В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика

ЧАСТЬ XI. - СТАРЫЙ ВАЛЬС ВДОЛЬ "НОВОЙ" ДОРОГИ.

... Это все песенки про себя самого, следы разных событий и состояний, здесь встречаются самые неожиданные отзвуки и отблески... Например, в песенке "Ухожу в листопад" есть строчка: "Медный звон во дворах..." Здесь имеется в виду вполне конкретный собор в Одессе на улице Советской Армии, как ее до сих пор называют, Преображенской; собор этот функционирует, в нем поныне отпевают умерших, и когда звонят его колокола, слышно по всему центру города.

В песне "Старый вальс вдоль Новой дороги" речь идет о шоссе, проложенным на моей памяти из района, где я жил в Саратове, к центру города. Эта Новая дорога, трижды меняя на протяжении города свое название, связывает Москву с Заволжьем, ну, а мы постоянно ездили по ней автобусом в направлении центра или домой. Автобусные круги - каждый день по одному и тому же маршруту - и круги, которые описывает лошадь на ипподроме, мимо которого идет эта дорога... Галки над старым кладбищем, мимо которого эта дорога тоже проходит... Такая вот "жизнь кругами" и нашла свое отражение в песенке.

"Этюд в сумерки" возник под влиянием сразу многого. Тут и песни Жака Бреля, и история его жизни, и фильм "Двое в городе", где убийцей человека является не тот, кто реально его убивает, а целая цепь обстоятельств... В общем, было много каких-то мрачных посылок, приведших к появлению этой песни...

* * *


                   ,        ,
            Очень хочется спеть,           Am D7
                  ,       ,       ,
            но дорога кончается скоро.     F7 Em7 Am
                         ,
            Обрывается степь,              Dm7
                  ,       ,         ,
            наползает предутренний город.  Fm G7 C
           ,             ,
            Мостовые чисты,                C7 F
                  ,                  , ,
            по лучам стосковались горячим. Gm A7 Dm
             ,    ,         ,
            Но гитары в чехлы              Dm6 Am D7
                   ,        ,       ,
            мы, наверно, надолго упрячем.  F7 E7 Am
            ,      ,,     ,  ,
            Ах, какие чехлы                A7 Dm7 G7 C D7
                  ,       ,         ,
            мы гитарам своим припасли !    F7 E7 Am


            Часто так по заре
            в бытие переходим иное.
            Надо спеть позарез,
            но гитара уже за спиною.
            В землю целится гриф,
            и прижаты истертые струны...
            Но внутри затаив,
            лишь на время поглубже засунув,
            носим песню и ждем,
            что однажды воскреснет в ночи.

            1971-1977.

ПОЧЕМУ ВСТАЮТ КОРАБЛИ.

            
                                          Л.Ж.

                      ,        ,      ,       ,
            Флот раскрыл полотняные крылья свои,       Dm B7 E7 A7
                   ,        ,  ,     ,
            стало пусто у кромки земли,                Dm Gm C7 F
                    ,        ,      ,       ,
            лишь одна бригантина у пирса стоит,        Cm D7 Gm E7
                     ,      ,      ,   ,
            так со всеми и не отвалив.                 F Em7 A3+ A7
                      ,         ,        ,        ,
               Якорь поднят, но ей не поможет пассат,  Dm B7 E7 A7
                     ,        ,  ,     ,
               и подруг никогда не догнать:            Dm Gm C7 F
                       ,       ,       ,          ,
               просто песню забыли вложить в паруса,   Cm D7 Gm E7
                        ,       ,    ,   ,
               просто шкипер забыл приказать.          F Em7 A7 Dm

            Это судно никто не возьмет на буксир,
            да о нем и не вспомнит никто.
            И оно без команды, без звука, без сил
            так и будет стоять... Ну и что ?

                Все равно будет солнце на тысячи лет,
                будут встречные ветры с дождем !
                Станет меньше лишь песней одной на земле,
                станет меньше одним кораблем...

            1966.

ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ РУМБ.


                ,
            Улетели вперед ветра,      Am
                    ,
            что-то важное прокричав.      F Dm
                 ,
            Заходил под ногами трап       Dm6
                 ,               ,  ,
            и куда-то поплыл причал.      E7 Am G7
                      ,     ,     ,
            Встретил нас океан седой,     C C7 F
                  ,             ,  ,
            поднатужился и, ворча,        G7 Gm6 A7
                   ,       ,     ,  ,
            над кипящей понес водой       Dm Dm6 Am F
                  ,       ,      ,   , ,
            на покатых своих плечах.      H7 E7 Am Gm A7
                     ,       ,     ,
              над кипящей понес водой     Dm7 Dm6 Am F
                    ,       ,      ,
              на покатых своих плечах.    H7 E7 Am


            Тридцать три держи, тридцать три...
            Стрелка замерла, не дыша.
            На борту зажглись фонари,
            желтым светом тьму вороша.
            От зари всю ночь до зари
            напролет не спит капитан:
            тридцать три держи, тридцать три.
            Ждет по курсу нас Зурбаган...

            На зюйдвестке капли дрожат,
            на губах романтики вкус.
            Нелегко бывает держать
            до конца намеченный курс.
            За кормой - воды синева,
            полосою скомканный след...
                А ведь румбов лишь тридцать два,
            тридцать третьего румба нет !

            1967.

* * *


                                   E7 Am D7 G C7 Am F7 H7 E7
                     ,
            Стало вдруг тяжело -           H7
                ,
            назло                          Em
                 ,         ,
            и минувшей весне,              Am7 D7
                ,
            и мне:                         G7+
                 ,        ,    ,
            почему-то не повезло,          Dm6 E7 Am
                  ,       ,      ,
            а могло повезти вполне !       C7 F#7 H7

            Я огреб неудач -
            хоть плачь !
            Кто печали иной
            виной ?
                                      ,   ,
            Мне бы ельник в чешуйках дач,  ... Am Am6
                  ,         ,   ,
            да командовать тишиной.        Em H7 Em

            Мне б зажечь пару свеч
            и лечь,
            рифмы в строчках толочь
            всю ночь,
            чтобы что-то под утро - с плеч !
            Чтобы что-то под утро - прочь !
            Чтоб пришел после бед
            рассвет.
            Он десятки веков
            таков:
            чьи-то перья оставят след
            из огарков ночных стихов.

            1970.

СТАРЫЙ ВАЛЬС ВДОЛЬ "НОВОЙ" ДОРОГИ


          ,                    ,       ,
     Говорят, что мне на руку тикает время,  Am D7 G7
          ,        ,           ,    ,
     что нынче весна...  Наплевать!          C H7 E7 A7
            ,     ,         ,     ,
     Я хандрой обуян, я тоскою беремен --    Dm7 G7 C7 F
        ,         ,        ,     ,
     и вот мой беременный вальс!             B7 E7 Am A7
              ,     ,         ,     ,
       Я хандрой обуян, я тоскою беремен --  Dm7 G7 C7 F
          ,         ,        ,
       и вот мой беременный вальс!           B7 E7 Am
           ,       ,      ,         ,
          Музыка, музыка чертит круги --     Dm7 G7 Dm7 G7
              ,          ,            ,
          убежать, разорвать -- не моги!     C H7 E7


     Сквозь машин шабаши, мимо пляски заборов,
     глухой от промозглой ночи,
     человеческой каши нажравшийся боров --
     автобус живот волочит.

          Музыка, музыка чертит круги --
          убежать, разорвать -- не моги!

     На пустом ипподроме от первой пороши
     до пасхи со свежей травой
     пожилая и гордая грустная лошадь
     зубрит свой овал беговой.

          ...............................
          ...............................

     Да и так ли уж, впрямь, лицемерно задумчив
     апрель -- беззастенчивый враль?
     Вон над кладбищем носятся галки, как души,
     которых не приняли в рай.
     Вон над кладбищем плачутся галки, как души,
     которых не приняли в рай!

     1975

ЭТЮД В СУМЕРКИ.


                               Жаку Брелю -
                               автору песни "Фернон"

                        "Желтизна там, где было все зелено..."
                                                (А.Крупп)
                        "Дорога в ад вымощена благими
                        намерениями".           (Р.Гербер)
                        "...Ибо оны не ведают что творят."
                                                (Евангелие)

                                                         Am C Hm7 E7
             ,     ,
            День -                                       Am Am3-
               ,
            казалось, только начат,                      Am
                         ,               ,   ,
                         а уже почти прошел.             H9- Em Em7
                 ,
            Нас сумерки качают                           A7
                          ,                    ,  ,
                         пеньем сдавленных пружин,       A9- Dm Dm7+
               ,
            и день уже не день,                          Dm7
                            ,                  ,   , ,
                         а ветхий пыльный дилижанс.      G7 C Hm7 E7

             ,       ,
            Ночь -                                       Am Am3-
                ,
            возница спит,                                Am
                               ,               ,   ,
                         и экипаж плетется наугад.       H9- Em Em7
               ,                 ,
            Луна. Дорога, что змея.                      A7 A9-
                                        ,  ,
                         Булыжник - чешуя.               Dm Fm6
                 ,
            Ах, боже мой,                                G7
                                ,             ,
                    ведь это ж наши добрые дела!         F7 E7
             ,      ,
            День -                                       Dm7 G7
                  ,
            как много он сулил нам,                      Dm7
                          ,                ,   ,
                         как он нас околдовал,           G7/5+ Em Em7
                 ,
            как лихо он был прожит,                      A9-
                          ,                   ,   ,
                         как казалось все легко !        A7 Dm Dm7+
               ,                 ,
            Фотограф выставил декор -                    Dm7 G7
                                         ,     , ,
                         лишь голову просунь !           C Hm7 E7

             ,     ,
            Ночь -                                       Dm E7
               ,                 ,
            луна. Дорога, что змея.                      Dm E7
                                        ,  ,
                         Булыжник - чешуя.               Dm E7
                ,
            Сомнений нет -                               Dm
                                  ,             ,   ,
                         да, это наши добрые дела !      E7 F F7+
               ,
            Куда ж ведет дорога                          Dm6
                         ,                ,     , , ,
                         и куда хотелось нам ?           E7 Am C Hm7 E7

            День -
            фотограф выставил декор,
                         лишь голову просунь !
            (Лишь голову просунь -
                         и жди падения ножа,
            а если очень хочешь,
                         все до завтра отложи !)

            Ночь -
            наш путь блестит,
                         но что же наши добрые дела ?
            (Увенчаны репризой
                         пенья сдавленных пружин
            и вкрадчивые речи
                         наших истинных убийц.)

            1975.

ЭТЮД НОЧЬЮ.


                                    Л.Л.
                                    
                       ,
                А эта ночь -                           Gm7
                             ,                  ,
                ну, просто, черт возьми, какая ночь !  C7 Gm7
                          ,
                Неужто в голову придет                 C7
                    ,
                заснуть в такую ночь,                  F F7+
                        ,                    ,
                когда неистовство огня, как чудо !     F6 F
                       ,                         ,
                Разве может быть кому-то где-то худо   Eb7 A7

                в эту ночь ?
                     ,                  ,
                Простите, сударь, не порите ерунду !   B7 E7
                    ,
                И все ж...                             A7

             ,         ,        ,  ,
            Шутка как шутка стара.                    Dm Dm+ Dm6 Dm+
             ,         ,        ,  ,
            Шутке как шутке не рад.                   Dm Dm+ Dm6 F7
               ,        ,        ,   ,
            "Сколько часов до утра?"                  B7 C7 F F7
               ,        ,        ,
            "Сколько часов до утрат?"                 B Gm A7 D7
            ,      ,     ,
            Это такая игра -                          Gm Gm7+ Gm7 Gm7+
             ,      ,      ,   ,
            люди себе говорят:                        Gm Gm7+ Gm7 Bm
            ,
            "Ну, как вы думаете,                      C7
              ,                      ,
            сколько может быть до утра?"              F7 B
            ,       ,    ,
            А до утрат?                               E7 A7 D9-


                А эта ночь -
                ну, просто, черт возьми, какая ночь !
                Неужто в голову придет
                заснуть в такую ночь -
                не ночь, а праздник,
                что неведомо откуда !
                Разве может быть кому-то худо
                в эту ночь ?
                Простите, сударь, не порите ерунду !
                И все ж...

            Как с молотка, с топора -
            все в распродажу, подряд.
            "Сколько часов до утра ?"
            "Сколько часов до утрат"
            А вот и фанфары - пора !..
            "Интересно,
            сколько еще до утра ?"
            А до утрат ?

                А эта ночь -
                ну, просто, черт возьми, какая ночь !
                Неужто в голову придет
                заснуть в такую ночь,
                когда неистовство огня, как чудо !
                Разве может быть кому-то где-то худо
                в эту ночь ?
                Простите, сударь, не порите ерунду...


            1975.

УХОЖУ В ЛИСТОПАД


         ,         ,
     Ухожу в листопад.                                Em7 A7
                     ,
               Окна дома смотрят вслед,               Dm
              ,         ,           ,
     смотрят темными печальными глазами.              Cm D7 G7
             ,        ,
     Осень дрожью дождя                               Bm C7
                     ,           ,
               пробегает по листве,                   F7 B7
           ,                     ,
     пробегает по листве, роняя зависть.              E7 A7
              ,         ,
     Медный звон во дворах --                         Em7 A7
                     ,
               он сегодня ни по ком:                  Dm
          ,          ,          ,
     эту песню пели латы Дон-Кихота.                  Cm D7 G7
         ,         ,
     Ухожу в листопад --                              B C7
                       ,              ,
               в листопад, как в непокой, --          F7 B7
               ,           ,              ,  ,
     драться, верить, уставать, искать кого-то...     Gm E7 A7 D7
           ,         ,
       Ухожу в листопад --                            Gm7 C7
                         ,              ,
                 в листопад, как в непокой, --        F7 B7
                 ,           ,              ,  ,
       драться, верить, уставать, искать кого-то...   Gm A7 Dm

     Может, все это зря:
               гром боев давно утих,
     сорвало, как листья ветром, мельниц крылья?
     Может, просто смешно --
               встать с постели и уйти,
     чтоб беседовать в пути с дорожной пылью?
     Дождь стучится ко мне,
               день от слез с утра ослеп.
     Извините, собираюсь, очень занят:
     ухожу в листопад...
               Окна дома смотрят вслед,
     смотрят темными печальными глазами...

     1970


Предыдущая часть Содержание Указатель Аккорды Обложка Следующая часть

Замечания