Перевал несложный (для категории 2Б) и довольно приятный. Определяющая
сторона - западная.
Считается неопасным, но после 2 недель солнечной погоды во второй
половине дня камни летят и с него (и немало!).
Подход от домика на Томских стоянках к взлету
перевала Делоне занимает от 25 до 40 минут в зависимости от состояния группы.
Идется вначале по правому (по ходу движения) краю, а затем по центру ледничка.
Ледник ровный, трещин нет. Перевальный взлет представляет собой ледовый
склон до 35 - 40° (в нижней части снег, фирн) .
В нижней части два бергшрунда, перекрытых мостами. Выше второго берга
навешено 240 метров перил. Общее время прохождения перевального взлета
(связка из 2-х человек) - 2 часа. При подъеме не следует приближаться к
скалам слева по ходу - возможны камнепады. Перевальная седловина снежно-
ледовая, по центру - трещина, в восточной части - скалы. Спуск на ледник
Менсу возможен по двум маршрутам - либо 15 - 20 метров снежно- ледовый
склон до 35° (левее седловины), либо коротенький 30° снежный склон (с седловины
вниз, здесь веревку на спуске кто кидает, кто нет; на пути обратно она
обычно не нужна). Далее - практически ровное верхнее поле бокового притока
ледника с трещинами на спуске к основному леднику. Большие трещины (их
две) проходятся по мостам: верхняя ближе к южному краю, нижняя по мосту
в центре (также чуть ближе к южному краю). Спуск с перевала до нижней точки
пути на леднике Менсу занимает около 30 минут. Здесь можно стоять.
На обратном пути подняться до трещин и обойти их заняло у нас╜ 45
мин. Еще 20 мин - и мы на пер. Делоне. Спуск чистых 1час 20 мин - 240 м
дюльфер (наших 8 полувереревок, вдвоем). До Томских стоянок шли еще чистых
20 мин, грязных 45 (развязывались, грелись на солнышке).
Верхнее плато Менсу
От стоянки на леднике Менсу поднимаемся по пологой части ледника к перевалу
Большое Берельское Седло (ББС) - около 1 часа, огибая склоны пика Делоне.
Уклон ледника не более 15°, снег глубиной до 20 - 25 см. Около перевала
ББС выполаживание, еще одно - получше - метров через 500. На нем можно
заночевать - место достаточно тихое и безопасное в отношении лавин и камнепадов.
С него открывается путь дальнейшего подъема на Верхнее плато Менсу. Дальнейший
подъем до Верхнего плато занимает от 1,5 до 4 часов в зависимости от состояния
снега и группы. На этом участке снега сразу становится значительно больше
(у нас было около 40 см, и мы воспользовались снегоступами, что значительно
облегчило путь). Верхнее плато - снежно- ледовый цирк, ограниченный слева
гребнем перевала ТКТ, правее - Раздельным гребнем и перевалом Катын-баш,
вершиной В. Белуха и ее восточным гребнем. В цирке несколько больших трещин,
склоны камне- и лавиноопасны. Видно, что обвалы висящего на г. Белухе ледника,
хоть и происходят редко, но зато перекрывают почти все плато, кроме его
юго-восточной части. Стоять лучше в центре восточной части плато, рядом
с пер. ТКТ, около трещин - наиболее безопасное место. Что мы и сделали.
Обратно с верхнего плато до нижней точки пути к пер. Делоне мы бежали
1 час (считай, акклиматизировались), а╜ всего до Томских стоянок - 5 ч
10 мин времени (грязного).
Пер. Катын-Баш, в.В. Белуха
Оценив утром камнеопасность склонов цирка,
решили подниматься на вершину В. Белуха по гребню, через перевал ТКТ,
вершину в Раздельном гребне и перевал Катын-баш. Выход на перевал ТКТ -
15 минут по снегу от места ночевки, далее по гребню (лед, в нижней части
тонкий слой снега) 150 - 200 метров с одновременной страховкой, затем 120
метров перил (лед около 35°) до выхода на скалы. По разрушенным скалам
крутизной местами до 50° (лазанье 2а - 2б) около 1 часа до вершинки в Раздельном
гребне и еще 30 минут до седловины перевала Катын-баш (скалы 2а, снег).
От седловины до вершины В. Белухи 30 минут подъема по снежному склону до
30° (местами лед под тонким слоем снега, могут потребоваться кошки).
Спуск с вершины до седловины занимает 15 - 20 минут. С седловины спускались
прямо вниз (во второй половине дня склон значительно менее камнеопасен),
вначале 90 метров перил (вместе с первым бергом), лед 50°, второй берг
обходится влево по ходу, затем в связке по направлению к центру цирка (снег
до 40°). Всего на спуск от седловины до палатки затратили около 1 часа.
Пер. Титова, стоянка Менсу
Путь к стоянке Менсу от Томских стоянок ч/з пер. Титова по времени заняло
у нас 3 грязных часа. Перевал 2а, не очень приятен тем, что несколько камнеопасен
с обеих сторон. Вверх (со стороны Аккема) - среднекаменистая осыпь, проходится
ногами. Подходили под перевал от Томских стоянок 40 мин, шли вверх тоже
минут 40. Наверху места мало, но хватает, чтобы одеть обвязки╜ двоим. Вниз
- 75 м перил по льду крутизной до 35° с бергшрундом в конце. Из-под перевала
по закрытому в начале леднику (в связке первый километр) на северо-восток,
пересекая наискосок этот приток ледника Менсу, к стоянке у на морене больших
камней над ледником Менсу - 30 мин. Место очень приятное. Прекрасные виды.
Есть места для нескольких палаток (дров, разумеется, нет).
╜╜
Обратно перевал проходить логичнее (подъем по льду, спуск по морене),
но несколько опаснее, поскольку на ледовый склон иногда сыпят камушки сверху
и проскакивать его надо быстро, по времени это должно занимать примерно
столько же, сколько и подъем.
Пер. Турист
От стоянки Менсу по маркерам спустились на ледник (направление движения
от стоянки - почти точно к леднику, перед выходом на ледник можно найти
стоянку похуже); далее пересекли ледник Менсу, забирая вправо, по направлению
к пику╜ Героической Кореи - 1час 40 мин.
Потом через лабиринт трещин по притоку ледника Менсу из-под пер. Туристов
за 1 час 20 мин поднялись под пер. Туристов (1б); там связались и через
15 мин на были на перевале - небольшой наборчик по пологому снежному склону
(если снега не предельно мало, как было у нас, вязаться придется пораньше
- на леднике изобилие трещин). От стоянки Менсу до самого перевала хороших
мест для стоянки нет, хотя, конечно, при необходимости можно встать и на
леднике Менсу, и под пер. Туристов. Пер. Туристов с востока неузнаваем
- ледник на нем стаял чуть не наполовину, сыпят какие-то камушки... Сползли
по осыпи слева на 10 м, повесили перила на льду и спустились дюльфером
90 м. Внизу - бергшрунд. Спускались 30 мин (подниматься, вероятно, в
2-3 раза дольше). Стоять здесь можно, но мы пошли дальше по леднику
Куркуре под пер. Юбилейный. Шли 1 час, в связке. Сброс ледника проходится
правым его краем (слева - ледопад).
╜
Пер. Юбилейный или Цирк
Весь этот хребтик (перевалы Юбилейный и Цирк) - довольно-таки отвратительный,
характеризовать его можно скорее как осыпной 2а-2б: лазанье по осыпающимся
скалам, камни вынимаются, да еще сверху на них - мох и мокрая мелкая осыпь,
а под всем этим (а кое-где - над) - ледовый склон. Шли без тропы, в произвольном
месте, где показалось получше. 60 м перил вверх, лед до 40° (в самом начале
- бергшрунд, можно обойти. Мы просто 5 м 80-ти градусного льда
прошли в лоб), далее эта дурная осыпь на скалах; всего 1 час 50 мин
до седловины перевала. Возможно, это не лучший вариант подъема, говорят,
где-то здесь есть пробитый по скалам (!) путь подъема на 1Б. Там, где лезли
мы, закрепить веревку было бы проблематично.
Наверху можно стоять (в принципе, 1-2 палатки поместятся), правда,
воду придется топить из снега, который в сухое лето не очень близко. Спуск
по осыпи трудностей не представляет - 15 мин до ледника. Далее по открытому
(бывает и закрытым, но трещин мало) леднику минут двадцать до его сброса
к Берельскому леднику. Здесь - в левой части долинки - течет мощный ручей.
Мы спускались минут десять - пятнадцать правее этого ручья по средним и
мелким камням. Правее, по центру долинки, бараньи лбы; можно спуститься
и совсем справа, но там круче. Еще метров на 300 правее, при слиянии ледника
из-под перевала Юбилейный и ледн. Мал. Берельского, расположена довольно
удобная и приятная стоянка на зеленой травке, где мы и заночевали.
Всего путь от стоянки Менсу до ледн. Мал. Берельского (через пер. Турист,
Юбилейный) занял 11 час 45 мин грязных.
Пер. В. Высоцкого
Взлет перевала В. Высоцкого со стороны Малого Берельского ледника представляет
собой красивейший ледяной язык, спускающийся с ледового поля на широкой
перевальной седловине к Малому Берельскому леднику по сравнительно узкому
(не более 100 метров) крутому скальному кулуару. Издалека он смотрится
как гигантский замерзший водопад, огромный ледяной столб, стоящий практически
вертикально в кулуаре склона, на котором больше не видно ни одного пятнышка
снега или льда.
Перепад высот перевального взлета около 550 метров, длина около 850
- 900 метров. Крутизна составляет от 90° в нижней части до 35° перед выходом
на седловину.
Перевальный взлет можно разделить на 4 части: подходы по лавинному
конусу и льду крутизной до 35° (в верхней части может потребоваться навеска
перил); собственно первая ступень взлета - практически вертикальный участок,
лед 80 - 90°, около 50 метров; вторая ступень - лед 45 - 50°, около 250
метров; и третья ступень - постепенное выполаживание, от ледового склона
40° сначала до снега 25 - 30° у выхода на седловину. Подниматься на перевал
можно и по скалам слева или справа от ледника (крутизна скальных полок
составляет около 45°) с последующим выходом на лед в верхней части взлета.
Любой путь подъема камнеопасен, но путь по льду все же казался нам гораздо
приятнее.
Подойдя под перевал, и поставив палатку в центре перевального цирка,
провели разведку боем - попытались пройти первую, вертикальную ступень.
Однако сразу после восхода солнца лед начинает быстро раскисать и практически
не держит, несмотря на хорошее снаряжение и осторожность движений. Промучавшись
часа два, и поднявшись метров на 15, мы поняли, что этот участок пути надо
пройти ночью, до восхода солнца, и спустились в лагерь.
На следующий день (нет, конечно, это был не день) вышли в 2 часа 30
минут ночи и за 1 час подошли к началу вертикального участка. Организовав
точку страховки, подождали еще некоторое время, пока небо не начало светлеть
(с временем выхода, кажется, немного перестарались). Однако идти первую
веревку все равно пришлось с фонарями. Первую, вертикальную, ступень (60
метров) шли около 2,5 часов. Первый шел без рюкзака, на двойной веревке
(динамическая полуверевка 9 мм) с двумя ледовыми инструментами (в первой
попытке накануне мы также использовали айс-фифы, однако это оказалось неудобным
и неэффективным). На 30 метров веревки приходилось закручивать 6 - 7 ледобуров.
Первую веревку шли траверсом влево с небольшим набором, затем почти точно
вверх до вертикальной трещины; вторую веревку - по этой трещине до выхода
на следующую ступень. Во время подъема по карману между льдом и скалами
слева от нас сошел камнепад и вызванная им лавина слегка запорошила нас
облаком снежной пыли. В это время солнце еще даже не осветило склон, похоже,
что даже ночью камнепады окончательно не прекращаются.
Вторая ступень - самый камнеопасный участок подъема. Дело в том, что
на границе второй и третьей ступени со скал слева по ходу на ледник выходит
скальный кулуар, крутой, широкий и ветвистый в верхней части. Все камни,
летящие по этому кулуару, точно выстреливаются в желоб ледника. Первую
веревку по желобу прошли левым по ходу бортом, затем быстро пересекли желоб
и дальше поднимались его правым по ходу бортом (совсем выходить на правый
край ледника также опасно из-за камней, летящих с правого скального склона).
Подниматься приходилось быстро, точки страховки организовывали в трещинах
(коих здесь достаточно), в защищенных от камней местах. На второй ступени
есть несколько почти отвесных участков протяженностью до 8 - 10 метров,
но большая их часть легко обходится. После прохождения устья скального
кулуара слева (250 - 270 метров по второй ступени, тот самый кулуар, по
которому выстреливаются камешки) склон выполаживается сначала до 40°, а
еще метров через 100 до 30° и на склоне появляется снег. Всего на второй
и третьей ступени за 7,5 часов навешено 600 метров перил до выхода на седловину.
Седловина перевала - широкий закрытый ледник, есть трещины. С перевала
открывается прекрасная панорама Алтая. В хорошую погоду (а у нас погода
была именно такой) видны даже снежные вершины Монгольского Алтая, до которых
около 150 километров.
Заночевали на перевале.
Спуск с перевала на ледник Менсу значительно проще подъема. Вначале
в связках по центру ледника, обходя трещины (снег до 25°), затем спуск
по ледовым сбросам (дюльфер 30 м, 80°), далее с одновременной страховкой
по снежно- ледовому желобу крутизной не более 35° до выхода на ледник Менсу.
Желоб и склоны перевала лавиноопасны, поэтому спускаться следует до того
как склон начнет освещаться солнцем (т. е. в первой половине дня). Общее
время спуска с седловины до ровной части ледника - 2 часа.
В обратном направлении: подъем с западной стороны (где-то 2Б-3А)
довольно простой, все идется ногами, кроме 30м под самым седлом (см. выше).
Спуск на восточную сторону - те же 700 м перил, должно быть в 2-3 раза
быстрее и поэтому безопаснее, но не так интересно. На спуске нижнюю ступень
(вертикальный участок - метров 40-50) можно проходить прямо в лоб (если
ледобур не вытает сразу же!).
Пересекли Менсу поперек, в зоне трещин, в направлении пер. Делоне и
дальше по знакомому (см. описание пер. Делоне) пути забежали на пер. Делоне.
Всего из-под пер. Высоцкого до седловины Делоне - 1ч 25 мин. На перевале
встретили троих новосибирцев без ледобуров, но с веревкой и кошками и вместе
спустились к Томским стоянкам за 2 час 40 мин.
Аккемская стена
яркий свет от стены с выделяющимися вершинами Белухи, Делоне и Короны Алтая
в хорошую погоду еще издали бросается в глаза. Она видна в верховьях долины
Аккема почти отовсюду. Она волнует и притягивает как шестипудовых тетушек,
в своих рассказах "о походе на Белуху" забывающих добавлять слово "посмотреть",
так и более серьезный народ, направляющийся на восхождения и разнообразные
маршруты и стремящийся пройти поближе к этому великолепию. Логическим завершением
подобного стремления является попытка подняться по самой стене.
Мы надеялись, что за эти две недели непрерывного солнца со стены сошло
все, что могло. Во время дневки на Томских стоянках после пер. Высоцкого
подошли под стену и прошли на пробу одну веревку вверх по бутылке. Технически
особых сложностей нет - лед 50-60°, местами натечный (процентов 10-15).
Основная опасность в вероятном сходе снежно- ледовой лавины и камней
- после восхода или захода Солнца. Поэтому важно не "закопаться"
и пройти бутылку до момента выхода Солнца на стену в 12 часов дня. Далее
мы планировали уйти вправо по ходу на более пологие снежно- фирновые поля,
где лавинная опасность существенно меньше.
На следующий день в 5 утра вышли под Аккемскую стену. До берга 1 час
от Томских стоянок. От берга до места выхода вправо, на верхние снежно
- ледовые поля 900 м перил. 5.5 часов работы без перерыва - с 6 час 30
мин до 12 час. Ни срывов, ни сюрпризов не было, работа для дыхалки - топай
себе и топай. Первую половину дистанции шли темпом 20 мин на веревку (60
м), затем чуть помедленнее. Схема следующая: первый на двух инструментах
с нижней страховкой на динамической веревке выходит на 60м, заворачивая,
ввиду небольшой вероятности срыва, 1-3 промежуточных бура, а потом второй
поднимается на жумаре по перилам.
Далее пошли поспокойнее, отдыхая время от времени: сначала вправо-
вверх по снегу - еще 120 м перил. Затем вверх через ледовый сброс (лед
до 80°, 7 м) - еще 60 м перил. В конце с одновременной страховкой (кроме
берга, который потребовал еще 30 м перил) шли по снегу на левый по ходу
край (там нет карниза) седла Белухи. Всего после выхода из бутылки 6 часов
грязного времени.
Седловина - огромное поле закрытого ледника. Заночевали не отходя далеко
от стены.
Вид
с Аккемской стены на Томские стоянки и путь к ним от Аккема
От стены до берга под пер. Катын-баш - 30 мин по закрытому полю седла
Белухи в связках.
Подъем на перевал (до осыпи под самой седловинкой) - 210 м перил, 1-1.5
часа (лед, фирн до 35°). На седловине есть две маленькие площадки для палаток.
Отсюда по уже знакомому пути спустились на Верхнее плато Менсу и дальше
- на Томские стоянки. За две недели снег превратился в кристаллизат, и
с перевала после дюльфера мы спускались на небольшой лавинке. Помните:
спуск жоппером способствует лавинообразованию!
Олег
Дима
Возврат к странице Алтай
Возврат к странице техническое описание перевалов
Возврат к основной странице