ПРЕДИСЛОВИЕ

      На дворе стоит 1998 год. Заканчивается двадцатый век, и постоянно присутствует ощущение, что мы живем в какой-то спешке, что все нет у нас времени остановиться, оглянуться обратно. Может быть, мы упускаем что-то важное в нашей истории, то, что прошло мимо нас подобно двигающемуся заднику сцены театра – декорация меняется на новую, повинуясь таинственным пыльным рычагам и канатам. Что нам стоит заглянуть за занавес, узнать, как работают эти механизмы, какую еще новую декорацию нам ожидать? Самые неожиданные явления и события в нашей истории вполне могут быть связаны между собой, надо только найти эту связь и запомнить – а вдруг пригодится в будущем?
      Цель настоящей работы – проследить параллельное развитие двух общественных движений в истории СССР – СНГ и их возможное взаимное влияние друг на друга. Это движение клубов самодеятельной песни (КСП) и еврейское национальное движение, в частности процесс национальной самоидентификации у советских и российских евреев в 50–90 годы нашего века.
      Исследование неизбежно осложняется тем, что история первого общественного движения изучено гораздо хуже второго, например, почти не существует никаких документальных данных о серьезных социологических разработках в среде КСП. (Единственная известная мне работа – проект Ивана Климова "Щ-1" фонда "Общественное мнение", освещающий отношение людей к авторской песне. Если конкретно, то к одному определенному автору – Михаилу Щербакову, который ни по своему мнению, ни по мнению активистов КСП, не может быть причислен к этому движению. Приведенные в этом исследовании социологические портреты касаются только слушателей и любителей творчества Щербакова.)
      Поэтому то, что в настоящей работе будет касаться социологических анализов, будет основано на собранных мною данных по евреям в среде КСП и в жанре авторской песни. Из основополагающих исследований на эту тему для меня служит, бесспорно, книга Розалины Рывкиной "Евреи в постсоветской России – кто они?" (Москва, УРСС, 1996).