Молодёжный
христианский журнал
"Дорога вместе"
╧ 2, 2003 г.
|
|
Анна Кротова
КАК ПОЛУЧАЮТСЯ
ШЕДЕВРЫ
Принимаясь за эту статью, я долго и
мучительно сомневалась: а что, собственно, писать-то? Ну, получаются у
меня фотографии неплохо, ну и что? У многих наших знакомых
получается гораздо лучше, хотя, может, по количеству мы всех и
обогнали ("фотографический зуд" это страшная сила...).
Профессионализма как не было, так и нет, так что мудрые советы
давать как-то неудобно. Многие хорошие снимки получаются вообще чисто
случайно: щёлкнула, а потом сама удивляюсь, до чего же красиво,
оказывается, было!..
Когда-то я мечтала, что смогу запомнить все
эти выдержки-диафрагмы и буду серьёзно заниматься фотографией, но
теперь
понимаю, что не суждено. Самая простая "мыльница" лучше меня сообразит
что и как наводить. Сейчас у нас появилась "зеркалка" Canon (с большим
таким носом и кучей разных полезных прибамбасов), но я так и продолжаю
снимать в автоматическом режиме...
В то же время за восемь лет упорного фотографирования опыт кое-какой
набирается. Можно ли его передать или хотя бы сформулировать? Попробую
просто поразмышлять, может, что и полезное получится.
"Я НА ФОНЕ ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИ"
Как-то раз довелось нам с
мужем просмотреть с десяток альбомов после одной из поездок во
французский монастырь Taize. Фотографии у всех были замечательные --
цветные, яркие, весёлые. Но почему-то из альбома в альбом повторялся
один и тот же сюжет. Условно мы его назвали: "Я на фоне
Эйфелевой башни". Эйфелева башня сменялась собором Нотр-Дам,
палатками в лагере или красивой клумбой с цветами. "Я" менялось
в зависимости от владельца альбома... Но, что удивительно, на
всех снимках люди упорно стояли в одной и той же позе и с одинаковым
выражением лица. Эдакая томная небрежность: "Нет, вы только
гляньте, мы тут аж до Парижа добрались!". Как будто иначе никто не
поверит...
С тех пор я очень боюсь синдрома "эйфелевой
башни" и изо всех сил стараюсь, чтобы таких кадров в наших альбомах было
как можно меньше. Лучше купить красивую открытку, а самим уловить
что-то такое, что интересно именно нам, ради чего, быть может, мы и
ехали в такую даль... Например, сфотографировать те же
достопримечательности с какого-нибудь другого бока: "Я держу за ногу
Эйфелеву башню" (крепко ухватив её, родимую, за бетонную опору). Уже
забавно.
ОГЛЯНУТЬСЯ ВОКРУГ
Наверное, в этом и состоит
основной секрет удачного фотографирования -- не бояться оглянуться
вокруг себя. Может быть даже забыть о себе на какое-то время и просто
полюбоваться окружающим миром, найти в нём что-то особенное --
непривычное, смешное, доброе, задумчивое -- независимо от того, Париж
это или дача в Подмосковье...
Что происходит, когда я щёлкаю кнопкой
своего фотоаппарата? Я как будто говорю: "Спасибо за этот миг. Спасибо
за этих людей. Спасибо за эти деревья, золотые листья, за эту дорогу, за
эти горы и небо...". Это "спасибо" не уходит в прошлое вместе с самим
событием, а остаётся здесь, с нами, его повторяешь снова, когда
перелистываешь альбом. Или показываешь кому-то. Каждый раз невозможно
удержаться: разглядываешь всё заново -- уже глазами другого человека...
Мне кажется, что путешествие, в которое
имеет смысл брать с собой фотоаппарат -- это каждый прожитый день. Вроде
всё привычно, а день-то новый. Новые люди, новые открытия, новые дела,
новые радости или сложности... Господь показывает нам мир, своё
творение, таким, какой он есть. Он очень и очень разнообразный. Часто мы
видим лишь тёмные стороны, но не так уж много нужно усилий, чтобы
заметить свет, любовь и радость буквально во всём. Конечно, никакой
плёнки не хватит, чтобы это запечатлеть, но можно выделить что-то
важное
для себя. Иногда оно само приходит. Шёл, шёл, шёл (сидел, стоял...) и
вдруг... увидел!.. Бабочку на цветке, потрясающую долину в горах,
прыгающих детишек, отблеск на церковном куполе... Вот тогда-то и нужно
брать в руки фотик. Тогда и фотографии получаются радостные и
светлые... Неожиданные, забавные, разные... Ведь это не просто
фиксирование моментов своей жизни, а продолжение творчества ≈ творчество
вместе с Богом... Постепенно появляется навык ≈ даже в самые сумрачные
моменты жизни находить искорки Божьей любви... И не так уж важно, есть
ли у тебя при этом фотоаппарат...
КАК ПОЛУЧАЮТСЯ ШЕДЕВРЫ?
Честно говоря, понятия не
имею. Шедевры получаются сами собой, примерно один-два кадра на одну
плёнку. Удачное сочетание сюжета, композиции и цвета... Думаю, что при
достаточно большом количестве отснятых плёнок, шедевры будут
получаться
у всех независимо от умений и качества техники. Хотя, конечно, хороший
фотоаппарат даёт гораздо больше возможностей для самовыражения.
МОИ ДИЛЕТАНТСКИЕ ПРАВИЛА
Кое-какие правила для себя
я всё-таки выделила, хотя сама же частенько их нарушаю:
-- Изначально каждый кадр считается шедевром.
Получится он таким или нет, это ещё вопрос, но каждый раз надо успеть
прочувствовать гениальность и неповторимость момента. "Ой, подождите,
сидите все вот так, я сейчас за фотиком сбегаю!!!". Я стараюсь не делать
похожих кадров на всякий случай "а вдруг не получится" (кажется, у
Робин Гуда был принцип: чтобы попасть в цель, нужно иметь ровно одну
стрелу). В любом снятом кадре должен быть свой смысл, своя идея. Каждый
раз нужно отвечать на вопрос: "А зачем я снимаю этот кадр?".
-- Планировать заранее, что имеет смысл
снимать, а что будет не очень интересно (особенно, если осталось мало
кадров на плёнке). Не спешить, суметь дождаться нужного момента, поймать
нужный ракурс. Но и успевать ухватывать случайные сценки. Не жалеть об
упущенных хороших кадрах, если не удалось вовремя щёлкнуть, но при этом
постараться запомнить удачный ракурс или забавный сюжет. Когда-нибудь
пригодится.
-- Композиция -- это, наверное, самое главное.
Особое искусство (или целая наука?) -- как выстроить её правильно. Но
многое можно решить чисто интуитивно. Иногда это получается на уровне
ощущения: "чего-то не хватает". Мне кажется, что все детали на снимке
обязательно должны общаться или взаимодействовать друг с другом как в
танце. Должна возникнуть гармония и равновесие, даже если снимается
нечто движущееся. Но и неподвижные предметы и фигуры (или взгляды!)
могут быть устремлены друг к другу или, наоборот, отталкиваться и
разбегаться. Большое-маленькое, яркое-тёмное, взмах руки, наклон головы
-- всё нужно учитывать и "прилаживать" друг к другу. Как? Ой, не знаю...
Надо пробовать, смотреть, думать. Или почувствовать...
-- Людей снимать по возможности крупным планом
и лицом, а не спины и затылки (если это не какой-нибудь ╚концептуальный╩
снимок). Они не обязательно должны смотреть прямо в объектив, но лица
(или направление взгляда) должны быть видны. Не бойтесь немножко
подурачиться, пытаясь привлечь внимание, или решительно скомандовать,
чтобы все приняли нужные позы и улыбнулись, повеселить, чтобы все были
естественными и не зажатыми. Не снимать людей поющими, на фотографии
лица получаются слегка перекошенные.
-- Обращать внимание на детали. Тёмное на
тёмном фоне или светлое на светлом -- получается заведомо плохо.
Какая-нибудь мебель на заднем плане мешает, кто-то кого-то загораживает.
Не надо тратить плёнку "пусть будет хоть так". Не полениться,
переставить предметы, попросить людей придвинуться поближе,
попробовать
ещё раз. А забавную мелочь снять отдельно крупным планом.
-- Отпечатанные снимки долго-долго изучаются
(я стараюсь раскладывать их по альбомам в хронологическом порядке и
удобно для рассматривания: например, вертикальные снимки на одной
странице, горизонтальные ≈ на другой). Не забыть похвалить себя за
удачные фотографии, проанализировать неудачные, порадоваться
случайным
(или неслучайным?) шедеврам и... смело показывать всем вокруг,
рассказывая о своём потрясающем путешествии, о друзьях, о жизни, о
себе...
Самое главное чуть не забыла! В кадре
обязательно должен быть СВЕТ. Пусть он просвечивает через листья,
создаёт нимбы над головами людей, даёт контрастные или мягкие тени (не
бойтесь снимать и против солнца). Пусть он будет в лицах тех, кого вы
снимаете, в их улыбках и... в вашем взгляде на мир!
ШЕДЕВРЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ ПОЛУЧАТЬСЯ!..
Ну вот, наверное, и всё.
Удачи и счастливых путешествий!.. |
|