ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Целью настоящей работы было рассмотреть связь еврейского национального самосознания и авторской песни в рамках общественного движения КСП (клубов самодеятельной песни). После того, как существование связи было доказано, была прослежена динамика процессов национальной самоидентификации как в движении КСП, так и в жанре авторской песни.
      Для сбора данных были применены две методики: "пилотажное интервью" с помощью магнитофона и опрос по анкетам на КСП-шных слетах, концертах и тусовках. Первая методика определила существование еврейских компаний и задала параметры поиска их описания. Вторая методика их описала, а заодно составила статистический портрет людей, участвующих в движении КСП.

Выводы по пилотажному интервью:

  1. Косвенно подтверждается идея о социологической нише – в начале движения КСП евреи шли в него по ряду причин, среди которых было и стремление избежать антисемитизма. А раз давление прекращалось, следовательно отключалось и национальное самосознание. Ведь в то время лишь антисемитизм был действенным средством заставить еврея почувствовать, что он еврей. Человек уходил от невыносимого еврейства в КСП и растворялся среди своих.
  2. 12-й вопрос ("Участие в движение помогало евреям ощущать себя евреями или мешало?") неожиданно вскрыл удивительную информацию о резком изменении еврейского статуса внутри КСП. На слетах, начиная с 82-го примерно года начали появляться еврейские компании.
      Определение еврейской компании принимается мной по складыванию, то есть, общая точка пересечения людей, когда образуется тусовка – ощущение себя евреями. А дальше могут быть варианты развития: новые интересы, новые люди (не обязательно евреи). Возможен и такой вариант, когда уже сложившаяся компания становится еврейской позже – либо получает таковой титул извне, либо в нее приходят новые люди, которые "ставят всех на уши" по еврейской теме. Эти два варианта еврейских компаний – "де юре" и "де факто" – не были точно дифференцированы в данной работе – для этого необходимо отдельное исследование. Возможно, имеет смысл говорить о некоей триггерной системе знаков, связанных с национальной самоидентификацией. Это могут быть слуховые и визуальные триггеры; на слетах же КСП наиболее важным являются слуховые – песни.

Выводы по анкетированию:

  1. Процесс еврейской самоидентификации выражался в КСП в виде образования еврейских компаний. Пик их пришелся приблизительно на 1987 год.
  2. На процесс еврейской самоидентификации движение КСП почти не влияло.
  3. При анализе некоторых вопросов статистических анкет была применена методика вычисления среднего арифметического. Таким образом получались модели-големы средних КСП-шников, которые сами по себе не несли никакой информации, но имели смысл при сравнении друг с другом. Так, например, получилось, что на развитие понятия "национальность в рамках КСП" в представлении КСП-шников потребовалось 5 лет. По данным тех, кто считает, что люди вообще могли вспоминать на слетах о своей национальности, это произошло в январе 84-го года. Это согласуется с данными пилотажного интервью по вопросу 18 ("Встречались ли Вы с проявлениями антисемитизма в движении КСП?"). Вероятно, это была первая национальная волна в КСП – больше диссидентского характера, чем связанного с алией.
  4. 31% процент людей из выборки встречал национальные тусовки на слетах, 27% людей встречали именно еврейские компании и 17% в них участвовали. С помощью големов было подсчитано, что с момента первых мыслей о национальности в январе 84-го до образования национальных компаний прошло 3 года – время социального оформления первой национальной волны в КСП.
  5. Из девяти человек, сказавших "да" на вопрос: "Являетесь ли Вы вне КСП членом какой-либо национальной организации – культурной, религиозной, политической или общественной?", – трое участвовали в еврейских компаниях. Эти 3%, я думаю, можно считать показателем креативной национальной активности в КСП. То есть, эти три человека из ста вполне могли бы сами основать еврейскую или какую-нибудь другую национальную компанию на слетах.

Выводы по статистике бардов:

  1. Из списка в 316 человек, каковое число и было взято за 100, евреев – 20,56% (65 чел.).
  2. 20,56% всех бардов – москвичи; из них (моквичей) 16,92% – евреи. 9,8% всех бардов – ленинградцы; из них 38,70% – евреи (максимальный "удельный" вес для городов происхождения).
  3. Из всех бардов эмигрировали 7,27%;
    из уехавших: 47% – в Израиль, 53% – США, ФРГ и др.;
    69% – евреи, 31% – неевреи.

Выводы по анализу песен:

  1. В жанре авторской песни, в общей выборке песен на еврейскую тему, тех, которые связаны напрямую с процессом самоидентификации (для автора или исполнителя) – 17%. Основная их тематика – жизнь евреев в галуте.
  2. Шуточных песен 26%. Наибольшая их плотность достигается в теме "галут / антисемитизм".
  3. Максимальный процент среди тем занимают "Холокост" (14%), "галут / антисемитизм" (12%), "алия" (12%) и "современный Израиль" (17%). Из песен косвенной тематики большинство упоминаний приходится на тему "галут / жизнь евреев". Тема "галут / антисемитизм" – на втором месте.
  4. Динамика тем: Темы первой волны "еврейских" песен в АП были "Холокост" и "галут / жизнь евреев" ("галут / жизнь советских евреев") (60–70-е). Вторая волна – "галут / антисемитизм" и "эмиграция" (70–80-е). Третья – "алия" и "современный Израиль" (80–90-е).
      Исследование осложнялось почти полным отсутствием работ по этой теме, из-за чего результаты его могут быть со значительными погрешностями.
      И тем не менее, очевидно, что настоящий поиск только начинается – в следующих возможных работах по этой теме необходимо собрать большой объем документальных данных по еврейским компаниям. Так как тема совершенно не изучена, в дальнейших исследованиях могут быть интересные открытия.