на приливно-отливную полосу, так что на велосипеде лучше ехать во время отлива, иначе придется обносить воду по целине. На самом мысе расположены военные части, маяк и полярная станция Вайда Губа. Вторая дорога, верхняя, идет по горам, через заброшенную деревню Скоробеевка.Она более длинная, с несколькими подъемами и очень каменистая. Также на ней встречаются лужи и броды. Ездят по ней, в основном, оленеводы, и там можно увидеть стада оленей. В этих местах много морошки.

От Старой Титовки до Колы идет ничем не примечательная дорога, с относительно крутыми спусками и подъемами. Движение по ней не оживленное. Есть несколько хорощих озер с прекрасными местами для стоянок.

В Коле - хорошая баня. До Колы есть еще дорога по побережью. Она километров на восемьдесят длиннее и,кроме того, на ней есть погранпосты с очень строгим пропускным режимом.

От Колы до Оленегорска - трасса М18. От Оленегорска до Ревды - 70 километров хорошего асфальта. Есть места для стоянки. Одно из них находится прямо за станцией слежения за космическими объектами.

С рудника около Ревды был сделан пеший радиальный выход на Сейдозеро, через перевал Ильмарайок. С велосипедами взять этот перевал представляется очень трудной и бессмысленной задачей.

От Ревды мы поехали вокруг Умбозера, вдоль железной дороги. Первые семь километров идет асфальт в сторону рудника. Как только дорога начинает забирать в гору, есть поворот направо, а через 300 метров, не переезжая жел.дор. полотно, поворот налево. И начинается грунтовая дорога. Дорога - очнь сырая, кругом лужи, и через каждый километр - броды. По дороге можно проехать только на ГАЗ 66 или на мотоциклах. Есть места,где мотоциклы тащат по жел.дор. полотну. В 20 км. от начала грунтовой дороги есть развилка: одна дорога поднимается по склону с левой стороны от жел. дороги, другая - переходит на правую сторону и выходит на берег озера. Это - единственное место, где удобно подойти к воде. И здесь самые удобные в этих местах стоянки. Далее дороги опять сходятся. На пути - деревня Пунча. Там живет несколько человек, но, судя по всему, непостоянно. От Пунчи дорога становится несколько суше, хотя попадаются и очень сырые места. Более-менее хорошая дорога начинается там, где на карте находится деревня Умба, следов которой, мы не обнаружили. Еще дальше - довольно большой поселок Октябрьский. В нем есть магазин, но хлеб бывает не всегда. К нему строят новую дорогу, а пока асфальт начинается от реки Умба и дальше идет прекрасная равнинная дорога. Через 17 км. после Октябрьского дорога вливается в бетонку очень хорошего качества. И тянется она до самого Кировска. В Кировск ведет длинный подъем, потом - недолгий спуск, и мы уже за городом. Проезжая еще один бугор, попадаем на озеро Малый Вудьявр.

Это - зона отдыха Кировска, место очень красивое, чистая вода, вокруг горы. Ощущается нехватка дров. Отсюда сделали выход на перевал Географов 1А радиальный. Далее дорога идет на перевал Кукисвумчорр. Тут важно не пропустить развилку. Нужная дорога идет прямо, она неважного качества,

её можно проскочить, так как направо уходит хорошая накатанная БЕЛАЗами дорога. Перевал не стоит такого громкого названия, вы его скорее всего не заметите, определяется он по туру, слева в седловине находится озеро.

Спуск с перевала посущественней. Тянется он километров на семь, вплоть до базы КСС. С базы КСС нами был сделан радиальный выход на сязку перевалов Северный и Южный Риссчорры.Через три километра от базы - развилка: одна дорога идет через брод шириной 150 м. и глубиной “по колено”, другая - обходит маленькое озерко по склону горы и делает крюк на 3 км. Рекомендуем идти через брод, так как объезд занимает слишком много времени и сил, потому что дорога крутая и каменистая, ехать по ней ни вверх ни вниз практически невозможно. Посередине дороги - брод, хотя и небольшой.

Как раз в том месте, где дороги вновь сходятся (побережье озера Гольцовое) начинается участок, ровно с километр длинной, идущий по песчаному берегу. Здесь тоже нельзя ехать, колеса вязнут, но зато замечательные места для стоянки и удобный подход сразу к нескольким перевалам. Отсюда мы сделали радиальный выход на перевалы Северный и Южный Портамчорр (6 часов).

Дальше дорога идет сначала вдоль озера Гольцовое, затем вдоль речки, и в 4-х км. от того места где кончается пляж есть брод через реку. Ширина брода - 30 метров, посередине - островок. Первая часть брода, с быстрым течением и камнями, провешена веревкой. Другая часть, спокойная, не провешена. Глубина - “по колено”. После брода идет прекрасная лесная дорога на протяжении 10 км. На следующих 10 км. график движения такой: 500 метров едешь, 100 - идешь, так как кругом броды и каменные осыпи. И так до самой Имандры. В Имандре в 17,13 проходит электричка до Апатит.