Тверь-Дмитров: велопоход выходного дня, 25-26.09.1999

Участвовали:

Дещеревский Алексей √ Турист от ХВЗ, 1985г, доделки: система: 51-41х28-14; задний обод стальной, резина типа "совок": спереди 622х37, сзади 622х40.

Дещеревский Илья √ велосипед Trek 820 singletrec, США сборка Тайвань 1999, система 42-24х30-11 Altus-Alivio, резина агрессивная 1"95;

 Отчет написан Дещеревским Алексеем. Маршрут проходил по Тверской и Московской областям, общий километраж ~285км. В первый день проехали 90км (Илья - чуть меньше, т.к. он в отличие от меня ехал из Москвы), во второй день 195км.

Нитка маршрута:
Пущино - ст.Авангард (24км) - пл.Каланчевская - Ленинградский вкз. (1) -
Тверь - Рождествено (46) - Спас-на-Сози (19) - Быково - Макарово - Стоянцы - Русятино - Гайново (28) - Кимры (40) - Дубна (25) -Дмитров (65) - Савеловский вкз. - пл.Каланчевская (8) - Подольск - Гривно (10) -ст.Авангард - Пущино (24)
 

 Нашей основной целью были покатушки по красивым местам Тверской области и заготовка клюквы на зиму. В прошлые годы мы несколько раз ездили на Оршинские болота, но это были трехдневные вылазки. Дневка на Сози позволяла не только нагуляться по лесу и искупаться, но и заготовить ведерко клюквы. На этот раз трех дней у нас не было, поэтому чтобы добраться на место хотя бы к 4 часам вечера, мне пришлось выехать из дома в 4 утра.
 На первую утреннюю электричку Серпухов-Москва я сел в Авангарде. Это гораздо удобнее, чем ехать ночью по разбитому асфальту через весь Серпухов, а потом лезть на платформу через переходной мост. К тому же на Авангарде уже много лет как не работает касса, и можно с чистой совестью ехать без билета. Правда, в Чехове ко мне в первый вагон села контра, но лучше уж взять один билет у них, чем сначала платить за себя в кассе, а потом еще и за велосипед ревизорам.
 Илья ждал меня на Каланчевке, уже с билетами до Клина. Погрузка в тверскую электричку прошла без проблем. Для субботнего утра народу было удивительно немного. К тому же тамбур хвостового вагона был почему-то заблокирован, и нас совсем не беспокоили входящие и выходящие пассажиры. Правда, два раза пришлось показывать билеты: сразу после отъезда и через 2-3 остановки после Клина, но в обоих случаях никаких вопросов у контролеров не возникло. Зато они возникли у нас, когда на станции Редкино поезд встал и простоял почти два часа. Знать бы заранее, сколько будем стоять - быстрее было бы доехать своим ходом...
 Ровно в час дня мы покинули Тверь и двинулись на восток. Количество машин и колдобин на дороге быстро уменьшается по мере удаления от центра Твери, и после Каблуково они уже практически не мешают. Благодаря попутному ветру дорога до Рождествено заняла менее двух часов. В деревне есть столовая (!), но мы предпочли купить банку молока и в два счета уговорили ее вместе с припасенной из Твери сладкой лепешкой.
 Пока мы обедали, нас нагнал очень приличный ливень. Удобнее всего пережидать дождь в разрушенной церкви: сухо, просторно и не скучно: можно заняться краеведением. Церковь в Рождественно очень большая, красивая, с хорошим въездом, но на полу полно битого стекла. Вообще, церквей в этих краях удивительно много и почти все они достаточно крупные, что свидетельствует о богатстве и процветании этих мест в недавние времена.
 Следующий переезд √ от Рождественно до Спаса-на-Сози √ занял у нас почти час. Дорога здесь не такая хорошая, приходится огибать ямы, а кроме того, я старался ехать потише ввиду появившихся на пути луж.
 В Спасе-на-Сози нас ждало неприятное известие. Оказывается, замечательные клюквенные болота, на которые в былые годы съезжалась треть тверской области и четверть московской, этим летом полностью выгорели, а там, где не прошел огонь, ягоду убили весенние заморозки. В Литвинцево нам предлагали клюкву по 30р/кило, но мы расценили это как шутку. И вот теперь мы могли лично убедиться в масштабах стихийного бедствия.
 Менее, чем в километре от деревни нормальный лес уступил место торфяной гари. Прошедший низовой пожар почти не повредил кроны деревьев, но 30-сантиметровый слой торфа полностью выгорел, и вместо нормальной почвы повсюду стояли лужицы черной зловонной жижи. Корни деревьев, преимущественно сосен, частью сгорели, а уцелевшие бессильно висели в воздухе. Оставшиеся без опоры деревья попадали на землю, перегородив все тропинки и образовав непроходимые завалы. Примерно такие же засеки устраивали наши далекие предки, чтобы остановить нашествие дикой степи на лесные поселения русичей. Для конных татарских отрядов хаос поваленных друг на друга стволов образовывал непреодолимую преграду, а нам предстояло пройти эти заграждения на байках...
 Вот и полянка, где мы останавливались несколько лет назад. На этой прибрежной лужайке почва не торфянистая, а обычная луговая, и можно разводить костер, не опасаясь поджечь лес. Как же все изменилось! Раньше трудно было найти свободное от деревьев место для палатки, а теперь нет ни одного вертикально стоящего кола, чтобы привязать конек палатки! По-моему, на этом место стоило бы заставить прожить несколько дней каждого, кто хоть раз уходил со стоянки, не загасив до конца костер, или бросал в лесу не затушенную сигарету!
 На уцелевшей от огня лужайке ставим палатку. Топора у нас нет, а палатка бескаркасная, поэтому вместо одной из опорных стоек связываем вместе две короткие палки. Ходить трудно, кругом только черная жижа. Дров тоже нет: сухие ветки сгорели при пожаре, а поваленные деревья еще зеленые.
 Ночью нас опять полил дождик. Идти на здешнее болото за клюквой бессмысленно, искать другие места некогда. Утром мы попробуем обогнуть Оршинский мох с востока, в надежде найти урочища, избежавшие пожаров и купить там клюкву по более разумной цене...
Поднявшись с рассветом, варим завтрак и в 8.30 трогаемся в путь. Вода в миске ночью замерзла, но больше нигде льда нет. Погода пока благоприятствует: с неба не капает, сквозь облака проглядывает солнце, да и вчерашние ночные дожди оказались не такими уж страшными, и до потопа в лесу еще далеко.
 На 2-км карте тверской области имеется проселок, огибающий Оршинский мох с юго-востока и ведущий из Быково в Лосево и Стоянцы. Перед выездом мы решили уточнить дорогу у местного жителя. По его словам, дорога за Созью действительно есть, она вполне проезжая и идет в Макарово. Надо только не спутать ее с дорогой в Ямки.
 На наших часах 9.00. Переехав мост через Созь, надо свернуть не влево (в поселок), а вправо, на заброшенную ферму. Около весовой будки дорога раздваивается: правая вдоль речки идет в Ямки-Ильино-Марьино (так мы уже ездили), а левая уходит в лес, держа курс прямо на восток.
 Первые километры дорога чистая и езженая, похоже, когда-то здесь даже подсыпали песок. Через 6-8км, примерно около отметки 145м справа и слева к основной дороге подходит несколько лесовозок (возможно, какая-то из них ведет в Ямки), и после одной из развилок основная колея вдруг превращается в заброшенный лесной проселок. Но отступать некуда, и сверившись с компасом, мы продолжаем пробиваться вперед.
 Вот и крутой поворот влево. Заросшая стежка не внушает доверия, и мы проходим еще пару сотен метров на восток, чтобы убедиться в наличии нанесенной на карту ЛЭП. Да, вот и просека с высоковольткой, и по ней тоже идет дорога! Не шоссе, но почти везде можно ехать, по крайней мере в не очень сырое время года.
 Примерно через километр пути идущая по просеке дорога соединяется с выглянувшим из леса проселком и затем круто уходит на север. На карте эта петля хорошо выражена, но не показаны луга и поляны, ради которых дорога делает этот крюк. А между тем, по изгибам колеи видно, что здесь косят сено, и вывозят его в сторону Стоянцов! Значит, худшее позади, и скоро мы опять попадем в населенку. А это место запомним, чтобы вернуться сюда за клюквой на будущий год.
 Постепенно укрупняясь, дорога вновь поворачивает к востоку, пересекает ЛЭП (пере-кресток в 200м севернее угловой опоры) и вот мы уже на поле. Справа видно Лосево, впереди √ Стоянцы. А где же Макарово, о котором нам говорили в Быково? Оказывается, мы проскочили его, даже не заметив! От этого хутора сейчас остались только развалины, и похоже, там никто не живет. Поэтому и дорога приходит в упадок, так что если вы хотите посетить эти замечательные края, торопитесь, пока все окончательно не заросло.
 Если ехать по дороге Быково-Стоянцы в обратном направлении, важно не сбиться с пути в самом начале. Дорога из Стоянцов по полю почти не заметна, ориентир √ мост через канал на краю поля. Еще нужно не пропустить место поворота дороги вправо там, где она окончательно отходит от ЛЭП. Дальше все достаточно очевидно, надо только иметь в виду, что нанесенные на карту дороги действительно существуют, но кроме них, могут обнаружиться и другие, подчас более мощные. Всего от Быково до Стоянцов около 16км, на преодоление которых у нас ушло полтора часа.
 Клюкву в Стоянцах нам не продали, но посоветовали заглянуть в Русятино, где все жители "сами на болото ходят". На карте Русятино не обозначено, но похоже, что так называется ближайшая к Ховрино часть Стоянцов.
 В Русятино клюквой торгуют почти все √ это здесь основной бизнес, но к моменту нашего приезда (10.40) основной контингент был либо уже на болоте, либо уехал в город на рынок. Впрочем, побродив по поселку, мы довольно скоро обнаружили не вполне трезвого местного жителя, который еще не пришел в себя после вчерашнего и легко согласился продать нам хоть ведро, хоть полведра. Здешняя цена √ 200р/ведро √ ниже, чем в других местах, но тоже кусается. Пока Илья совершал маленький бизнес, в результате которого за 100р мы получили около 8л клюквы, я поставил на место две вылетевшие спицы, и ровно в 11 мы продолжили путь. Пока что все идет на редкость удачно, неужели сбудется моя мечта и мы сможем доехать до Дубны? Изначально нашей конечной целью были Кимры, но если время позволяет, почему бы не поглядеть на плотину водохранилища, наукоград и канал им. Москвы? Тем более, что я там еще ни разу не был?
 Несколько километров от Стоянцов до Гайново проскакиваем на одном дыхании. Короткий перекус, и вот мы уже летим по шоссе. Попутный ветер сменился боковым, но дорога достаточно хорошая и можно без особых усилий держать скорость 25 км/ч. Больше и не требуется: и так мы опережаем график почти на два часа.
 После Ильинского движение на шоссе резко возрастает, дальше приходится ехать в один ряд. Впрочем, такой строй помогает заднему экономить силы. Илья, в основном, держится сзади √ наверно, ждет, пока я устану, чтобы начать дискуссию о преимуществах нового Trek-а перед "Туристом" образца 1985 года. Но я не поддаюсь на провокации и не разгоняюсь больше, чем, нужно √ а в спокойном темпе я могу ехать несколько часов подряд, не особенно надрываясь.
 В поселке Заводской √ очередной короткий привал. Опять покупаем банку молока, но на этот раз пьем не все, а оставляем два литра про запас. Сказываются полуторные порции каши на ужин и завтрак. Погода ощутимо портится: облака заволокли все небо, временами начинает накрапывать мелкий дождик. По всем признакам, с юго-запада идет теплый фронт, а значит, нас ждут обложные осадки, потом перерыв (возможно, довольно долгий), и наконец, завершающий ливень. Хорошо бы проехать полосу этого ливня на электричке...
 Вот и Кимры. Поворот на Дубну √ около самой Волги. В городе асфальт удивительно разбитый, что резко контрастирует с загородными шоссе. Действительно, не улицы, а сплошные Кимры! Но вот наконец и граница города, дальше шоссе опять идеально ровное.
 На полпути до Дубны мы вошли в зону осадков теплого фронта. Шоссе мгновенно стало мокрым, проезжающие машины брызгают на нас грязью и фыркают выхлопами. Впрочем, по сравнению с москвичами, водители здесь удивительно вежливые: если для того, чтобы облить велосипедиста грязью, заехав в самую глубокую лужу, надо нарушить правила, они этого не делают! Москвичи ради такой возможности плюют и на ГАИ, и на ГИБДД. Видимо, сказывается близость культурного центра √ Дубны.
 Перед Дубной мы еще раз ненадолго остановились, чтобы переждать усилившийся дождь и допить молоко. Погода мерзкая, даже не хочется осматривать город. Короткая остановка на плотине Иваньковского водохранилища, шлюз, паромная переправа через канал... Дождь, вроде, чуть ослабел, а до электрички (17.43) еще почти два часа, и мы решаем ехать дальше, в Вербилки. Я бы прокатился и до Яхромы √ светлого времени хватает √ но Илье сильно не нравится погода, и Вербилки √ это максимум, на что он согласен.
Следующий экскурсионный объект √ мост через р. Сестра. Канал, по которому плавают здоровые корабли, проходит на высоте 15м над рекой! Чтобы проплыть здесь по Сестре на байдарке, надо совершить целых два обноса: сначала подняться из Сестры в канал им. Москвы и переплыть его, и только потом можно спустить лодки обратно в Сестру. Занятное местечко!
 Дальше шоссе и железная дорога все время идут вдоль канала. Сам канал хотя и красив, но несколько однообразен. Ехать удобно: горок и спусков почти нет, от ветра защищает лес и насыпная стенка канала. Местами скорость приближается к 40кмч, но средняя из-за накопившейся за день усталости и не очень хорошего асфальта не поднимается выше 30.
 Из-за отсутствия карты (с собой у нас была только тверская обл.) место поворота на Вербилки мы рассчитали весьма приблизительно. Проехали поворот на Талдом, Запрудню, а нужного указателя все нет! Только в Орево Илья, проходивший в этих местах практику, наконец сообразил, что мы вот-вот вылетим в Дмитров, но может, это и к лучшему? Ведь из Дмитрова идет больше электричек, и значит уехать будет легче?
 Увы, хотя мы и обогнали "нашу" дубнинскую электричку, садиться пришлось именно в нее √ предыдущие были слишком забиты. Но в ней мы проехали только до Икши, дальше навязчивые соседи настояли позволить нам выйти вон. Поэтому из Икши пришлось добираться местной электричкой √ пустой, но со свежими контролерами, которые в отличие от предыдущих заставили нас оплатить провоз велосипедов. Интересно все-таки получается: если берешь билет и на себя, и на велосипед, а потом не можешь влезть в электричку, это твои проблемы. Если же берешь билет только на себя, а потом вдруг садишься, это опять-таки твои проблемы. И только у МПС проблем нет никогда.... Что уж тут говорить о компенсации морального ущерба....
 На Савеловском мы выгрузились удачно, посуху, а вот около Рижского вокзала нас нагнал-таки заключительный аккорд теплого фронта √ бурный, прямо-таки бешеный ливень. Пришлось пережидать его под каким-то навесом. Спешить было некуда √ на удобную серпуховскую электричку мы все равно опоздали, следующая будет только в 22.22.
 Чтобы не торчать целый час на вокзале, мы доехали ближайшей электричкой до Подольска, а затем я уговорил Илью прокатиться своим ходом до Гривно. Шоссе там освещенное, но немного страшновато ехать вечером в воскресенье, когда большинство водителей пьяные и ничего не соображают. Впрочем, машин было немного, и через полчаса мы уже стояли на нужной станции.
 Последний перегон от Авангарда до Пущино был ознаменован еще одной поломкой, на этот раз у Trek-а спустила камера, пришлось менять ее прямо на шоссе при свете луны. Вообще, луна нам здорово помогала всю дорогу от станции до дома √ вместе с ремонтом и перекусом мы уложились в час сорок минут, при том что последние семь километров дорога сильно разбита и мы ехали там не быстрее 15-18кмч.
 По дороге Илья весьма убедительно рассказывал и демонстрировал мне преимущества туклипсов и кругового педалирования по сравнению с обычным нажиманием на педали. К тому же, как выяснилось, частота педалирования √ 50 об/мин √ у меня тоже неправильная, надо в полтора раза больше. Если еще учесть неправильную аэродинамику моего велосипеда, создаваемую ковриком на переднем сиденье, и 30-кратную разницу в возрасте машин, то становится непонятным, как я не отстал еще по дороге в Тверь. Тем более, что за сезон я проезжаю только одну тысячу километров, а Илья √ три, и следовательно тренированность у него втрое выше. Единственное разумное объяснение, к которому я пришел уже после возвращения, выяснив, что устали мы почти одинаково (или даже я √ меньше), заключается в следующем. По-видимому, велосипеды хороших фирм с громким именем из трех букв даже после 15-летней эксплуатации и полной выработки ресурса за счет каких-то скрытых конструкционных резервов сохраняют ходкость и накатистость, большую, чем у всякого левобезродного хлама от ведущих американских производителей. Короче, как сказали бы в велозоне, "Турист" √ катит, а "Trek" √ не катит.
 А вы как думаете?

Пущино, 1999.



А. Дещеревский deshere@uipe-ras.scgis.ru; тел.254-90-35 (вторник-среда), 73-12-15 (г. Пущино)


Возврат к странице "Велосипедные заметки"