В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика

ЧАСТЬ VIII. РАЗГОВОР С НЕНОРМАЛЬНЫМ.

... Это тоже песенки о разных персонажах: Трубач, человек, обладающий каким-то цветком, то есть неким даром, талантом, может быть... В "Сказке с хорошим концом" целое сборище "ненормальных" -- и лошадь, и Ассоль... Это как бы перекличка нескольких монологов, и у песенки этой коротенькая, но довольно сложная история.

Несколько слов о песне "Разговор с ненормальным" -- человеком, на мой взгляд, вполне нормальным психически, но выбитым на некоторое время из колеи каким-то жизненным событием. Одна, как мне кажется, из самых оптимистичных песен, поскольку персонаж ее, по крайней мере, знает, где и в чем он ненормален, и верит в то, что это кончится...

Если вернуться к "Сказке с хорошим концом", то история ее довольно пестра. Началось все с того, что я получил письмо от одного "ненормального" человека, своей подруги, о том, что у нее умерла любимая собака. И вот мне захотелось сказать что-нибудь хорошее этому человеку, чтоб там было про собак... Но у нее умерла породистая собака, а я породистых почему-то не очень люблю, поэтому в песне появились дворняги. А само мое восприятие этого человека привлекло в песенку разные светлые моменты - и пляшущего коня из стихотворения Геннадия Алексеева, и какие-то гриновские образы, и персонажей из мифологии: кто, например, мог бы быть обладателем такого коня? Наверняка, бог, покровительствующий искусству... Такая вот получилась мешанина.

Еще один "ненормальный" -- это Трубач, который живет прошлым, но, как выясняется, человек этот очень нужен и сегодня и завтра именно потому, что прекрасным было его прошлое. Наверно, можно назвать "ненормальными" людей, которые искали и нашли смысл в старости, и это уже -- я сам...

Что касается песни "Правнукам Бам-Грана", история ее началась в конце 1980 года, когда я познакомился с кучкой людей, осененных именем этого героя рассказов Грина "Ива" и "Фанданго". Они тогда даже сделали себе соответствующие значки; потом, правда, эта символика у них отпала, но я продолжал воспринимать их как неких последователей Бам-Грана. Тогда же, после первого знакомства, я начал писать эту песенку, имея в виду посвятить ее им. И вот, через три года, наконец написал...

РАЗГОВОР С НЕНОРМАЛЬНЫМ


                                            H7 E7 Am
              ,
-- Ну, как дела твои?                       Dm
      ,           ,
-- Какие ж тут дела,                        E7 Am
         ,         ,              ,
когда печалит золотистых листьев говор?     Gm C7 F
          ,           ,       ,
На сером небе -- золотые купола,            H7 E7 F7
          ,            ,         ,
и нет цветов других и золота другого,       Dm E7 F7
          ,               ,            ,
а то, что есть, мне совершенно ни к чему!   Dm E7 Am

-- А что мечта твоя?
-- Да вот как раз иду,
везде ищу, и это выглядит забавно:
ее где ждут едва ль не в будущем году,
где говорят, что, мол, была совсем недавно,
и не понять уже, что -- правда, что -- вранье!

-- А что любовь твоя?
-- Да что ж моя любовь?
Вот видишь дом, но он без окон и без крыши.
Он -- трехэтажный размалеванный лубок,
где, обнаглевшие, кота хоронят мыши,
а кот живой, и это видно по усам!

-- Ну, а надежда?
-- А на что она годна?
Такой и даром-то, представь, никто не хочет.
А я и сам, глядишь, бы вылакал до дна,
да к ней бы веры хоть какой-нибудь кусочек.
Послушай, выручи -- возьми ее себе!

-- И что ж ты думаешь об этом обо всем?
-- Они так бьются,
в прутья клетки мысли бьются!
Но, понимаешь, это все какой-то сон,
а кто сказал, что никогда мне не проснуться?!
Ей-богу, кажется, что все наоборот!

1973

ЦВЕТОК.

                          по стихам Г.Алексеева

                   ,  ,,,,,
В моих руках - цветок.          Am Dm7 G7 C B7 A7
  ,
Цвет у него необычный,          Dm7
 ,
запах у него незнакомый,        G7
 ,
форма у него невиданная,        C7+
    ,                    ,,
название его неизвестно,        F Dm H9-
            ,     ,,
но он - цветок !                E7 B7 A7
           ,
       Подходят                 Dm7
                           ,
             на него взглянуть,    G7
             ,
       наклоняются              Dm7
                    ,
             его понюхать,         G7
                    ,  ,
       просят разрешения        B7 C7
                     ,
             его потрогать,        F
          ,    ,
       отходят                  B7 H7
                   ,
             потрясенные.          E7

Я горд - у меня цветок !
Цвет у него необычный,
запах у него незнакомый,
форма у него невиданная,
название его неизвестно,
но он - цветок !
       Вы видите,
             у меня цветок !
       Вы не пугайтесь:
             у меня цветок !
       Вы не огорчайтесь,
             но у меня цветок !
       Вы не злитесь,
             но у меня ведь цветок !
       Вы меня не трогайте,
             у меня же цветок !

Цвет у него необычный,
запах у него незнакомый,
форма у него невиданная,
название его неизвестно,
но он - цветок !
          ,
       Откуда взялся этот цветок ?   Dm7
          ,
       Откуда ?                      H9-
                        ,
             Если б я знал.            E7

       Зазевался - и глядь:
                          ,
       в моих руках - цветок !         Am
                                     F7 E7 Am
1977.

ТРУБАЧ


 ,              ,
Помнишь, во дворе              Am Am7+
      ,           ,
в подвале жил старик?          Am7 E+
  ,                   ,   ,
Все его дразили Трубачом.      A7 Dm Dm7+
,             ,   ,     ,
Он лудил кастрюли и бурчал:    Dm7 G7 C7 F
 ,             ,
па-пара-па-па-па,              H7 E7
 ,             ,
па-пара-па-па-па! --           Gm A7
 ,           ,        ,    ,
будто бы и знать не знал иной  Dm7 G7 C7 F
 ,     , ,     ,
музыки, музыки.                B7 E7 Am
                               E7
Он по воскресеньям
доставал трубу
и до блеска мелом начищал,
подносил к губам -- и возникал
этот странный сигнал:
Тра-та-та-та-та-та!
Может, этим он хотел вернуть
прошлое, прошлое.

Помнишь, наш давнишний
странный, вздорный спор --
для чего на свете старики?
Помнишь, этот спор тогда прервал
тот далекий сигнал:
Тра-та-та-та-та-та! --
чтобы стало стыдно нам своей
глупости, глупости...          A6

1974

ПРАВНУКАМ БАМ-ГРАНА


               Маше Игнатовой, Рае Галяс,
               Лене Лисянской, Диме Ржепишевскому

,                          ,
Только темный осколок стекла,          Am H7
,                          ,
на прибрежном костре закопченный,      B Am
,                      ,
на сердец слепоту обреченный,          Em7 F
       ,          ,         ,
свято верит, что сажа -- бела,         Dm7 G7 C
,                           ,
знает, сколько осталось тепла          Gm A7
,                         ,
до весны, что родится за морем,        A9- Dm7
 ,             ,       ,
видит каждого деревца корень,          Fm G7 C
         ,         ,      ,
слышит, как воскресает зола...         B H7 E7
                           , ,
   ...Словно выпущенная стрела,        E9- A
   ,                  ,       ,
   был стремителен взлет ствола.       E9- E7 Am
   ,                     ,
   Возвращение ветки несломанной,      Dm7 G6
   ,                      ,
   возвращенье листа неотпавшего,      Dm7 G6
   ,                    ,
   обращенная вниз голова...           G7 C
   ,                  ,      ,
   Но опущена долу не злом она!        H9- E7 F
   ,                          ,   ,
   Но о дне Возвращенья не спрашивай:  Gm A7 Dm7
                       , ,
   это -- Знак, это -- Ива!            G6 C
                                       G7 C E7 Am  |x2

Этот черный осколок ночи --
и не зеркало он, и не линза.
Он слезой раскаленной не лился
из глазницы плавильной печи.
Копоть века на кожу легла
не лорнетам, не трубам, не призмам,
а тому, кто, чумаз и непризнан,
звался просто Осколком Стекла...

   ...Словно выпущенная стрела,
   был стремителен взлет ствола.

   Возвращение ветки несломанной,
   возвращенье листа неотпавшего,
   обращенная вниз голова...
   Но опущена долу не злом она!
   Но о дне Возвращенья не спрашивай:
   это -- Знак, это -- Ива!
                                       G7 C E7 Am  G C
   ,                             ,
   ...Был стремителен взлет ствола!    E7 Am

1982 -- 1985

СКАЗКА С ХОРОШИМ КОНЦОМ


                                               Елене Чебан
         ,                         ,
А эти домишки когда-то росли на горе,                Am Dm7
       ,                                   ,    ,
но, к морю сходя, вдруг однажды навеки застыли.      G7 C C7
                 ,                              ,
Лет двести так славно -- под утро ни ветра, ни пыли, F B
     ,                 ,                    ,
ни злобы, ни зависти. Жалко, что лишь на заре.       E3+ E7 Am

И утренней лошадью в город въезжал Аполлон,
и лошадь плясала, а в городе жизнь воскресала.
С оси колесницы топленое капало сало,
пригретое щедрым не в меру хозяйским теплом.

         ,         ,      ,           ,
     И дружно дворняги вывешивали языки --           Dm7 G7 Dm7 G7
          ,      ,     ,              ,     ,
     не злые, а мокрые узкие флаги собачьи,          C C7+ C6 C C7+
          ,          ,        ,                 ,
     и, прячась в тени, за кобылой бежали, тем паче, Am Am7 Am6 H9-
          ,               ,                 ,
     что больше и некуда было бежать от тоски.       Em H7 E7

Нет, было куда -- той тропинкой, что шла сквозь леса,
вилась по ручью, с каждым шагом другая, но та же.
И девочка грустно кораблик несла на продажу,
но кто-то уже заприметил его паруса!

1977

МУЗЫКАНТ.

                                               Б.Окуджаве.
,                ,
Музыкантик важно едет                   Am Dm
             ,             ,
       со своей незримой свитой         E7 Am
        ,           ,
звуков, образов, мелодий                C F
               ,         ,
       в этой давке и жаре.             G7 C
       ,       ,
Несравненные одежды -                   A7 Dm
                ,          ,
       джинсы, тапочки и свитер -       G7 C
         ,            ,
вам расскажут, при каком он             Dm Am
            ,   ,     ,
       обретается дворе.                H7 E7 Am

Да, но что его одежды
       на локтях так сильно тянет ?
Почему его одежды
       рвутся только на локтях,
будто он всю жизнь работал
       исключительно локтями,
конкурентов-музыкантов
       беспощадно молотя ?

В коих сферах он опален,
       в коих сферах популярен ?
От кого падет он навзничь,
       перед кем падет ничком ?
Что за думу, что за душу
       он везет в своем футляре ?
Что за счастье наколдует
       этим тоненьким смычком ?

Чем же мы его сегодня
       угостим и чем заплатим,
мы - заплата на заплате,
       каждый - бедности дитя ?
Окружен чудною свитой,
       облачен в смешное платье,
наш изысканный приятель
       тоже ездит, не платя.

Осень 1977 - 19 января 1987.

Предыдущая часть Содержание Указатель Аккорды Обложка Следующая часть

Замечания