Расстановки для друзей 

Начало. Почти по Хеллингеру.

Есть сообщество людей, которые хотят с чем-то разобраться в своей жизни. С чем? Это может быть повторяющиеся досадные события, чувство вины, стремление соответствовать ожиданиям других, вспышки злости на каких-то людей, не поддающаяся лечению болезнь, общее ощущение «не туда всё идёт», либо наоборот – тяга к чему-то неведомому, какая-то боль, неудобство. Практически что угодно, главное, чтобы тема была насущной. И ещё необходима достаточная решимость изменить жизнь. Назовём это запросом. Его формулировка – первый шаг.

Запрос человека (автора) означает некоторый ряд событий, происходящих у него в жизни. Осознание закономерностей, сценария, согласно которому развиваются эти события – это второй шаг. Попросту говоря нужно понять, почему всё происходит именно так? Этот сценарий постепенно выявляется в ходе расстановки. Остальные присутствующие участвуют в этой игре в качестве действующих лиц, являются «заместителями» реальных фигур из жизни автора. Один человек следит за общим ходом расстановки, т.е. является ведущим. Ведущего и заместителей выбирает обычно автор.

Пример: у девушки запрос - не складываются отношения с мужчинами.

 

 девушка

Запрос можно явно и чётко сформулировать всей группе или только ведущему, либо просто на него хорошо настроиться. Затем, как в расстановках по Хеллингеру, автор (иногда – ведущий) вводят в сцену заместителя автора с его запросом, а потом другие фигуры согласно логике запроса и ощущениям автора и заместителей. Обычно это родители и иные родственники, партнёры, иные значимые люди. Но могут быть и какие-то общие идеи, эгрегоры или отдельные проявления людей. При этом автор, вводя заместителя, настраивается на своём ощущении персонажа, кладёт руки на плечи заместителя и делится с ним этим ощущением.

 
В таком примере можно поставить заместителя девушки и одного из партнёров.

девушка и партнёр

 

Задача заместителя – на время отвлечься от своих переживаний, стать «чистым листом» и просто подождать пока почувствуется налагаемое автором ощущение. И затем действовать в его русле. Перед началом обычно делается упражнение в парах, чтобы настроиться на чувствование другого человека.

В этом нет ничего необычного, все мы, так или иначе, чувствуем настроение того, кто рядом (или даже далеко, если это близкий человек). Просто не так часто с другим человеком позволяем себе, отставив свои переживания на время в сторону, пойти в русле чужого настроения. Или просто не позволяем себе. Но вместе с тем, такое погружение в иную роль нам вполне знакомо - сопереживая герою фильма, мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.

В примере может получиться так, что заместитель девушки почувствует стремление убежать от заместителя своего партнёра.

 девушка убегает от партнёра

Заместители, побуждаемые своими ощущениями, перемещаются в пространстве (медленно, чтобы все успели отыгрывать изменение ситуации) и/или сообщают о них.  Вводятся недостающие фигуры. В результате постепенно проясняется сценарий запроса.

 
Если заместитель девушки отталкивает партнёра, то дальше можно выяснить, откуда пришло это побуждение оттолкнуть. И тогда, возможно, возникнет ещё одна фигура – например мать или бабушка. Оказывается, это она стремилась кого-то оттолкнуть, а дочери (внучке) лишь передался этот импульс. Автору запроса может хватить уже этого понимания, а может быть понадобится узнать причину отталкивания у старшего поколения – и возникнет еще, например, отец, который сделал что-то, что было воспринято как предательство или опасность.

 

 мать и девушка в детстве                 !                конфликт раодителей

Итак, определился сценарий запроса.

Третий шаг. Понятна ситуация и откуда она получилась. Что с этим делать? Здесь мы отходим от Хеллингера.

В самом общем смысле суть сценария получается всегда одна – автор своими собственными усилиями, настроем, действием или бездействием создаёт то, что ему впоследствии не нравится, и о чём говорит запрос. Это некоторая установка, правило или внутренние запреты. Установка может быть перенята от других, как в нашем примере выше, или быть собственным слишком жёстким решением.

Например, отталкивание партнёров может возникнуть также после болезненного разрыва с первой любовью и последующего решения больше никогда не любить. Потом подобные решения очень часто забываются, и остаются только неосознанные ограничения.

страдание

Да и внушённые извне установки можно тоже считать решениями – решениями согласиться с ними. Поскольку на очень многих других людей воздействие аналогичного давления не привело к такой же установке.

Разумеется, есть случаи, когда способность всю свою энергию сосредоточить на решении одной задачи спасительна: война, экстремальные ситуации. Но когда обстоятельства меняются, необходимо обратное действие - раз-вовлечение. Если это не удаётся, то получается ситуация солдата, вернувшегося с войны. Или даже паранойя  smile_good.

Один из важнейших моментов при осознании получившегося сценария – это понимание того, что есть я, а есть моя установка. Скажем, отталкивание партнёров это не моё неотъемлемое свойство, а перенятая от старшего поколения защитная реакция (или собственное старое решение).

Не-отождествление в Адвайте.(См. например Цезарь).

А значит, я могу отменить такую установку, такое решение, или принять другое. В некоторых случаях уже такого понимания хватает, чтобы отказаться от установки, порождающей развернувшийся сценарий жизни.

Бывает ещё, что автора и его заместитель осознают сценарий игры, хотят его изменить, но не видят возможности это сделать. Часто установка вплетена в другие стороны жизни, на ней много что базируется, и не от всего, как правило, хочется отказаться. Таким образом, встаёт задача расплести сложившуюся связку, судьбу. Это третий этап, который  может быть осуществлён в этой расстановке.

Это ключевой момент расстановки. Наблюдение автором сценария и его сути со стороны, отдельно от себя в течение некоторого времени помогает своеобразному прояснению, осознанию того, как всё просто устроено – вот моя установка, вот мои действия, вот результат. А также того, что всё это может быть устроено иначе и как ситуацию можно изменить.

Помимо наблюдения может помочь также следующее.

- Можно прочувствовать другие возможные сценарии.

- Можно проследить при помощи заместителей развитие различных сценариев (текущего и возможных альтернатив) будущее.

- Можно задаться вопросом – что для меня важнее – дальнейшее следование установке или счастливая жизнь?

 - Очень может помочь намерение (твёрдое решение) справиться с этим запросом.

Хеллингер пошёл иным путём. Поскольку он работает по схеме клиент – терапевт, то он сам говорит клиенту, что ему делать, основываясь на своих представлениях о том, как должна быть устроена правильная жизнь. А для передачи своего метода другим -сформулировал целую систему правил (см. например Берт Хеллингер ПОРЯДКИ ЛЮБВИ и другие произведения). В этом методе Хеллингер и его последователи уговаривают или заставляют клиента исправлять свой сценарий согласно правилам.

Нам не очень нравится такой подход, но некоторые приёмы можно (при необходимости) использовать: например, ввести в сцену персонаж, которого автор считает сильным, достойным доверия и способным ему помочь или разрешить что-то сделать. Обычно это прародительница, патриарх рода, но может быть и кто-то ещё. Хотя по сути это трюк – помощь или разрешение исходит тоже от самого автора.

поддержка

Разумеется, не всегда автор на этом этапе готов изменить сценарий, или хотя бы в принципе допускает такую мысль (хотя такое случается довольно редко). В этом случае для нас также главной является позиция автора, его движение к осознанию своей жизни. Окружающие могут лишь показать разные возможные варианты, проиграть дальнейшее развитие событий, поставить вопрос - хочет ли автор быть счастлив? Рано или поздно что-то изнутри него преодолеет сопротивление.

 смотрит назад         ?        вместе

Дополнительные замечания.

1. Первые несколько раз у меня (и ещё у кое-кого) болела голова. Я так понимаю, что это следствие излишнего вовлечения в разыгрывающийся сценарий. Со временем получается не вовлекаться в запросы и проблемы, как просто присутствуя, так и будучи заместителем. Действительно, в этом и вся суть – не вовлекаться без нужды!

2. Одна из характерных ловушек – навязчивое стремление помочь автору. Само по себе является популярной темой, достойной отдельной расстановки. (Хеллингер это трактует как сохранившееся детское стремление «спасти» мать от чего-либо).

3. После ряда расстановок может придти ощущение, что всё, чем я себя считал – это установки. Всё, от привычек в еде до «дела всей моей жизни» Я могу играть в такие игры, а могу – в другие. Но это только игра. И значит это всё не Я. Что же тогда такое - Я? (См. опять же Цезарь)

 
Дима, Тая

Начальная страница