Go home    

Избранное

  
              
News!
about us
why notebook
childbirth
pictures
index
url
 

Строго говоря, начинать надо с рассказа о том, что за человек была Евфросиния Антоновна Керсновская и какой была ее жизнь. Но это тема  для отдельного могучего сайта и для меня просто неподъемная.

    

Михаил Щербов

"Вечер памяти"

Краткая предыстория

Существуют события, узнав о которых человек не в праве забыть. Когда-то давно, на заре перестройки, в журнале "Огонек" напечатали статью о жизни Е. А. Керсновской.  Были там и рисунки, которыми Евфросиния Антоновна сопровождала свои дневники. Еще через какое-то время удалось мне купить большую книгу "Наскальная живопись", которая оказалась кратким повествованием с иллюстрациями. Я считаю, что по степени потрясения эти дневники стоят в одном ряду с "Архипелагом ГУЛАГ", книгами Е. Гинзбург и В. Шаламова.
    А через какое-то время довелось мне познакомиться (совершенно случайно) с семьей Чапковских, у которых Евфросиния Антоновна жила последние годы. Именно благодаря этим людям в свое время вышла книга "Наскальная живопись".   Оказалось, что существует фонд Керсновской, что фонд объединяет многих людей и что уникальные дневники и рисунки еще ждут своей публикации. И раз в году проходят вечера памяти Е. А. Керсновской...
     Один такой вечер состоялся 5 апреля 2000 года в музее Цветаевой.
   

  

Е. А. Керсновская, 1958 
фото 1958 г.

    Вечер памяти

Прошедший 5 апреля вечер памяти был необычным. Кроме того, что собрались люди, знавшие Евфросинию Антоновну и помнившие те времена, кроме рассказов и воспоминаний на вечере состоялся... маленький спектакль. Самое удивительное, что актерами были ребята из детского театра. Есть такой "Театр 111" в Измаилово. С ребятами была их режиссер, Татьяна Михаиловна Камнева.
     Сцены как таковой не было. Вечер проходил в маленьком зале, выступать можно было только на крошеченом пятачке прямо перед зрителями. Артисты все время оставались перед нами. Ни занавеса, ни кулис, только стулья у стены и дверь в соседнюю комнату. Реквизита -- самый минимум, просто чтобы схематически выделить персонажи: шаль, платок, шинель, пилотка...
     Спектакль представлял собой что-то вроде коллажа из эпизодов, происходивших в 40-м году, когда Красная армия оккупировала Бессарабию. В маленькое село приходит советская власть. Евфросиния с матерью оказываются "классовыми врагами", поскольку владели поместьем.
     Молодые артисты, обычные такие мальчишки и девчонки, лет по 12-14, должны были сыграть целый калейдоскоп образов -- от жителей села до представителей власти. Сделано это было весьма необычно -- в каждом новом эпизоде все исполнители менялись ролями. Играющая роль Евфросинии одевала меховую безрукавку...
     Спектакль получился удивительный. Этим ребятам  пришлось пропустить через себя сумрачную энергию той эпохи, снова и снова отвечать на вопрос "как остатья человеком". Наверное, каждый из них примеривал к себе те ситуации и поступки, слова и мысли. Каждый исполнитель вносил в образы что-то свое, свою крупицу понимания.
    
     ...Я почему-то переживал за парней, игравших малосимпатичные образы красных руководителей. Надо же было всякую пакость генерить и при этом чувствовать "праведный классовый гнев" и в глаза людям смотреть с чувством безмерной правоты... (А еще не забывайте, кто сидел в зале...)
     ...Простых людей играть проще? Возможно. Только все равно нужно передать и страх, и безысходность, и слабость, и ложь... А откуда получить такие знания?
     ...Удивительно, но роль Евфросинии у всех получалась!  У каждой актрисы по-своему. Роль переходила из рук в руки, и девчата передавали ее как живое существо. Не было ни пафоса, ни сентиментальности, ни сверхдобродетели, ни ненависти. Были изумление и обида, наивность и честность, чувство внутренней свободы и достоинства, мужества и отчаяния...
    
     Главное ощущение от спектакля  -- ощущение какого-то немыслимого прокола сквозь эпохи и поколения. Люди в зале замерли, для многих это было обращением к нелегким воспоминаниям.
     
     Конечно, несомненна заслуга мудрого режиссера. Наверное, очень помогла им и Даша Чапковская, которая в свое время ухаживала за Евфросинией Антоновной. Но главное чудо ребята сотворили сами -- раскрыв души для столь тяжелого груза. Возможно, я неудачно выразился, но я говорю о неком знании, вес (значимость) которого чувствуешь не разумом, а душой.
     ...Пожилая женщина, выступившая после спектакля, сказала: "Эти дети -- наше оправдание..." Нужны ли еще комментарии?
     Знаете, эту маленькую статью было трудно написать -- не зря ведь сказано: "Мысль изреченная есть ложь". Правда же очень простая -- 5 апреля 2000 года в музее Цветаевой люди вспоминали о жизни Евфросинии Антоновны Керсновской...

Наверх