Go home    

Избранное

  
              
News!
about us
why notebook
childbirth
pictures
index
url
 

AAA

Молодёжный
христианский журнал
"Дорога вместе"
╧ 2, 2003 г.

    
Анна Кротова

КАК ПОЛУЧАЮТСЯ
ШЕДЕВРЫ

     Принимаясь за эту статью, я долго и мучительно сомневалась: а что, собственно, писать-то? Ну, получаются у меня фотографии неплохо, ну и что? У многих наших знакомых получается гораздо лучше, хотя, может, по количеству мы всех и обогнали ("фотографический зуд" это страшная сила...). Профессионализма как не было, так и нет, так что мудрые советы давать как-то неудобно. Многие хорошие снимки получаются вообще чисто случайно: щёлкнула, а потом сама удивляюсь, до чего же красиво, оказывается, было!..
     Когда-то я мечтала, что смогу запомнить все эти выдержки-диафрагмы и буду серьёзно заниматься фотографией, но теперь понимаю, что не суждено. Самая простая "мыльница" лучше меня сообразит что и как наводить. Сейчас у нас появилась "зеркалка" Canon (с большим таким носом и кучей разных полезных прибамбасов), но я так и продолжаю снимать в автоматическом режиме...
В то же время за восемь лет упорного фотографирования опыт кое-какой набирается. Можно ли его передать или хотя бы сформулировать? Попробую просто поразмышлять, может, что и полезное получится.

      "Я НА ФОНЕ ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИ"

      Как-то раз довелось нам с мужем просмотреть с десяток альбомов после одной из поездок во французский монастырь Taize. Фотографии у всех были замечательные -- цветные, яркие, весёлые. Но почему-то из альбома в альбом повторялся один и тот же сюжет. Условно мы его назвали: "Я на фоне Эйфелевой башни". Эйфелева башня сменялась собором Нотр-Дам, палатками в лагере или красивой клумбой с цветами. "Я" менялось в зависимости от владельца альбома... Но, что удивительно, на всех снимках люди упорно стояли в одной и той же позе и с одинаковым выражением лица. Эдакая томная небрежность: "Нет, вы только гляньте, мы тут аж до Парижа добрались!". Как будто иначе никто не поверит...
     С тех пор я очень боюсь синдрома "эйфелевой башни" и изо всех сил стараюсь, чтобы таких кадров в наших альбомах было как можно меньше. Лучше купить красивую открытку, а самим уловить что-то такое, что интересно именно нам, ради чего, быть может, мы и ехали в такую даль... Например, сфотографировать те же достопримечательности с какого-нибудь другого бока: "Я держу за ногу Эйфелеву башню" (крепко ухватив её, родимую, за бетонную опору). Уже забавно.

      ОГЛЯНУТЬСЯ ВОКРУГ

      Наверное, в этом и состоит основной секрет удачного фотографирования -- не бояться оглянуться вокруг себя. Может быть даже забыть о себе на какое-то время и просто полюбоваться окружающим миром, найти в нём что-то особенное -- непривычное, смешное, доброе, задумчивое -- независимо от того, Париж это или дача в Подмосковье...
      Что происходит, когда я щёлкаю кнопкой своего фотоаппарата? Я как будто говорю: "Спасибо за этот миг. Спасибо за этих людей. Спасибо за эти деревья, золотые листья, за эту дорогу, за эти горы и небо...". Это "спасибо" не уходит в прошлое вместе с самим событием, а остаётся здесь, с нами, его повторяешь снова, когда перелистываешь альбом. Или показываешь кому-то. Каждый раз невозможно удержаться: разглядываешь всё заново -- уже глазами другого человека...
      Мне кажется, что путешествие, в которое имеет смысл брать с собой фотоаппарат -- это каждый прожитый день. Вроде всё привычно, а день-то новый. Новые люди, новые открытия, новые дела, новые радости или сложности... Господь показывает нам мир, своё творение, таким, какой он есть. Он очень и очень разнообразный. Часто мы видим лишь тёмные стороны, но не так уж много нужно усилий, чтобы заметить свет, любовь и радость буквально во всём. Конечно, никакой плёнки не хватит, чтобы это запечатлеть, но можно выделить что-то важное для себя. Иногда оно само приходит. Шёл, шёл, шёл (сидел, стоял...) и вдруг... увидел!.. Бабочку на цветке, потрясающую долину в горах, прыгающих детишек, отблеск на церковном куполе... Вот тогда-то и нужно брать в руки фотик. Тогда и фотографии получаются радостные и светлые... Неожиданные, забавные, разные... Ведь это не просто фиксирование моментов своей жизни, а продолжение творчества ≈ творчество вместе с Богом... Постепенно появляется навык ≈ даже в самые сумрачные моменты жизни находить искорки Божьей любви... И не так уж важно, есть ли у тебя при этом фотоаппарат...

      КАК ПОЛУЧАЮТСЯ ШЕДЕВРЫ?

      Честно говоря, понятия не имею. Шедевры получаются сами собой, примерно один-два кадра на одну плёнку. Удачное сочетание сюжета, композиции и цвета... Думаю, что при достаточно большом количестве отснятых плёнок, шедевры будут получаться у всех независимо от умений и качества техники. Хотя, конечно, хороший фотоаппарат даёт гораздо больше возможностей для самовыражения.

      МОИ ДИЛЕТАНТСКИЕ ПРАВИЛА

      Кое-какие правила для себя я всё-таки выделила, хотя сама же частенько их нарушаю:
     -- Изначально каждый кадр считается шедевром. Получится он таким или нет, это ещё вопрос, но каждый раз надо успеть прочувствовать гениальность и неповторимость момента. "Ой, подождите, сидите все вот так, я сейчас за фотиком сбегаю!!!". Я стараюсь не делать похожих кадров на всякий случай "а вдруг не получится" (кажется, у Робин Гуда был принцип: чтобы попасть в цель, нужно иметь ровно одну стрелу). В любом снятом кадре должен быть свой смысл, своя идея. Каждый раз нужно отвечать на вопрос: "А зачем я снимаю этот кадр?".
     -- Планировать заранее, что имеет смысл снимать, а что будет не очень интересно (особенно, если осталось мало кадров на плёнке). Не спешить, суметь дождаться нужного момента, поймать нужный ракурс. Но и успевать ухватывать случайные сценки. Не жалеть об упущенных хороших кадрах, если не удалось вовремя щёлкнуть, но при этом постараться запомнить удачный ракурс или забавный сюжет. Когда-нибудь пригодится.
     -- Композиция -- это, наверное, самое главное. Особое искусство (или целая наука?) -- как выстроить её правильно. Но многое можно решить чисто интуитивно. Иногда это получается на уровне ощущения: "чего-то не хватает". Мне кажется, что все детали на снимке обязательно должны общаться или взаимодействовать друг с другом как в танце. Должна возникнуть гармония и равновесие, даже если снимается нечто движущееся. Но и неподвижные предметы и фигуры (или взгляды!) могут быть устремлены друг к другу или, наоборот, отталкиваться и разбегаться. Большое-маленькое, яркое-тёмное, взмах руки, наклон головы -- всё нужно учитывать и "прилаживать" друг к другу. Как? Ой, не знаю... Надо пробовать, смотреть, думать. Или почувствовать...
     -- Людей снимать по возможности крупным планом и лицом, а не спины и затылки (если это не какой-нибудь ╚концептуальный╩ снимок). Они не обязательно должны смотреть прямо в объектив, но лица (или направление взгляда) должны быть видны. Не бойтесь немножко подурачиться, пытаясь привлечь внимание, или решительно скомандовать, чтобы все приняли нужные позы и улыбнулись, повеселить, чтобы все были естественными и не зажатыми. Не снимать людей поющими, на фотографии лица получаются слегка перекошенные.
     -- Обращать внимание на детали. Тёмное на тёмном фоне или светлое на светлом -- получается заведомо плохо. Какая-нибудь мебель на заднем плане мешает, кто-то кого-то загораживает. Не надо тратить плёнку "пусть будет хоть так". Не полениться, переставить предметы, попросить людей придвинуться поближе, попробовать ещё раз. А забавную мелочь снять отдельно крупным планом.
     -- Отпечатанные снимки долго-долго изучаются (я стараюсь раскладывать их по альбомам в хронологическом порядке и удобно для рассматривания: например, вертикальные снимки на одной странице, горизонтальные ≈ на другой). Не забыть похвалить себя за удачные фотографии, проанализировать неудачные, порадоваться случайным (или неслучайным?) шедеврам и... смело показывать всем вокруг, рассказывая о своём потрясающем путешествии, о друзьях, о жизни, о себе...
     Самое главное чуть не забыла! В кадре обязательно должен быть СВЕТ. Пусть он просвечивает через листья, создаёт нимбы над головами людей, даёт контрастные или мягкие тени (не бойтесь снимать и против солнца). Пусть он будет в лицах тех, кого вы снимаете, в их улыбках и... в вашем взгляде на мир!
     ШЕДЕВРЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ ПОЛУЧАТЬСЯ!..
     Ну вот, наверное, и всё.

     Удачи и счастливых путешествий!..
 

 

      

Наверх