ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящей работы было рассмотреть связь еврейского национального самосознания и авторской песни в рамках общественного движения КСП (клубов самодеятельной песни). После того, как существование связи было доказано, была прослежена динамика процессов национальной самоидентификации как в движении КСП, так и в жанре авторской песни.
Для сбора данных были применены две методики: "пилотажное интервью" с помощью магнитофона и опрос по анкетам на КСП-шных слетах, концертах и тусовках. Первая методика определила существование еврейских компаний и задала параметры поиска их описания. Вторая методика их описала, а заодно составила статистический портрет людей, участвующих в движении КСП.
Выводы по пилотажному интервью:
- Косвенно подтверждается идея о социологической нише в начале движения КСП евреи шли в него по ряду причин, среди которых было и стремление избежать антисемитизма. А раз давление прекращалось, следовательно отключалось и национальное самосознание. Ведь в то время лишь антисемитизм был действенным средством заставить еврея почувствовать, что он еврей. Человек уходил от невыносимого еврейства в КСП и растворялся среди своих.
- 12-й вопрос ("Участие в движение помогало евреям ощущать себя евреями или мешало?") неожиданно вскрыл удивительную информацию о резком изменении еврейского статуса внутри КСП. На слетах, начиная с 82-го примерно года начали появляться еврейские компании.
Определение еврейской компании принимается мной по складыванию, то есть, общая точка пересечения людей, когда образуется тусовка ощущение себя евреями. А дальше могут быть варианты развития: новые интересы, новые люди (не обязательно евреи). Возможен и такой вариант, когда уже сложившаяся компания становится еврейской позже либо получает таковой титул извне, либо в нее приходят новые люди, которые "ставят всех на уши" по еврейской теме. Эти два варианта еврейских компаний "де юре" и "де факто" не были точно дифференцированы в данной работе для этого необходимо отдельное исследование.
Возможно, имеет смысл говорить о некоей триггерной системе знаков, связанных с национальной самоидентификацией. Это могут быть слуховые и визуальные триггеры; на слетах же КСП наиболее важным являются слуховые песни.
Выводы по анкетированию:
- Процесс еврейской самоидентификации выражался в КСП в виде образования еврейских компаний. Пик их пришелся приблизительно на 1987 год.
- На процесс еврейской самоидентификации движение КСП почти не влияло.
- При анализе некоторых вопросов статистических анкет была применена методика вычисления среднего арифметического. Таким образом получались модели-големы средних КСП-шников, которые сами по себе не несли никакой информации, но имели смысл при сравнении друг с другом. Так, например, получилось, что на развитие понятия "национальность в рамках КСП" в представлении КСП-шников потребовалось 5 лет. По данным тех, кто считает, что люди вообще могли вспоминать на слетах о своей национальности, это произошло в январе 84-го года. Это согласуется с данными пилотажного интервью по вопросу 18 ("Встречались ли Вы с проявлениями антисемитизма в движении КСП?"). Вероятно, это была первая национальная волна в КСП больше диссидентского характера, чем связанного с алией.
- 31% процент людей из выборки встречал национальные тусовки на слетах, 27% людей встречали именно еврейские компании и 17% в них участвовали. С помощью големов было подсчитано, что с момента первых мыслей о национальности в январе 84-го до образования национальных компаний прошло 3 года время социального оформления первой национальной волны в КСП.
- Из девяти человек, сказавших "да" на вопрос: "Являетесь ли Вы вне КСП членом какой-либо национальной организации культурной, религиозной, политической или общественной?", трое участвовали в еврейских компаниях. Эти 3%, я думаю, можно считать показателем креативной национальной активности в КСП. То есть, эти три человека из ста вполне могли бы сами основать еврейскую или какую-нибудь другую национальную компанию на слетах.
Выводы по статистике бардов:
- Из списка в 316 человек, каковое число и было взято за 100, евреев 20,56% (65 чел.).
- 20,56% всех бардов москвичи; из них (моквичей) 16,92% евреи. 9,8% всех бардов ленинградцы; из них 38,70% евреи (максимальный "удельный" вес для городов происхождения).
- Из всех бардов эмигрировали 7,27%;
из уехавших: 47% в Израиль, 53% США, ФРГ и др.;
69% евреи, 31% неевреи.
Выводы по анализу песен:
- В жанре авторской песни, в общей выборке песен на еврейскую тему, тех, которые связаны напрямую с процессом самоидентификации (для автора или исполнителя) 17%. Основная их тематика жизнь евреев в галуте.
- Шуточных песен 26%. Наибольшая их плотность достигается в теме "галут / антисемитизм".
- Максимальный процент среди тем занимают "Холокост" (14%), "галут / антисемитизм" (12%), "алия" (12%) и "современный Израиль" (17%). Из песен косвенной тематики большинство упоминаний приходится на тему "галут / жизнь евреев". Тема "галут / антисемитизм" на втором месте.
- Динамика тем: Темы первой волны "еврейских" песен в АП были "Холокост" и "галут / жизнь евреев" ("галут / жизнь советских евреев") (6070-е). Вторая волна "галут / антисемитизм" и "эмиграция" (7080-е). Третья "алия" и "современный Израиль" (8090-е).
Исследование осложнялось почти полным отсутствием работ по этой теме, из-за чего результаты его могут быть со значительными погрешностями.
И тем не менее, очевидно, что настоящий поиск только начинается в следующих возможных работах по этой теме необходимо собрать большой объем документальных данных по еврейским компаниям. Так как тема совершенно не изучена, в дальнейших исследованиях могут быть интересные открытия.
|