В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика
ЧАСТЬ VIII. РАЗГОВОР С НЕНОРМАЛЬНЫМ.
... Это тоже песенки о разных персонажах: Трубач, человек, обладающий каким-то цветком, то есть неким даром, талантом, может быть... В "Сказке с хорошим концом" целое сборище "ненормальных" -- и лошадь, и Ассоль... Это как бы перекличка нескольких монологов, и у песенки этой коротенькая, но довольно сложная история.
Несколько слов о песне "Разговор с ненормальным" -- человеком, на мой взгляд, вполне нормальным психически, но выбитым на некоторое время из колеи каким-то жизненным событием. Одна, как мне кажется, из самых оптимистичных песен, поскольку персонаж ее, по крайней мере, знает, где и в чем он ненормален, и верит в то, что это кончится...
Если вернуться к "Сказке с хорошим концом", то история ее довольно пестра. Началось все с того, что я получил письмо от одного "ненормального" человека, своей подруги, о том, что у нее умерла любимая собака. И вот мне захотелось сказать что-нибудь хорошее этому человеку, чтоб там было про собак... Но у нее умерла породистая собака, а я породистых почему-то не очень люблю, поэтому в песне появились дворняги. А само мое восприятие этого человека привлекло в песенку разные светлые моменты - и пляшущего коня из стихотворения Геннадия Алексеева, и какие-то гриновские образы, и персонажей из мифологии: кто, например, мог бы быть обладателем такого коня? Наверняка, бог, покровительствующий искусству... Такая вот получилась мешанина.
Еще один "ненормальный" -- это Трубач, который живет прошлым, но, как выясняется, человек этот очень нужен и сегодня и завтра именно потому, что прекрасным было его прошлое. Наверно, можно назвать "ненормальными" людей, которые искали и нашли смысл в старости, и это уже -- я сам...
Что касается песни "Правнукам Бам-Грана", история ее началась в конце 1980 года, когда я познакомился с кучкой людей, осененных именем этого героя рассказов Грина "Ива" и "Фанданго". Они тогда даже сделали себе соответствующие значки; потом, правда, эта символика у них отпала, но я продолжал воспринимать их как неких последователей Бам-Грана. Тогда же, после первого знакомства, я начал писать эту песенку, имея в виду посвятить ее им. И вот, через три года, наконец написал...
РАЗГОВОР С НЕНОРМАЛЬНЫМ
H7 E7 Am
,
-- Ну, как дела твои? Dm
, ,
-- Какие ж тут дела, E7 Am
, , ,
когда печалит золотистых листьев говор? Gm C7 F
, , ,
На сером небе -- золотые купола, H7 E7 F7
, , ,
и нет цветов других и золота другого, Dm E7 F7
, , ,
а то, что есть, мне совершенно ни к чему! Dm E7 Am
-- А что мечта твоя?
-- Да вот как раз иду,
везде ищу, и это выглядит забавно:
ее где ждут едва ль не в будущем году,
где говорят, что, мол, была совсем недавно,
и не понять уже, что -- правда, что -- вранье!
-- А что любовь твоя?
-- Да что ж моя любовь?
Вот видишь дом, но он без окон и без крыши.
Он -- трехэтажный размалеванный лубок,
где, обнаглевшие, кота хоронят мыши,
а кот живой, и это видно по усам!
-- Ну, а надежда?
-- А на что она годна?
Такой и даром-то, представь, никто не хочет.
А я и сам, глядишь, бы вылакал до дна,
да к ней бы веры хоть какой-нибудь кусочек.
Послушай, выручи -- возьми ее себе!
-- И что ж ты думаешь об этом обо всем?
-- Они так бьются,
в прутья клетки мысли бьются!
Но, понимаешь, это все какой-то сон,
а кто сказал, что никогда мне не проснуться?!
Ей-богу, кажется, что все наоборот!
1973
ЦВЕТОК.
по стихам Г.Алексеева
, ,,,,,
В моих руках - цветок. Am Dm7 G7 C B7 A7
,
Цвет у него необычный, Dm7
,
запах у него незнакомый, G7
,
форма у него невиданная, C7+
, ,,
название его неизвестно, F Dm H9-
, ,,
но он - цветок ! E7 B7 A7
,
Подходят Dm7
,
на него взглянуть, G7
,
наклоняются Dm7
,
его понюхать, G7
, ,
просят разрешения B7 C7
,
его потрогать, F
, ,
отходят B7 H7
,
потрясенные. E7
Я горд - у меня цветок !
Цвет у него необычный,
запах у него незнакомый,
форма у него невиданная,
название его неизвестно,
но он - цветок !
Вы видите,
у меня цветок !
Вы не пугайтесь:
у меня цветок !
Вы не огорчайтесь,
но у меня цветок !
Вы не злитесь,
но у меня ведь цветок !
Вы меня не трогайте,
у меня же цветок !
Цвет у него необычный,
запах у него незнакомый,
форма у него невиданная,
название его неизвестно,
но он - цветок !
,
Откуда взялся этот цветок ? Dm7
,
Откуда ? H9-
,
Если б я знал. E7
Зазевался - и глядь:
,
в моих руках - цветок ! Am
F7 E7 Am
1977.
ТРУБАЧ
, , Помнишь, во дворе Am Am7+ , , в подвале жил старик? Am7 E+ , , , Все его дразили Трубачом. A7 Dm Dm7+ , , , , Он лудил кастрюли и бурчал: Dm7 G7 C7 F , , па-пара-па-па-па, H7 E7 , , па-пара-па-па-па! -- Gm A7 , , , , будто бы и знать не знал иной Dm7 G7 C7 F , , , , музыки, музыки. B7 E7 Am E7 Он по воскресеньям доставал трубу и до блеска мелом начищал, подносил к губам -- и возникал этот странный сигнал: Тра-та-та-та-та-та! Может, этим он хотел вернуть прошлое, прошлое. Помнишь, наш давнишний странный, вздорный спор -- для чего на свете старики? Помнишь, этот спор тогда прервал тот далекий сигнал: Тра-та-та-та-та-та! -- чтобы стало стыдно нам своей глупости, глупости... A6 1974
Маше Игнатовой, Рае Галяс, Лене Лисянской, Диме Ржепишевскому , , Только темный осколок стекла, Am H7 , , на прибрежном костре закопченный, B Am , , на сердец слепоту обреченный, Em7 F , , , свято верит, что сажа -- бела, Dm7 G7 C , , знает, сколько осталось тепла Gm A7 , , до весны, что родится за морем, A9- Dm7 , , , видит каждого деревца корень, Fm G7 C , , , слышит, как воскресает зола... B H7 E7 , , ...Словно выпущенная стрела, E9- A , , , был стремителен взлет ствола. E9- E7 Am , , Возвращение ветки несломанной, Dm7 G6 , , возвращенье листа неотпавшего, Dm7 G6 , , обращенная вниз голова... G7 C , , , Но опущена долу не злом она! H9- E7 F , , , Но о дне Возвращенья не спрашивай: Gm A7 Dm7 , , это -- Знак, это -- Ива! G6 C G7 C E7 Am |x2 Этот черный осколок ночи -- и не зеркало он, и не линза. Он слезой раскаленной не лился из глазницы плавильной печи. Копоть века на кожу легла не лорнетам, не трубам, не призмам, а тому, кто, чумаз и непризнан, звался просто Осколком Стекла... ...Словно выпущенная стрела, был стремителен взлет ствола. Возвращение ветки несломанной, возвращенье листа неотпавшего, обращенная вниз голова... Но опущена долу не злом она! Но о дне Возвращенья не спрашивай: это -- Знак, это -- Ива! G7 C E7 Am G C , , ...Был стремителен взлет ствола! E7 Am 1982 -- 1985
Елене Чебан , , А эти домишки когда-то росли на горе, Am Dm7 , , , но, к морю сходя, вдруг однажды навеки застыли. G7 C C7 , , Лет двести так славно -- под утро ни ветра, ни пыли, F B , , , ни злобы, ни зависти. Жалко, что лишь на заре. E3+ E7 Am И утренней лошадью в город въезжал Аполлон, и лошадь плясала, а в городе жизнь воскресала. С оси колесницы топленое капало сало, пригретое щедрым не в меру хозяйским теплом. , , , , И дружно дворняги вывешивали языки -- Dm7 G7 Dm7 G7 , , , , , не злые, а мокрые узкие флаги собачьи, C C7+ C6 C C7+ , , , , и, прячась в тени, за кобылой бежали, тем паче, Am Am7 Am6 H9- , , , что больше и некуда было бежать от тоски. Em H7 E7 Нет, было куда -- той тропинкой, что шла сквозь леса, вилась по ручью, с каждым шагом другая, но та же. И девочка грустно кораблик несла на продажу, но кто-то уже заприметил его паруса! 1977
Б.Окуджаве. , , Музыкантик важно едет Am Dm , , со своей незримой свитой E7 Am , , звуков, образов, мелодий C F , , в этой давке и жаре. G7 C , , Несравненные одежды - A7 Dm , , джинсы, тапочки и свитер - G7 C , , вам расскажут, при каком он Dm Am , , , обретается дворе. H7 E7 Am Да, но что его одежды на локтях так сильно тянет ? Почему его одежды рвутся только на локтях, будто он всю жизнь работал исключительно локтями, конкурентов-музыкантов беспощадно молотя ? В коих сферах он опален, в коих сферах популярен ? От кого падет он навзничь, перед кем падет ничком ? Что за думу, что за душу он везет в своем футляре ? Что за счастье наколдует этим тоненьким смычком ? Чем же мы его сегодня угостим и чем заплатим, мы - заплата на заплате, каждый - бедности дитя ? Окружен чудною свитой, облачен в смешное платье, наш изысканный приятель тоже ездит, не платя. Осень 1977 - 19 января 1987.