Отчет о велосипедном походе, состоявшемся 11.09.99:

ПУЩИНО - ПЛ.107КМ - СТ. ПАХОМОВО - ОСТРЕЦОВО - ДМИТРИЕВСКОЕ - ЧЕНЦОВО - БОЛОТОВО - РУСЯТИНО - ЗЛОБИНО - ЛИПИЦЫ - ПУЩИНО

Клуб "Азимут"

Участвовали: Дещеревские Леша (рук), Олег, Оля, Дубровский Петр, Любомудров Алексей, Миловидова Настя, Наумченко Максим, Резникова Вера.
Средний возраст участников √ 15 лет (если не считать руководителя, то 11)

 Этот поход был первым мероприятием детской секции пущинского клуба "Азимут" в этом году. На первое занятие пришло много новичков, поэтому перед относительно далекой поездкой мы устроили тренировочный выезд на Тешиловское городище. Когда-то во времена борьбы древней Руси с дикой татарской степью здесь был узловой опорный оборонительный пункт, упоминавшийся в летописях наравне с Серпуховом и Зарайском. В последнее время городище потеряло военное значение и было заброшено, а население переместилось в более удобные для жизни городские дома. И только дикие пущинские велотуристы иногда забредают на места боевой славы наших далеких предков.
 В ходе тренировочного выезда выяснилось, что, несмотря на боевой настрой, не все участники полностью готовы к завтрашней суровой экспедиции. У большинства велосипедов отсутствовал багажник, кое-где болтались спицы, а люфт в каретке и колесах зашкаливал все допустимые пределы. Да и вообще, ехать в 50-километровый поход на велосипеде с крохотными "детскими" колесами тяжеловато... Тем более что половина участников еще никогда не отъезжала от Пущино дальше, чем на 10 километров.
 Вечером я попытался связаться с родителями и уговорить их принять участие в походе. Но все как один родители открещивались от этой идеи, как черт от ладана. Единственное, чего я смог добиться √ троих детей оставили дома. В результате в путь мы отправились ввосьмером, причем у большинства были многоскоростные велосипеды, а у троих участников √ опыт многодневного велопохода.
 Стартовали, как и планировалось, в 7.30 утра. 15-километровый путь до пл.107км мы преодолели за час пятнадцать, в том числе десять минут отдыхали. Впереди нас ожидал самый сложный с технической точки зрения элемент маршрута √ посадка в электричку. К счастью, в пришедшем строго по расписанию составе вагоны оказались новыми, с широким тамбуром, и посадка прошла относительно гладко. Правда, дверь, в которую мы хотели сесть, заклинило, так что четверым участникам пришлось перебежать в соседний вагон.
Выгрузка на ст. Пахомово прошла без затруднений. В пути особых неудобств мы тоже не испытывали, если не считать толпы безбилетников, ринувшихся мимо наших велосипедов в голову состава после того, как на ст. Тарусская в хвост электрички сели контролеры. Правда, до нас они так и не дошли √ получается, билеты мы покупали зря.
 Ровно в десять утра, купив арбуз и пару батонов хлеба, экспедиция двинулась в сторону деревни Острецово. По слухам, которые вскоре полностью подтвердились, возле клуба в этой деревне установлена железная мемориальная плита, отлитая 260 лет назад! В те времена на Скниге стояли первые в наших краях железоделательные заводы, с которых позже пошла вся тульская (и не только тульская) промышленность. Река была перегорожена огромными по тем временам земляными плотинами, в проемах которых устраивались водяные колеса, механические поддувала и другие полезные приспособления.
 Клуб в Острецово находится прямо посередине деревни. Рядом с клубом посажен небольшой парк, стоит памятник солдатам, погибшим во время войны с фашистами в 1941-45 годах. Рядом на специальном металлическом постаменте, изготовленном несколько лет назад экспедицией тульского краеведческого музея, стоит огромная железная плита. Приглядевшись, можно разобрать старинный текст. Тут и там над строчками вставлены дополнительные буквы √ видно, мастер не отличался особой грамотностью, и потом ему пришлось исправлять собственные ошибки. Как мы сумели прочитать, плиту установила вдова одного из видных железо-про-мышлен-ни-ков, муж и брат которой умерли на этом месте в 1722 и 1737 годах.
 Интересно, что за свою долгую жизнь плита практически не заржавела. Выходит, не только в Индии раньше знали секрет "вечной" металлургии!
 Жители рассказали нам историю клуба. Оказывается, строить его начала в прошлом веке другая богатая вдова из того же самого семейства железо-про-мыш-лен-ни-ков. Только задумывала она поставить не клуб, а церковь. Но работы шли медленно, денег на достройку все не хватало (а может, разворовывали), и до конца церковь так и не доделали. Служба все это время шла в расположенной по соседству деревянной церквушке. В 1933 году большевики разрушили деревянную церковь (место, где она стояла, до сих пор выделяется особенно густыми зарослями бурьяна), а каменное здание переоборудовали под клуб, который сейчас обветшал и постепенно разрушается, дожидаясь, пока чья-нибудь мудрая голова вернет его в лоно православной церкви. Но батюшка сюда ехать не торопится, и редким прихожанам приходится ходить на службы в более удачливые храмы в Пахомово, Дмитриевское  и Ченцово.
 Изучив памятники старины и расправившись с арбузом, около двенадцати мы двинулись дальше. В Дмитриевском остановились около моста через Скнигу, сходили к обелиску павшим воинам. Еще через километр √ новая остановка, на этот раз около старинной церкви. Ее средняя часть почти разрушена, но западный придел уже отреставрирован, а на двери висит расписание служб. Место здесь бойкое, от современной трассы Пахомово √ Иваньково √ Кашира вправо отходит дорога на Кинеево - Каменку - Шульгино. Говорят, раньше по этой дороге шел главный московско-туль-с-кий тракт. Участок тракта от церкви до моста через Скнигу (здесь она называется речкой Соломенкой) очень живописен: множество неординарных деревянных домиков, тут и там стоят каменные строения, возведенные, наверно, все в том же восемнадцатом веке.
 Сразу за мостом мы остановились на перекус. Одной из целей нашего похода был поиск древних плотин, оставшихся от железных заводов, с тем, чтобы во время следующих экспедиций обмерить и изучить эти плотины, а возможно, и провести какие-нибудь раскопки. Мы знали, что в Дмитриевском есть такая плотина, и хотели найти точное место.
 Пока Оля, Вера и Настя готовили трапезу, наиболее подготовленные участники устроили разведку. Петя и Леша Любомудров отправились вниз по Скниге, а я поехал вверх и скоро нашел искомое.
 Расправившись с перекусом, мы поднялись на плотину. От моста до нее не более 200м, ехать удобнее по правому (орографически) берегу Соломенки. Жителя равнин сооружение впечатляет своими размерами: редкий современный пруд может сравниться с этой дамбой! А ведь когда-то все это насыпали руками! Да, жители Дмитриевского могут гордиться своей историей! А мы обязательно сюда вернемся!
 Следующий переход √ до Ченцово √ мы проехали менее чем за час. Вернувшись в 13.10 к Дмитриевской церкви, мы по грунтовой дороге спустились к неподписанному на карте правому притоку Скниги. Перепад высот от верха холмов до русла Скниги здесь превышает 60м, поэтому разбитые в верховьях притока пруды буквально "висят" друг над другом, будто это какие-нибудь горные озера. Вокруг √ очень уютные лесопосадки, так и хочется пособирать грибы или даже поставить палатку. Вообще, окрестности Дми-три-ев-с-кого очень живописны, как впрочем и многие другие уголки Ясногорского района.
 От притока Скниги мы поднялись к отметке 230м и, резко повернув влево, спустились к реке по слабо наезженной грунтовой дороге. Чуть справа от нас гордо прыгала через овраги знаменитая "пограничная" ЛЭП. Она известна тем, что если ехать из Пущино на юг, запад или восток (но так, чтобы не пересекать Оку), то рано или поздно обязательно наткнешься на эту высоковольтку. Как будто туляки решили взять наш город в огромные электрические "клещи"!
 Летом в Дмитриевском и Ченцово Скнигу можно перейти вброд, но с велосипедом это не очень удобно, поэтому мы воспользовались небольшим деревянным мостиком. Основная часть деревни и видная издалека Ченцовская церковь находятся на левом берегу Скниги. Несколько лет назад этот храм подремонтировали, но сейчас он опять приходит в упадок. Вокруг церкви разбито старинное кладбище, много надгробий прошлого века, а может и более древних. В этот раз остановиться почитать надписи нам было некогда, надо будет вернуться сюда позже...
 На выезде из деревни нам встретилась еще одна древняя плотина; третья, по слухам, находится в полутора километрах выше Ченцово. Немного отъехав, мы устроили большой привал на высоком левом берегу Скниги в очень грибном лесу. Правда, все найденные грибы оказались старыми и червивыми.
 Олег, Вера и Настя сходили за водой, Петя и Оля развели костер и повесили тросик. Мимо лагеря прошло стадо коров, и одна очень любопытная телочка учуяла запах хлеба и никак не хотела уходить. Пришлось отгонять ее с помощью палки.
 Два Леши и Максим натянули тент, нарастив слишком короткие оттяжки, и убрали велосипеды. Оказалось, старались не зря √ не успел вскипеть чай, как с неба хлынул ливень и основательно подмочил дороги. Первый дождь быстро прошел, но тут же почти без перерыва начался следующий, и так без конца. Подождав до 4 часов и уговорив основную массу припасенных к обеду продуктов, мы решили ехать дальше, так как улучшения погоды не предвиделось, а дороги раскисали все больше и больше.
 Липкая жирная грязь забивала колеса велосипедов. Тормоза отказывались тормозить, а колеса √ крутиться, зато при малейшем уклоне они легко скользили во все стороны, кроме нужной. Где пешком, а где по траве мы кое-как продвигались в сторону деревни Дворяниново. В одном месте тропинка проходит по кромке оврага, и Оля, не справившись с управлением, рухнула вниз в крапиву, пролетев по склону несколько метров. К счастью для хозяйки, велосипед при падении не пострадал, и она смогла продолжить маршрут. Еще одно сложное место встретилось чуть впереди около левого притока Скниги (в устье √ отметка уреза воды 164м). Крутой трехметровый спуск к мостику через приток из-за дождя превратился в слаломную трассу, и даже вырубленные кем-то ступеньки не помогали удержаться на ногах. А нам нужно было пройти его с велосипедами!
 К счастью, на выезде из Дворяниново обнаружилась не нанесенная на карту асфальтированная дорога. Остановившись у выезда на асфальт, мы почистили велосипеды от грязи и съели очередной перекус. На преодоление трехкилометрового участка от места обеда до Дворяниново у нас ушло почти полтора часа. Если ехать дальше к Большой Городне или Коргашино, можно не успеть до темноты выбраться на асфальт. А дождь все не прекращается!
 Обдумав ситуацию, я счел за лучшее отменить вторую часть похода. Вместо того чтобы продолжать маршрут на Ярославцево - Коргашино - Пущино, мы поехали в Русятино и дальше через Злобино в Липицы. Двигаясь под проливным дождем, уже через полчаса (в начале седьмого) мы выехали на трассу нового симферопольского шоссе. Вообще-то велосипедное движение здесь запрещено, но от Злобино до Липиц есть широкая асфальтовая обочина, и при определенной дисциплине и не очень сильном (как всегда в субботу) автомобильном потоке ехать здесь не слишком опасно.
 Не успели мы выстроиться в походную колонну, как услышали ужасные вопли, раздающиеся с расположенного на другой стороне автомагистрали поста ГАИ. Что именно нам кричали, слышно было плохо, но мне показалось, что это была просьба к колонне велосипедистов немедленно остановиться, высказанная в грубой ультимативной форме.
 Отъехав метров сто, мы действительно собрались в плотную группу и остановились. Впрочем, из будки ГАИ никто к нам так и не вышел. Наверно, мокнуть не захотели. А может, привыкли, что водители к ним сами бегом бегут и все, что надо, на блюдечке с голубой каемочкой приносят.
 Поскольку блюдечка у нас все равно не было, мы выждали с минуту и двинулись дальше. По мере удаления от поста ГАИ дождь становился все слабее, и вскоре на дороге даже появились сухие пятна. Преодолев два огромных подъема (Вера, Настя, Максим, а на самых крутых участках иногда даже и Леша Любомудров шли пешком), мы остановились на последний привал. Съели последний пирог, переодели сухие носки. Несмотря на дождевики, все вымокли до нитки, и если бы температура была не +10?, а градусов на двадцать поменьше, многие, наверно, замерзли бы насмерть. Особенно тяжело пришлось тем, кто не захватил запасные носки и перчатки. Даже взрослые велотуристы в такую погоду предпочитают сидеть дома или в палатке. Но наш поход однодневный √ времени пережидать дождь нет. Надо ехать дальше, и пусть нас называют экстремалами...
 Спустившись в Липицы, мы повернули не вправо, в Пущино, а влево, и выехали на идущую вдоль Оки нижнюю дорогу. Движение там гораздо меньше, горок почти нет и ехать уставшей за день группе значительно безопаснее.
 В 20.10 наша команда подъехала к Пущино. Перед последним подъемом, около моста через Любожиху мы еще раз остановились, чтобы съесть остатки продуктов из НЗ. Главная задача √ вернуться к городу до наступления сумерек √ была выполнена. Последний подъем √ едва ли не самый крутой за весь маршрут √ с честью преодолели Петя, Олег и Оля, использовавшие весь потенциал своих велосипедов и доказавшие свою выносливость; но больше всех отличился Максим, без остановок поднявшийся наверх на нескоростном велосипеде. Всего за день нами пройдено 75км, в том числе более 10 по грунту. Особенно стоит отметить умелое и дисциплинированное поведение на дороге и в лагере Любомудрова Леши и Наумченко Максима.
 Финансовый отчет: с участников собрано 8х10=80 руб. Потрачено: билеты на электричку √ 31р, арбуз √ 23р, хлеб √ 8р, итого 62р. Остаток √ 18р √ передан в фонд секции.

Пущино, 13.09.1999.



А. Дещеревский deshere@uipe-ras.scgis.ru; тел.254-90-35 (вторник-среда), 73-12-15 (г. Пущино)


Возврат к странице "Велосипедные заметки"