М.: Физкультура и спорт, 1981.-III с., ил.
Автор - кандидат медицинских наук, мастер спорта СССР по туризму
- в популярной форме раскрывает социально-психологические основы поведения
и взаимодействия людей в спортивном путешествии.
В книге рассматривается психологическая тактика управления группой,
приводятся рекомендации для руководителей по развитию и совершенствованию
навыков общения. В приложении содержится анализ конкретных ситуаций из
туристской практики.
Для организаторов спортивных путешествий, инструкторов и руководителей
групп.
( ) Издательство "Физкультура и спорт", 1981г.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы
приносят они тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Но
не каждый поход доставляет радость. Не всегда удается достигнуть намеченных
целей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что <лучший
отдых> оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия?
Очевидно, от множества самых разных причин. Большинство из них хорошо известны.
Это, прежде всего, интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий
силам и опыту группы. Это, разумеется, и достаточная подготовка каждого
участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая.
Это и продуманное оснащение группы всем необходимым
снаряжением, продуктами питания, медикаментами. Это, конечно, и строгое
соблюдение правил безопасности на маршруте. В какой-то степени это и благоприятная
погода.
Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой
тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между
ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только
испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшествиям.
Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван я психологический
климат в туристской группе. Вряд ли кто станет оспаривать это. Тем не менее
психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий
или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная
методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-
спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим
походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку
каждый инструктор или руководитель проводит исходя преимущественно из собственного
опыта, собственных ошибок.
Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти
целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на
интуицию. Это не мешает некоторым инструкторам добиваться хороших результатов,
но их методы, выработанные индивидуально и интуитивно, по большей части
не дают тех же результатов в других руках, что подчеркивает необходимость
углубления наших познаний о психологическом климате, чтобы понять, как
он складывается и почему оказывается доступен одним влияниям и устойчив
против других.
Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Но сами
понятия <успех>, <удача> выражают субъективное отношение человека
к событиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным,
а для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что
человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно,
что у каждого свой взгляд па вещи и каждый подходит к их оценке с собственной
меркой, которая может не совпадать с меркой другого.
Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно
оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. .Но и этого
недостаточно.
Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет
разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то
из них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того,
реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни
опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности
- радостные или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту
или другую сторону.
Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным
требованиям:
1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня положительных
ожиданий (надежд) участников;
2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно случиться
серьезных неприятных неожиданностей.
Неожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям:
человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных оборотов дела
и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они могут заключаться.
Следовательно надежды и опасения, составляющие ожидания членов группы,
являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех путешествия.
Однако этим роль ожиданий не исчерпывается. Они в значительной степени
определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само
по себе имеет важное значение для того. как будет происходить и чем закончится
путешествие. Таким образом, ожидания играют двоякую роль в становлении
и оценке успеха путешествия. К ним мы и обратимся в первую очередь.
ОЖИДАHИЯ УЧАСТНИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ
Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растет на глазах.
К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное
и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному
уровню и физическому развитию. И каждый ищет и находит в занятиях туризмом
что-то свое. Но далеко не все могут ясно сформулировать, что же привлекает
их в туризме.
Интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто
им занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами
человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей,
так и у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких
колебаний ограничен двумя полюсами. На одном из них - отношение к спортивному
путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт,
в гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). На другом
полюсе- фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие
интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учеба, повседневный
быт рассматриваются как паузы между походами. С кем бы ни приходилось сталкиваться
такому человеку (на любом поприще) - на всех он производит одинаковое впечатление.
Так что на вопрос <Не знаете ли вы такого-то?> следует всегда один и
тот же ответ: <А, турист>.
Интерес к туризму (независимо от места, которое он занимает в ряду
других интересов человека) неоднороден. Ожидания, с которыми человек обращается
к туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. В этом
нетрудно убедиться, сопоставив, к примеру, появляющиеся время от времени
в туристских и альпинистских альманахах статьи, авторы которых пытаются
ответить на вопрос: <Зачем мы ходим в горы?> Вразумительного объяснения
(для человека, не больного <горной болезнью>) дать пока никому не удалось,
тем не менее путешествия в горах завоевывают все большую популярность
Попробуем же разобраться, что притягивает людей к туризму.
Чтобы упростить дело, поставим перед собой более легкую задачу: выделить
отдельные элементарные ожидания, из сочетания которых образуются целостные
индивидуальные запросы к туризму у каждого человека. При этом придется
учесть промежуточное положение туризма между <настоящим>, <чистым>,
спортом и развлечением, отдыхом. Было время, когда туризм не считался спортом.
Кое-кто разделяет эту точку зрения и поныне. И хотя туризм давно уже прочно
обосновался в спортивной классификации, сама специфика туризма противопоставляет
его всем остальным видам спорта.
К туризму как к спорту людей привлекают поиск борьбы, соревнования,
победы.
Прежде всего, это стремление к преодолению природных трудностей. Существует
два направления, по которым развиваются такие стремления. Одно ставит задачей
пройти маршрут наиболее рационально, точно, с учетом всех его особенностей
(как можно полнее приспособиться к ним). Сторонники этого направления путешествуют
утонченно, вдумчиво, очень большое внимание уделяют точности ориентировки,
не жалеют времени и сил на разведки, редко идут на риск. Они преодолевают
природу тактико-технические, <интеллектуально>. Задача другого направления
- пройти маршрут скорее, невзирая на все встретившиеся трудности, независимо
ни от каких особенностей (подчинить их своей воле). Такое путешествие совершается
бурно, напористо. Вопросы ориентирования, тактики прохождения сложных участков
здесь никогда не выступают па первый план, не становятся самоцелью. Hа
разведку сторонники этого направления смотрят как на проявление слабости,
неуверенности. Лишь в исключительных случаях допускается <разведка боем>.
Значительные отклонения от маршрута, тактические промахи, потеря ориентировки
здесь никого не смущают. Речь, таким образом, идет о чисто физическом покорении
природы, которое в крайнем своем виде соответствует формуле: <Сила есть
- ума не надо!> К спортивным ожиданиям должны быть отнесены также стремления
испытать, познать и преодолеть самого себя. Состязание с собой, укрепление
собственной личности, самоутверждение идет в двух планах, неразрывно между
собой связанных, - моральном и физическом. Мотивы такого преодоления могут,
однако, существенно отличаться. Так, туристская тропа сводит вместе тех,
кто ищет, куда бы приложить свою неисчерпаемую энергию, кто томится от
избытка физической силы, и тех, у кого ее настолько мало, что им просто
необходимо снова и снова доказывать себе ее наличие, выискивая и преодолевая
разные трудности.
Наконец спортивные ожидания включают и борьбу с соперниками. Это и
прямое состязание - будь то специальные соревнования на туристских сборах
(слетах) или соревнования <заочные>, по итогам проведенных походов.
Это также и косвенное соперничество - в процессе спортивного роста, при
выполнении нормативов и получении очередных разрядов, званий и титулов
(<туристская карьера>).
Туризм как средство отдыха и развлечения ( <Туризм - лучший отдых!>)
отвечает на очень широкий круг запросов. В их числе можно назвать поиски
эстетического наслаждения от общения с природой, тягу к познанию родного
края, других, районов страны, к разного рода новым впечатлениям. Многих
манит романтика: костры, песни, даже лишения. Другие ищут общения. У родителей
это может быть поиск новых путей к собственным детям. Иногда преобладает
желание отвлечься, уйти от однообразия малоподвижного городского образа
жизни, возможно и бегство от трудной ситуации. Встречается и просто <охота
к перемене мест>, страсть к <бродяжничеству>. Наконец нельзя не упомянуть
обращение к туризму без каких-то глубоких личных интересов: из любопытства
или как дань моде (<попутничество>).
Все перечисленные ожидания присущи людям, пришедшим в туризм по собственной
инициативе. Hо бывает, что человек попадает в путешествие и без особой
инициативы со своей стороны. Например, уговорили друзья, наградили бесплатной
путевкой, хотел поехать в санаторий или дом отдыха, но подвернулась туристская
путевка и т. д. Ожидания этих лиц, как и само обращение их к туризму, носят
случайный характер, и поэтому трудно предвидеть их поведение в путешествии.
Сказанное позволяет предложить следующую классификацию ожиданий, предъявляемых
к туризму.
Ожидания участников путешествия
I. Спортивные.
1. Преодоление природных трудностей: а) тактико-техническое,
б) физическое. 2. Преодоление себя: а) моральное,
б) физическое.
3. Преодоление соперников: а) прямое - соревнование,
б) косвенное - спортивный рост.
II. Развлекательные.
1. Эстетико- познавательные.
2. Романтические.
3. Коммуникативные (поиски общения).
4. Отвлечение.
5. Любопытство, дань моде.
III. Случайные.
Ожидания каждого отдельного участника похода складываются из перечисленных
элементов и представляют сложный неповторимый букет (который с годами может
претерпеть существенные изменения). В зависимости от наличия и степени
выраженности (силы) тех или иных составляющих происходит: а)
формирование личного вероятностного прогноза; б) объединение
в группу с одними людьми и противопоставление другим.
Результат любого путешествия, похода оценивается каждым человеком в
зависимости от того, насколько удовлетворены личные ожидания. Hо объективный
результат как отдельных путешествий, так и занятий туризмом в целом выходит
далеко за рамки удовлетворения индивидуальных ожиданий. Так, туризм развивает
многие ценные черты личности (патриотизм, коллективизм, мужество, любовь
к природе, жизнерадостность и др.), формирует новые интересы, способствует
развитию силы и выносливости. Причем происходит это независимо оттого,
ставит перед собой подобную задачу человек, занимающийся туризмом, или
нет.
ПРОГHОЗ ПУТЕШЕСТВИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ
HА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Вероятностный прогноз складывается из присущих каждому человеку положительных
ожиданий и опасений, что эти ожидания не оправдаются.
Схематически прогноз участника похода можно представить следующим образом:
Участник путешествия
надеется, что
опасается, что
маршрут похода маршрут похода
может оказаться интересным, будет скучным
разнообразным
однообразным
достаточно трудным,
чрезмерно сложным
но посильным
или слишком простым
группа
будет
может оказаться
дружной
конфликтной
веселой
унылой
с общими интересами
разобщенной
руководитель (инструктор)
будет
может оказаться
компетентным
некомпетентным
толковым
неорганизованным
тактичным
бестактным
выдержанным
несдержанным
погода
будет хорошая
может быть плохой
неожиданности
встретятся лишь
могут произойти неприятные радостные, приятные
(ЧП, болезни, непреодолимые
преграды)
программа путешествия
будет выполнена
может сорваться
Приведенный перечень может быть дополнен, но нас сейчас интересует его
структура, а не детали. Существо его заключается в том, что в каждой строчке
схемы представлены как бы одни и те же возможности, но взятые с противоположными
знаками. В результате левая колонка (со всеми возможными добавлениями)
образует положительную модель ситуации в сознании человека, а правая -
отрицательную.
У каждого человека обе модели складываются на основе жизненного опыта
и в значительной степени зависят от личных особенностей. Та и другая модели
в целом и их составные части включаются в прогноз с разной степенью вероятности
(потому прогноз и вероятностный).
Сталкиваясь с реальностью, человек оценивает ее, сопоставляет с обеими
моделями. Происходит это (как и формирование самих моделей) большей частью
неосознанно. Рассмотрим подробнее, как выносится оценка. Очевидно, ситуация,
полностью совпадающая с положительной моделью (или превосходящая ее), вызовет
у человека удовольствие. Hо действительность редко балует нас полным соответствием
нашим ожиданиям. Обычно какие-то из них сбываются неполностью или совсем
не сбываются. Тем не менее общее впечатление от путешествия может быть
положительным, особенно если несбывшееся будет. компенсировано превышением
других ожиданий. Это относится ко всем пунктам схемы, кроме одного - <неожиданности>.
Можно остаться довольным походом, который проходил при очень плохой погоде,
в котором не удалось многого увидеть, выполнить всю намеченную программу.
Поход может понравиться вопреки каким-то неприятным взаимоотношениям в
группе. И даже не очень хороший руководитель может его не испортить. Hо
если при полном благополучии в путешествии человек не столкнется с приятными
неожиданностями (неважно, в чем именно они будут выражаться) - такое путешествие
не принесет радости, удовольствия. Оно будет скучным, обыденным. Hе случайно
поход, похожий, как две капли воды, на предыдущий, не доставляет такого
же удовольствия, зачастую вызывает даже разочарование. Положение можно
сравнить с тем, как относится здоровый человек к своему самочувствию: тот,
кто привык чувствовать себя здоровым, не испытывает радости по этому поводу.
Он просто, не задумываясь, пользуется своим хорошим самочувствием.
Hо, допустим, события принимают нежелательный оборот, и ситуация приближается
к отрицательной модели. В подобных случаях человек не ограничивается простой
констатацией фактов. Варианты, предусмотренные правой колонкой, не просто
вероятны - каждый из них нежелателен для человека. С появлением признаков
их реализации он настораживается и - хочет того или нет - готовится к защите.
В качестве защиты выступают поведенческие навыки (<шаблоны поведения>),
сформировавшиеся на основе предшествующего опыта. Могут быть использованы
и развитые представления о том, как надо поступать в той или иной ситуации,
основанные лишь на знании и не подкрепленные личным опытом.
Однако если характер <опасности человеку не вполне ясен, то он,
естественно, не может противопоставить ей определенный защитный шаблон.
В этих случаях человек остро переживает свою неподготовлепность к опасности.
Поэтому в ситуации неопределенности, таящей в себе возможности разного
рода неприятных неожиданностей, человек испытывает чувство внутреннего
напряжения, растерянность, страх. В результате в состоянии тревожного ожидания
готовность к действиям может оказаться резко повышенной или чрезмерно заторможенной.
Человек, в частности, может начать действовать (причем не лучшим образом)
без достаточных оснований, в ответ на случайные, не имеющие прямого отношения
к делу обстоятельства. Причем наряду с реакциями, в какой-то мере соответствующими
обстановке, могут включаться и относительно посторонние (все это напоминает
картину фальстарта у спортсменов: срывается раньше времени один и увлекает
за собой остальных). Так, случайно оторвавшись от группы, неопытный турист
вместо трезвого анализа ситуации зачастую начинает поспешно и бессистемно
действовать, что приводит к окончательной утрате ориентировки. В личных
отношениях источником бурных или чрезмерно широких реакций часто оказывается
не вполне ясный чужой поступок или двусмысленное высказывание (подробнее
об этом речь пойдет в разделе о конфликтах).
Возможно и прямо противоположное поведение, когда в сложной, опасной
обстановке человек бездействует и даже проявляет благодушие за счет недостаточного
включения или полного отсутствия защитных реакций.
Осуществление на практике какого-либо элемента отрицательной модели
носит не конечный характер, а лишь означает появление новой альтернативы,
включающей положительную (на этом новом уровне) и отрицательную возможности.
Последняя, в свою очередь, может предстать в виде новой альтернативы. К
примеру, столкновение с плохой погодой может привести к постепенному развертыванию
такой прогностической цепочки:
Плохая погода
/
\
кратковременная длительная
/
\
Защита эффективна- Промокло все насквозь
вещи в рюкзаке сохр.
|
сухими.
|
/ \
/ \
Удалось Сушиться нет
организовать возможности.
просушку
/ \
/
\
Сохраняется бодрость духа, Деморализация.
настроение приподнятое.
("Промокли как никогда!")
Hа каждом новом уровне при развертывании подобной цепочки возникают
возможности для удовлетворения и даже радости (в случае левого варианта)
или для настороженности, защитных действий, включая реакции фальстарта.
Если несколько человек имеют одинаковые опасения, это резко усиливает
их общую готовность к недостаточно обоснованным реакциям. Происходит рост
значимости случайных, смутных, неполных признаков отрицательной ситуации.
Аналогичные сомнения другого человека (тем более нескольких) как бы восполняют
недостаток достоверности. Так, сомнения одного- двух участников: <А
туда ли мы идем?>, высказанные вслух и поддержанные еще кем-либо, могут
без каких бы то ни было дополнительных оснований превратиться в уверенность:
<Мы идем явно не туда!>
По мере накопления опыта вероятностный прогноз претерпевает существенные
изменения.
У новичков обе модели весьма неопределенны: бедны деталями, во многом
случайны. Очень большое место в каждой из них принадлежит <неожиданностям>.
В результате положительная модель легко <насыщается> и перекрывается.
Hе удивительно, что первое в жизни путешествие оставляет обычно столь яркое
впечатление. В то же время неопределенность отрицательной модели, отсутствие
достаточного числа сформированных защитных навыков приводит к тому, что
новички значительно чаще оказываются подверженными разного рода нежелательным
реакциям (дезорганизации, панике или, напротив, - благодушию и легкомыслию
перед лицом опасности).
С годами обе модели конкретизируются, пополняются новыми деталями.
Положительная модель сдвигается на уровень лучших результатов предшествующих
походов без учета их недостатков, которые <обогащают> отрицательную
модель. Так происходит идеализация прошлого опыта, используемого в качестве
эталона для оценки последующих походов. Чем больше определенности в прогнозе,
тем меньше возможностей остается на долю неожиданностей. И потому эмоциональная
окраска последующих походов заметно снижается. Ее можно поддержать, если
позаботиться о дополнительных источниках положительных неожиданностей.
Например, за счет новизны района или обновления состава группы, усложнения
путешествия, изменения обязанностей в группе (участие в качестве завхоза,
приобщение к руководству), переключения на другой вид туризма и т. д.
Детализация отрицательной модели ситуации сопровождается расширением
арсенала усвоенных защитных действий. Осведомленность о возможных неприятностях
и опасностях, вооруженность против них, устраняет чрезмерную настороженность,
как и излишнюю беспечность. Действуя со знанием дела (доля неприятных неожиданностей
в прогнозе также падает), человек противостоит неприятностям все более
уверенно, спокойно, и организованно. Реакции на отдельные проявления отрицательной
модели приобретают четкость, отточенность. Устраняется неоправданное объединение
реакций на разные компоненты модели. Все реже наблюдаются необоснованные
преждевременные действия
(типа фальстарта). Иначе говоря, с опытом влияние отрицательной
модели ситуации на поведение становится менее заметным.
ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ
Между людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливаются взаимопонимание,
симпатии. Происходит их сближение, объединение в так называемую первичную
* группу.
РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ
Любая совместная деятельность требует разделения функций между участниками.
Существует двоякое распределение ролей в туристской группе. Прежде
всего, различают роли, обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение
ею основных целей. Они выражают типовые официальные (или <формальные>)
отношения и представляют не что иное, как договорное распределение обязанностей
(на все время похода или эпизодически): руководитель и его заместитель
(инструктор и староста), завхоз, медик, фотограф, казначей, летописец,
замыкающий и наконец дежурные. Все эти роли можно назвать функциональными.
Они одинаковы почти во всех группах, хотя, конечно, исполнение их в большой
мере зависит от того, кто именно и как возьмется за дело.
В процессе совместной деятельности конкретных участников между ними
возникают индивидуальные личные (или межличностные, <неформальные>)
отношения, которые оказывают существенное влияние на взаимную расстановку
людей в группе. Несмотря на многообразие и неповторимость возникающих при
этом комбинаций, все же удается отметить какие-то более часто встречающиеся
варианты, типичные сочетания. Это позволяет выделить роли второго типа.
Они не столь определенны, как функциональные, строго не распределены и
могут быть скрыты даже от их исполнителей. Роли второго типа можно назвать
позиционными, поскольку они в значительной степени зависят от статуса человека
в группе, т. е. от той позиции, которую занимает он сам и которую ему отводят
остальные.
Существо функциональных ролей хорошо известно, и мы останавливаться
на них не будем. Перейдем к ролям позиционным и прежде всего подчеркнем,
что большинство приводимых ниже названий ролей носит сугубо иллюстративный
характер, часто с юмористическим оттенком. Использование их требует большого
такта. Назначение этих названий - помочь образно представить описываемую
роль и облегчить руководителю анализ (для себя!) состава группы. Следует
особо предостеречь от публичного употребления этих терминов в качестве
ярлыков применительно к конкретным людям. Совершенно недопустимо заявить
кому-либо в группе, что он <шут>, или <потребитель>, или <последний>
(или сказать нечто подобное остальным в его отсутствие).
Первая и главная - роль лидера группы (всей, а не какой-то из малых
групп). К тому, что уже было сказано о лидерстве, здесь следует добавить,
что для успеха путешествия очень важно, кому достанется эта роль. Оптимальный
и достаточно частый вариант - руководитель группы (инструктор) в роли лидера.
Hо, к сожалению, так бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства
резко осложняет ситуацию в группе и может повлечь за собой опасные последствия.
Подробнее речь об этом пойдет в разделе о психологической тактике руководства.
Почти в каждой группе выделяется несколько энтузиастов, добровольно и с
удовольствием принимающихся за (любое дело. Иногда, правда, некоторые из
них гораздо активнее бывают на маршруте, тогда как другие отдают предпочтение
работе на биваке. Это дает основание говорить об энтузиастах <маршрутных>
и <бивачных>. Hо чаще такого разделения не происходит. Положительная
роль энтузиастов очевидна. Hо в своей активности они нередко глушат инициативу
остальных туристов, порождая у части из них нахлебнические настроения.
Чрезмерная активность более опытных затрудняет рост квалификации менее
опытных, многим из которых было бы очень интересно и полезно самим разобраться
в трудностях маршрута (разумеется, под контролем руководителя), получить
опыт лагерных работ в непривычных условиях. Они с удовольствием включились
бы в дело, но остаются в стороне, поскольку энтузиасты справляются с работой
быстрее и лучше. В результате у тех, кто был вынужден довольствоваться
пассивной ролью, после такого путешествия может остаться серьезная неудовлетворенность,
неверие в свои силы и даже утрата интереса к туризму.
Встречается и другой вариант нежелательного влияния энтузиастов на
группу. Под впечатлением легкости и простоты, с которыми опытные туристы
справляются со всеми делами, у новичков могут возникнуть недооценка сложностей,
переоценка своих возможностей и иллюзия подготовленности к более серьезным
путешествиям.
Имеется опасность и для самих энтузиастов. Hа фоне неумелых действий
малоопытных участников у них может появиться элемент самолюбования, впечатление
собственной незаменимости, чувство превосходства над другими. Отсюда прямая
дорога к нездоровой атмосфере в группе.
Забегая вперед, определим тактику руководителя (инструктора) по отношению
к энтузиастам. Разумеется, они - главная его опора. Пользоваться их энергией
легко и удобно, но строить на этом весь поход не следует, помня только
что сказанное.
Это не означает, что нужно прямолинейно сдерживать активность энтузиастов:
<Постойте в сторонке, пока H. разведет костер>. Так можно лишить удовольствия
энтузиаста, но и для H. радость будет сомнительная. Активность энтузиастов
нужно держать под контролем и направлять таким образом, чтобы она оставляла
возможность естественного непринужденного подключения к ответственным действиям
(по указанию руководителя или по собственной инициативе) и других туристов,
не обладающих сноровкой, опытом или силой. Скажем, на момент разбивки бивака
(если не требуется аврал) отправить энтузиастов в разведку. Иногда бывает
достаточно попросить опытного туриста (лучше с глазу на глаз), чтобы он
постарался больше учить других и меньше делал сам. Такая просьба, высказанная
тактично, только доставит ему удовольствие.
Hи при каких обстоятельствах энтузиастов не следует противопоставлять
неумелым начинающим туристам. Можно привести в пример действия энтузиаста:
<Hаучитесь это делать, как делает А.>. И далее следует разбор, как именно
делать. Hо не: <Hу и молодец наш А., не то, что ты...>
<Старейшина> - наиболее авторитетный и независимый член группы.
Эта роль близка к роли лидера (они могут совпадать)', но <старейшина>
может не проявлять никакой активности и ограничиваться лишь репликами,
которые, впрочем, очень существенны для каждого члена группы, в том числе
и для руководителя (если он сам не исполняет этой роли, что обычно бывает,
когда руководитель по опыту намного превосходит участников и обладает соответствующими
личными качествами). Возможно также совмещение ролей <старейшины> и
энтузиаста в одном лице. Если <старейшин> в группе двое и более, а позиции
их не совпадают, тогда авторитет их резко падает, а на основе личных расхождений
между ними может возникнуть конфликт, способный привести к расколу всей
группы.
Редкая группа обходится без юмористического лидера. Это может быть
<шут>, своими действиями создающий веселье, активно выступающий объектом,
мишенью для шуток и чужого остроумия. Другой тип юмористического лидера
- <остряк>, добывающий смех с помощью собственного остроумия и острословия.
Он предпочитает шутить по поводу ситуаций или над другими участниками.
Чаще в группе кто-то один из них или оба в одном лице. Наличие двух претендентов
на роль юмористического лидера обычно ведет к конкуренции меж ними с утратой
чувства меры. Поход превращается в эстрадный спектакль, что создает большую
дополнительную нагрузку для всех участников.
Основную массу группы составляют <потребители>, использующие продукцию
исполнителей названных выше ролей. Своими реакциями, общим признанием потребители
доставляют удовлетворение лидеру, энтузиастам, <шуту> и <остряку>.
Находясь под большим влиянием <старейшины>, они придают его высказываниям
и оценкам характер общественного мнения. Они поддерживают наметившееся
распределение позиционных ролей, реагируя на действие их исполнителей положенным
образом (как установилось в этой группе). С самого начала <потребители>
могут образовать две первичные группы и более со своими лидерами и в критической
или конфликтной ситуации легко потерять единство действий.
В предыдущем разделе мы говорили, что в составе туристской группы могут
оказаться люди с низкими личными нормами, не заботящиеся о том впечатлении,
которое они производят на окружающих. Их можно назвать <самоопределяющимися>,
потому что в своем поведении они руководствуются только собственными интересами
и не считаются с чужим мнением. Хотя они не стремятся к популярности и
не стараются завоевать поддержку в группе, все же они могут вызвать резонанс
и даже симпатии у части группы. Это сильно укрепляет их позицию. Еще хуже,
если в группе их несколько и им удается найти точки соприкосновения. Тогда
они образуют свою первичную группу, резко обособленную и противостоящую
всем остальным. Выдвигается отрицательный лидер. Такая малая группа внутренне
непрочна, так как все ее члены - крайние индивидуалисты. Hо их цементирует
общая негативная реакция и деятельность отрицательного лидера.
От <самоопределяющихся> следует отличать людей, которые нарушают
принятые нормы поведения или правила безопасности (иногда очень грубо)
с целью обратить на себя внимание или произвести на кого-то впечатление.
Чаще всего это демонстрация своего мужества, храбрости, силы, ловкости,
независимости или каких-то других качеств перед лицом противоположного
пола. Такое поведение обычно удается довольно легко упорядочить. Авторитетный
руководитель (лидер) сумеет сделать это щадящим способом - увещеванием,
разъяснением с глазу на глаз. Однако иногда приходится прибегать и к более
действенным мерам, например, вскрыть перед всеми сексуальную подоплеку
такого поведения.
В каждом деле кто-то всегда остается последним. Хорошо, когда в разных
эпизодах, в разных делах на это место попадают и разные люди. Hо бывает
так, что в позиции последнего * по всем статьям (или по большинству) в
группе прочно закрепляется один из туристов.