Строго говоря,
начинать надо с рассказа о том, что за человек
была Евфросиния Антоновна Керсновская и какой
была ее жизнь. Но это тема для отдельного
могучего сайта и для меня просто неподъемная. |
|
Михаил
Щербов
"Вечер памяти"
Краткая предыстория
Существуют события, узнав о которых человек не
в праве забыть. Когда-то давно, на заре
перестройки, в журнале "Огонек" напечатали
статью о жизни Е. А. Керсновской. Были там
и рисунки, которыми Евфросиния Антоновна
сопровождала свои дневники. Еще через какое-то
время удалось мне купить большую книгу
"Наскальная живопись", которая оказалась
кратким повествованием с иллюстрациями.
Я считаю, что по степени потрясения эти дневники
стоят в одном ряду с "Архипелагом ГУЛАГ",
книгами Е. Гинзбург и В. Шаламова.
А через какое-то время довелось мне
познакомиться (совершенно случайно) с семьей
Чапковских, у которых Евфросиния Антоновна жила
последние годы. Именно благодаря этим людям в
свое время вышла книга "Наскальная
живопись". Оказалось, что существует фонд
Керсновской, что фонд объединяет многих людей и
что уникальные дневники и рисунки еще ждут своей
публикации. И раз в году проходят вечера памяти
Е. А. Керсновской...
Один такой вечер состоялся 5 апреля
2000 года в музее Цветаевой.
|
|
фото 1958 г. |
|
Вечер памяти Прошедший
5 апреля вечер памяти был необычным. Кроме того,
что собрались люди, знавшие Евфросинию Антоновну
и помнившие те времена, кроме рассказов и
воспоминаний на вечере состоялся... маленький
спектакль. Самое удивительное, что актерами были
ребята из детского театра. Есть такой "Театр
111" в Измаилово. С ребятами была их режиссер,
Татьяна Михаиловна Камнева.
Сцены как таковой не было. Вечер
проходил в маленьком зале, выступать можно было
только на крошеченом пятачке прямо перед
зрителями. Артисты все время оставались перед
нами. Ни занавеса, ни кулис, только стулья у стены
и дверь в соседнюю комнату. Реквизита -- самый
минимум, просто чтобы схематически выделить
персонажи: шаль, платок, шинель, пилотка...
Спектакль представлял собой что-то
вроде коллажа из эпизодов, происходивших в 40-м
году, когда Красная армия оккупировала
Бессарабию. В маленькое село приходит советская
власть. Евфросиния с матерью оказываются
"классовыми врагами", поскольку владели
поместьем.
Молодые артисты, обычные такие
мальчишки и девчонки, лет по 12-14, должны были
сыграть целый калейдоскоп образов -- от жителей
села до представителей власти. Сделано это было
весьма необычно -- в каждом новом эпизоде все
исполнители менялись ролями. Играющая роль
Евфросинии одевала меховую безрукавку...
Спектакль получился удивительный.
Этим ребятам пришлось пропустить через себя
сумрачную энергию той эпохи, снова и снова
отвечать на вопрос "как остатья человеком".
Наверное, каждый из них примеривал к себе те
ситуации и поступки, слова и мысли. Каждый
исполнитель вносил в образы что-то свое, свою
крупицу понимания.
...Я почему-то переживал за парней,
игравших малосимпатичные образы красных
руководителей. Надо же было всякую пакость
генерить и при этом чувствовать "праведный
классовый гнев" и в глаза людям смотреть с
чувством безмерной правоты... (А еще не забывайте,
кто сидел в зале...)
...Простых людей играть проще?
Возможно. Только все равно нужно передать и
страх, и безысходность, и слабость, и ложь... А
откуда получить такие знания?
...Удивительно, но роль Евфросинии у
всех получалась! У каждой актрисы по-своему.
Роль переходила из рук в руки, и девчата
передавали ее как живое существо. Не было ни
пафоса, ни сентиментальности, ни
сверхдобродетели, ни ненависти. Были изумление и
обида, наивность и честность, чувство внутренней
свободы и достоинства, мужества и отчаяния...
Главное ощущение от спектакля --
ощущение какого-то немыслимого прокола сквозь
эпохи и поколения. Люди в зале замерли, для многих
это было обращением к нелегким воспоминаниям.
Конечно, несомненна заслуга
мудрого режиссера. Наверное, очень помогла им и
Даша Чапковская, которая в свое время ухаживала
за Евфросинией Антоновной. Но главное чудо
ребята сотворили сами -- раскрыв души для столь
тяжелого груза. Возможно, я неудачно выразился,
но я говорю о неком знании, вес (значимость)
которого чувствуешь не разумом, а душой.
...Пожилая женщина, выступившая
после спектакля, сказала: "Эти дети -- наше
оправдание..." Нужны ли еще комментарии?
Знаете, эту маленькую статью было
трудно написать -- не зря ведь сказано: "Мысль
изреченная есть ложь". Правда же очень простая
-- 5 апреля 2000 года в музее Цветаевой люди
вспоминали о жизни Евфросинии Антоновны
Керсновской...
Наверх |
|