При прочтении приведенных описаний перевалов
(Алтай, лето 98) может возникнуть впечатление, что у нас все было легко
и просто. Это действительно так, и в то же время - не так. С другой стороны,
могут сказать, что порой мы здорово и неоправданно рисковали.
Ходим мы несколько специфически, да и к походу готовились довольно
тщательно; чтобы ненароком не ввести этим техническим отчетом кого-нибудь
в заблуждение, добавим еще этом пару слов.
Во-первых, самое простое - снаряжение. Оно у нас было очень приличное,
как покупное, так и самодельное. Что мы думаем по этому поводу, можно прочесть
в разделе ⌠Снаряжение■, просто мы взяли
то, что считали правильным, выполнили свои же рекомендации, что оказалось
весьма полезно. Набор снаряжения получился легким
и
очень эффективным, никакая налетевшая тучка с пургой не заставила (бы)
нас чувствовать себя неуютно.
Во-вторых, поскольку в горных походах у нас основной тормоз - это ⌠дыхалка■,
мы перед походом плотненько занялись ⌠физухой■, в часности - бегали почти
два месяца 2-3 раза в неделю по 15 км в лесу. Кстати, бегать и вообще
заниматься аэробными видами спорта надо именно ⌠на природе■; бег по городским
улицам - это в лучшем случае гораздо менее эффективно, а зачастую - просто
вредно.
В-третьих (теперь о вещах, гораздо менее ⌠вербализуемых■, см. также
Туризм
- зачем это нам? Или метафизический взгляд на туризм), при подготовке
нам удалось добиться (а в горах - поддерживать) очень точного совпадения
наших намерений и устремлений (помогло и то, что нас было всего двое).
Грубо говоря, на Алтай мы пришли за одним и тем же, целились в одну мишень.
Это немного похоже на то, что называется ⌠схоженностью■ группы, но гораздо
эффективнее, позволяет не просто самим действовать, как единое целое, но
и частично формировать течение окружающих событий в нужном направлении.
Например, погода была хорошей постоянно...
В-четвертых, мы просто эти горы любим. Ладно, это слово сейчас заездили,
можно сказать - они нам нравятся и мы их чувствуем. Это некоторое специальное
ощущение тех сил, которые ответственны за происходящие вокруг, и их связь
с собственными силами. С практической точки зрения это означает знание
без тени сомнения куда сейчас можно пойти, а куда соваться не стоит, а
также наличие разнообразных знаков, подсказок на тему текущих действий.
Понятно, что ⌠видеть карты со стороны рубашек■ у ⌠случайных событий■ в
сложном горном походе оказывается весьма эффективно.
Надо отметить, что знаки эти постоянно даются всем, и многие их
замечают, но либо не отслеживают их значение, либо просто им не доверяют.
На Алтае подобные знаки идут постоянно, и научиться работать с ними и применять
гораздо легче, чем в иных местах.
В этом подходе есть свои, другого порядка, сложности. Скажем, при
том, что случайных событий практически не остается, гораздо тщательнее
приходится контролировать свои действия и намерения. Надо находиться в
равновесии со всем тебя окружающим, не противопоставлять себя ему, а гибко
течь в его потоке. Это становится источником сил, которые ты можешь
использовать по своему усмотрению, но только до тех пор, пока вписываешься
в поток.
Так, основная особенность ⌠спортсменов■ - это как раз противопоставление
своих сил окружающим. Когда-то это проходит, когда-то - нет. Наподобие
того, что бывает когда на весельной лодке выгребаешь против ветра. На Алтае
становится ясно, что окружающие силы гораздо могущественнее, так что лучше
ставить косой парус...
Стратегически наше действие (которое в силу вышесказанного ⌠туристическим
походом■ можно назвать с большой натяжкой) почти целиком было построено
на подобных эфемерных ощущениях. Но оказалось весьма эффективным как в
смысле немалого количества пройденного, так и в смысле нашего внутреннего
состояния. Что же касается риска, мы порой сознательно сокращали некоторые
как бы обязательные правила страховки на отдельных участках. Но делали
это только в тех случаях, когда твердо знали, что это можно. Скажем, на
30° ледовом склоне улететь (если сорвался) можно, но дело в том, что при
соответствующем внутреннем состоянии сорваться нельзя, беда в том, что
это состояние довольно труднодостижимо. А вообще-то, кто может сказать
заранее, не рискованнее ли ходить вследствие постоянной полноценной страховки
в несколько раз медленнее на сложных местах (например, под ⌠простреливаемыми■,
лавиноопасными склонами, или просто по стене, где лишний час- другой может
вылиться в висячую ночевку), чем быстро? Это каждый решает сам. Мы для
себя решили так: без какой-то части страховки можно обойтись, когда это
существенно ускоряет движение, при полном контроле состояния себя и окружения,
отсутствии отрицательных знаков и том, что чувствуешь внутреннюю невозможность
срыва. При этом руководитель (если таковой есть) должен также контролировать,
"держать" и всю свою группу. Так что "идти без страховки" отдельные участки
это не их "проскакивание на авось" (т.е. с большим риском, как бы "здесь
мы не играем"), как понимают это отдельные группы, а наоборот, гораздо
более тщательное и контролируемое действие, чем "идти со страховкой".
Идти в подобном состоянии вообще полезнее, чем в любом другом, и
кроме того, это напоминает о том, что неправильные действия смертельны.
Что верно вообще-то всегда, но о чем все склонны забывать.
Возврат к техническому описанию
Возврат к странице Алтай
Возврат к основной странице