Одежда, обувь, упаковка (личное снаряжение).
См. также статью Снаряжение:
⌠Что-нибудь попроще...■
Веса одежды приведены для размера XL.
Рюкзак
С одной стороны, хороший рюкзак здорово помогает
(а точнее
- не мешает) нести груз, тем больше, чем он совершеннее и
удобнее, но с
другой - является "чистым грузом", так как его вес добавляется к
весу того,
что необходимо нести в первые 2-3 дня, и того, что остается на
последние
дни или акклиматизационное кольцо. Причем этот вес тем больше,
чем больше
в рюкзаке наворотов. Есть как бы две школы относительно объема
рюкзаков
и способов их укладки. Первая учит, что надо запихивать все, что
есть внутрь
рюкзака, а затем стягивать его стяжками. Такой рюкзак, вообще
говоря, лучше
защищает вещи от непогоды, и механических повреждений, быстрее
собирается,
более универсален, но обычно тяжелее. Другая школа, наоборот,
старается
все, что можно расположить снаружи рюкзака (коврик, специальное
снаряжение,
пуховку, палатку, котелки и т.д.), уменьшая этим объем и вес
самого рюкзака
(про вес предохраняющих подвесное снаряжение чехлов при этом
забывают!).
Утверждается, что при таком образе действий количество
переносимых вещей
такое же, что и в рюкзаках первой школы. На практике люди с
такими рюкзаками
обычно стараются забрать тяжелое и необъемное снаряжение. Это
можно пережить,
пока таких людей не очень много...
Общие рекомендации при покупке, заказывании или
изготовлении
рюкзака.
Как ни странно, несмотря на обилие различных
рюкзаков
в продаже (как отечественных, так и известных зарубежных фирм),
сложно
найти среди них хотя бы один рюкзак без серьезных ошибок. В
настоящее время
на каждый выставленный на продажу в Москве рюкзак приходится 3-5
грубых
ошибок. Поэтому покупать рюкзаки надо очень внимательно.
Конструктивно рюкзак включает в себя (в
минимальной конфигурации):
-
собственно мешок
-
систему подвески:
-
пояс
-
подушку под поясницу
-
лямки с плечевыми оттяжками
-
клапан
-
карманы
Особое внимание надо обращать на качество
материалов и швов.
Для начала стоит рассмотреть ткань. Она должна быть:
-
капроновой (или другая синтетика)
-
прочной (желательно авизентового плетения,
впрочем, это зависит
от человека: некоторых с трудом держит авизент, а другие
годами ходят с
рюкзаком из технического капрона)
-
не слишком тяжелой (поэтому лучше все-таки не
сам авизент)
-
водонепроницаемой (желательно или обязательно
- решайте сами.
Большинство пропиток держится один хороший поход и/или год
нечастых воскресных
выходов. Накатки - попрочнее).
Емкость рюкзака должна быть сшита капроновыми
(чуть хуже
- лавсановыми) нитками (тем толще, чем прочнее ткань), ДВОЙНЫМИ
швами (т.е. швы, в которых не менее двух одинаково нагруженных
отстрочек
- парусный, брючный, т.е. запошивочный и настрочной)
шириной
8-15 мм.
Подробнее о швах см. в выдержках из
книги
(И.Ю.
Бринк, М.П. Бондарец, Ателье туриста, М., ФиС, 1990).
Часто вертикальные швы (например, шов между спиной
и
боком рюкзака) сшиты одинарным швом, либо швом, в котором из
нескольких
отстрочек нагружена только крайняя (и они рвутся одна за другой
или рвут
ткань). Стропы, усиливающие ткань, должны быть пришиты к ней как
следует
- двумя (или более) отстрочками. Стропы между собой сшиваются
6-10
равно нагруженными строчками (например, как на
рисунке)
К ткани стропы и лямки пришиваются тоже многими
строчками
(можно и так, как на приведенном рисунке выше), причем если
прилагаемое
к ткани усилие может быть направлено в разные стороны вдоль
ткани, или
перпендикулярно ей, то соответственно этому и надо пришивать
стропу. Например,
возможный вариант пришива стропы, за которую поднимают рюкзак,
приведен
на рисунке ниже. Такие вертикально расположенные ручки для
подъема рюкзака
пришивают в верхней четверти рюкзака.
Аналогично имеет смысл вшивать лямки, но загибы
вверх
и вниз лучше делать сантиметров по 5, и швов должно быть еще в
2-3 раза
больше (крепление лямок постоянно истирается на переходах
невысокой, но
периодической нагрузкой, это же верно и для нижней стропы-
оттяжки лямки.
Ткань при этом полезно укрепить с изнанки. Габаритный размер
рюкзака по
ширине не должен превышать 55 см - иначе возникают сложности при
проходе
через двери вагона. Хорошо, если толщина мешка не больше 25-27
см в среднем
сечении (и не меньше 20-22 см) - тогда он не так сильно тянет
назад. Таким
образом, ориентировочные размеры
-
очень большого экспедиционного рюкзака
-
100 см на 55 см на 27 см (150 л)
-
большого или среднего рюкзака (кто как
считает)
-
80-90см на 45-50 см на 25 см (90-110 л)
-
среднего и малого рюкзака
-
50-60 см на 40-50 см на 22-25 см (44-75 л)
(треккинговые,
штурмовые, прогулочные модели).
-
Стиль, модель, навороты полностью зависят от
вкусов автора-изготовителя.
Приведем взгляд с точки зрения функциональности.
-
Дно (и крышку - если есть) лучше делать
овальной, а не прямоугольной
формы. Иногда делают расширяющиеся кверху рюкзаки (бока и/или
перед и спина
рюкзака выполнены в виде усеченных конусов). Они объемнее, но
несколько
менее технологичны и в них труднее использовать коврик в
качестве несущего
элемента (вставлять по кольцу).
Мешок может заканчиваться вверху традиционно -
затягивающимся
тубусом, либо просто крышкой на молнии (как у чемодана).
Последний вариант
лучше предохраняет от дождя, позволяет быстрее
открывать/закрывать рюкзак.
Боковые стяжки (заходящие еще и на перед рюкзака) позволяют
регулировать
объем мешка в 2 и более раза и быстро собирать рюкзак с его
последующей
утяжкой (правда, это хуже получается, если внутрь по кольцу
вставлен коврик).
Стяжки лучше крепить к усиливающей стропе. Пряжки
на
них - можно пластмассовые (если они качественные) - должны в
первую очередь
легко затягиваться и ослабляться. Но поясную пряжку, например,
легко раздавить
ботинками или кошками, так что придется брать запасную. Внизу
мешка, с
боков, полезно сделать невысокие широкие кармашки (под палки,
стойки, лыжи
и прочее). Помимо ручек для подъема рюкзака пришивают кольца из
стропы
для подвешивания рюкзака к веревке - со спины - в области
пришива лямок,
с "лицевой" стороны - на расстоянии 5-15 см от дна и 10-20 см от
верха.
Пришивают согласно вышеизложенным соображениям о разных
возможных направлениях
нагрузки к усиливающим стропам.
Наличие на мешке карманов и клапанов от зависит от
личных
вкусов. Плюс - удобный и быстрый доступ к их содержимому. Минусы
- цепляются
в общественном транспорте, при вытягивании рюкзака по веревке и
просто
в лесу - за кусты; утяжеляют конструкцию (иногда значительно).
Мешок с
крышкой на молнии позволяет обойтись без клапана, а доступ к
содержимому
вверху рюкзака не хуже, чем в клапан или карман.
Система подвески в первую
очередь
должна быть удобной (хорошо сидеть на хозяине рюкзака), прочной,
и не должна
сминаться расчетным грузом. Пожалуй, только последнее
требование, в сочетании
с желанием (назовем это так) перенести чудовищный вес,
оправдывает применение
станковых рюкзаков. "Не все ли равно,- говорят сторонники
"станков", -
нести 70 кг или 72?" Поскольку станок - за исключением сложных
композитно-титановых
конструкций - это как раз килограмма два. Так называемые мягкие
станки
(несущим элементом является утянутый стяжками мешок рюкзака, в
который
по кольцу вставлен коврик и набиты вещи) обычно хорошо
выдерживают нагрузку
до 35 кг и удовлетворительно - до 50кг. Наполнение лямок и пояса
также
должно быть рассчитано на характерную максимальную нагрузку (у
кого 30,
а у кого и 50) - чем она больше, тем толще, шире и плотнее
наполнение.
Пенополиэтиленовый ижевский коврик слабоват почти для любой
нагрузки (в
крайнем случае можно поставить сложенные вдвое его плотные
разновидности
- серо-серую, серо-розовую), лучше ставить раза в два более
плотный пенополиэтилен,
а еще лучше - пенополиуретан (каремат). Можно ставить к телу
более мягкий
материал, чем от тела. Оптимальное распределение нагрузки: 1/3
лямки, 2/3
- пояс, поэтому пояс должен быть мощнее лямок (например, ширина
пояса 12
см на бедрах, лямок 8 см в верхней части при толщине 12 мм.
Такая конструкция
из каремата держит до 40-45 кг). Форма пояса и лямок должна быть
такой,
чтобы оптимально лежать и нагружать тело. На настоящее время
считается,
что пояс должен быть таким, чтобы в застегнутом состоянии
располагаться
примерно горизонтально (это означает, что его надо выкраивать на
бедрах
загибающимся кверху на 5-35 градусов в зависимости от анатомии.
Это надо
предварительно прикинуть с сантиметром, выкройкой, или просто
померить
несколько готовых рюкзаков). На пояс ставится пряжка-самосброс,
которую,
в целях безопасности, легко расстегнуть, причем одной
рукой!
Над поясом обязательно надо сделать "поясничную подушку" -
горбик на рюкзаке
высотой 15-20 см и толщиной 3-5 см в вершине, но не из поролона,
как это
обычно сделано в покупных рюкзаках, а из той же пенки. Хорошо
подогнанная
"подушка" не дает рюкзаку сползать вниз, позволяет значительно
разгрузить
лямки и нагрузить пояс.
Сложные системы подвески на покупных рюкзаках
должны
хорошо вам подоходить (проверять надо с нагруженным рюкзаком),
поскольку
часто их выбор фирмой-изготовителем обуславливается
"красивостью", а не
продуманной посадкой по фигуре, и только делают рюкзак тяжелее
на 100-400
г. Кроме того, почти все эти схемы изготовлены из поролона (!).
Вы любите
компрессы?
Лямка же в рабочем положении сначала огибает шею,
а затем
уходит под мышку. Таким образом ее целесообразно выполнять S-
образной
формы (также сообразно с анатомией). Характерные формы пояса и
лямки приведены
на рисунке (изгибы примерно вдвое преувеличены для наглядности).
Крестиком
помечено место пришива плечевых оттяжек.
Плечевые оттяжки многие крепят к спинке рюкзака,
которая
при этом вытягивается и в результате система почти не облегчает
переноску
рюкзака. Чтобы плечевые оттяжки снимали максимальную часть
нагрузки с плеч,
необходимо, чтобы они направлялись как можно выше. Нам
понравилась следующая
система (Y - образная схема, идет максимально высоко - через
верх рюкзака),
которая, в частности, полностью решает проблему оттягивания
передней стенки
рюкзака:
|
|
Самосброс 1 продевается в ответную часть,
пришитую к переду
рюкзака; сама схема Y лежит на рюкзаке (под клапаном), а
плечевые оттяжки
продеваются в пряжки 2 схемы. Чтобы не потерять такую
конструкцию, концы
стропочек 3 подворачивают несколько раз и застрачивают после
сборки схемы.
Есть промежуточный вариант между станковыми и
мягкими
рюкзаками, отличающиеся от последних листом металла
(дюралюминия) под спиной
или несколькими металлическими трубками, по бокам спины
рюкзака. По идее,
такие рюкзаки позволяют комфортно носить на 10-20 кг больше
мягких, но
тяжелее на 400-700 г. и неудобны в хранении. Вес рюкзаков
зависит от размера,
малые покупные - от 1 кг (самоделки от 500 г.), большие
покупные - от 1.3
кг (самодельные от 800 г.). Часто "буржуйские" рюкзаки (по
крайней мере,
привезенные сюда) страдают теми же недостатками, что и наши,
да еще тяжелее
процентов на 20-30, хотя и стоят в 2-5 раз дороже.
В качестве лёгкого
аналога "лат", позволяющих перенести большую часть веса
на пояс, в последние годы мы стали пришивать алюминиевые палочки длиной
сантиметров 40. Их нижний конец
крепится на поясе, а верхний - на спине рюкзака
сантиметров на 30 выше пояса.
Маленький совет на тему рюкзаков от
Четверикова Дмитрия:
(особенно полезен любителям больших рюкзаков
с мягким
содержимым - групповые спальники, снаряга водников и т.п.).
Паяльником делаются по две дырки возле
крепления плечевых
лямок и с другой стороны ( обычно в месте где пришивается
ручка -
желательно чтобы от этогоместа была пришита вниз силовая
стропа ( см. рисунок)
Со сторны лямок продевается веревочка и
пропускается
поверх вещей, длина подбирается так чтобы можно было
просто сдвинуть вбок
при укладке чтобы не мешала. При укладке веревочка тянется
так, что вещи
прижимаются сверху, сжатие получается очень сильным и
всегда дает дополнительное
место в рюкзаке - да и под клапан легко что-нибудь
класть-вынимать не расслабляя
основную емкость.
Эта штука очень актуальна для старых
самодельных рюкзаков,
когда еще не было толстых тканей, да и в современных
покупных рюкзаках
( особенно из ткани типа "рюкзачка", авизент) очень
удобна.
С уважением Четвериков Дмитрий
г. Ухта, Республика Коми
dechet@sever.ru
Городской, либо маленький слетный рюкзачок - совершенно отдельная
история.
Здесь очень важны не только удобство, но и эстетика и непохожесть
на стандарт.
Так что его изготовление - хороший повод проявить творческую
фантазию!
И, кстати, поправить собственную осанку (см. также заметки
на эту тему здесь).
Одна из последних идей: боковые стяжки на таком рюкзачке можно
делать
с двумя пряжками затяжки, тогда они не так длинны в утянутом
состоянии.
Обувь
Легкая (вспомогательная обувь) - кроссовки,
треккинги,
тапочки
Можно взять вторую обувь. Но поскольку это
утяжеляет
рюкзак, берут обувь под конкретное применение. В качестве
"второй основной"
берут треккинги, для городов и дорог - простые кроссовки (одни
наши знакомые
брали сандалии - 400 г.), для города можно брать хоть
шлепанцы-вьетнамки
(выдерживают 1 поход, весят от 200 грамм).
Для разнообразных
туристских троп
- от сухих грунтовых конных тропинок до едва заметных
маркерованых маршрутов
по моренам - есть очень удобная обувь - треккинги (trekking),
нечто
среднее между мягкими ботинками и тяжелыми кроссовками. Удобны
они
как кроссовки (позволяют бегать по камням и скалкам, удобно
облегают ноги),
а защищают ногу от ударов, подвертывания, пыли и грязи как
ботинки. Хорошие
треккинги должны:
-
плотно и нежно охватывать голеностоп и стопу
(низкие треккинги
до голеностопа "не достают" и мало чем отличаются от обычных
кроссовок)
-
идеально сидеть на ноге (на это надо обращать
особое внимание
при покупке - скажем, нога европейца отличается от нашей.
Например, зачастую
не предусмотрено место под мизинец в ботинке)
-
быть очень прочно сшитыми и склеенными (слабое
место - соединение
подошвы с верхом. Швы иногда тоже рвутся, даже двойные).
Треккинги бывают с гортексом (Gore-tex) или другой
мембраной
- они "дышат", то есть пропускают испаряемую влагу изнутри
ботинка и не
пропускают воду снаружи. Хорошие треккинги (производители их
обычно называют
ботинками - boots) весят в около полутора килограммов и стоят от
$80 без
гортекса и от $150 с гортексом (прекрасным соотношением
цена/качество обладала
модель фирмы Salamon - Adventure 9 - при цене $37 выдерживала
два похода
пятой категории сложности). Общим недостатком всей этой обуви
является
то, что в качестве уплотнителя в ней используется поролон. Кроме
того,
что ногам поролон неприятен сам по себе, но еще как только
ботинок черпанул
воду через верх, он превращается в большой тяжелый холодный
компресс и
высыхает только через несколько часов просушки под палящим
солнцем. Поэтому
такая обувь в основном рассчитана на сухую погоду (как из
гортекса, так
и из кожи или авизента). Тем не менее, только попробовав
треккинги понимаешь,
как они удобны. Что же касается походов по мокрым районам
(скажем, по Алтаю),
то удобныпеределанные треккинги.
Технология
такая:
-
распороть верхний шов на ботинке и языке
ботинка
-
выдрать поролон
-
заполнить его место или силиконовым герметиком
(продается
на строительных рынках) грамм по 300-500 на ботинок, или
заменяющие поролон
детали выкроить из двух слоев пенки - мягкой к ноге и более
плотной и несминающейся
- к ботинку
-
если использовался герметик, то одеть на ногу
в ходовых носках
и полиэтиленовом пакете (для защиты) на час другой.
"Силиконовый" вариант тяжелее и холоднее, но
быстрее и удобнее,
главное - не перебухать герметика!
Ботинки после этого не "дышат" совсем, но зато и
не впитывают
воду. Разумеется, такое варварство не имеет смысла вытворять с
гортексовой
или просто дорогой обувью.
Таким образом, треккинги это скорее не "вторая"
обувь
(как обычные кроссовки), а основные, очень удобные ботинки на
подходах
и скально-осыпных участках. Бывают также треккинги и под кошки,
но они
с одной стороны предназначены на недолгое пребывание на леднике
(холодноваты),
а с другой - существенно жестче (в первую очередь - в подошве) и
гораздо
менее удобны на камнях и скалках.
Основная обувь
Универсальные и дешевые, но малоудобные,
размокающие
и тяжелые вибрамы потихоньку уходят в прошлое. Комбинация
пластиковые ботинки
+ треккинги весит почти столько же, сколько и полуторные вибрамы
и несравненно
более удобна.
Вибрамы, во всяком случае, не стоит брать на
маршруты
с большим количеством снега и льда (холодно и мокро), и с его
полным отсутствием
(тяжело - лучше брать треккинги. Хотя киевские вибрамы "киева"
были удобны
почти как треккинги). За 2-3 месяца до похода кожаные ботинки
надо пропитать
чем-нибудь гидрофобным (гидрофобной смазкой, силиконовой
пропиткой, специальной
импортной пропиткой и т.д. Растительные жиры приводят к
растрескиванию
и растягиванию кожи), но эта пропитка держится обычно 3 дня пути
под проливным
дождем (или неделю по леднику). У новых московских вибрамов
(тех, что бывают
двойные, полуторные, одинарные) экспериментального завода на м.
Добрынинской
(т. 236-8531) стоит проклеить эпоксидкой швы ранта. Кроме того,
надо быть
готовым к тому, что подошва в походе может отклеится и "во
избежание" следует
привинтить ее заранее шурупами, а так же взять с собой хороший
клей. После
похода ботинки нельзя пересушивать иначе подошва может встать
дыбом и отклеиться.
Лучше не дожидаясь этого пропитать их опять же чем-нибудь
гидрофобным.
В случае с одной стороны относительно трудных, а с
другой
- "сухих" условий (мало дождей, снега и льда), можно взять
импортные ботинки
из кожи и кордуры ("классические"), они помощнее треккингов,
удобно сочетаются
с кошками (для не слишком крутых склонов). Но по цене - не
дешевле пластиковых
ботинок.
Пластиковые ботинки
безусловно удобнее чем кожаные вибрамы или
треккинги
на ледниках, особенно с кошками. Но, к сожалению, доступные в
нашей стране
дешевые (гм, $150-$200 это дешевка, оказывается) "пластики" были
"сыроваты".
Например, "кофлахи" (ботинки фирмы Koflach) страдают
"отсутствием мизинца"
(мизинец затекает, что, кстати, выявляется не сразу, а через час
- другой);
чрезвычайно сильно "мнут" голеностоп, и, разумеется, до
недавнего времени
были "набиты" исключительно поролоном (как и треккинги). Стоит
"черпануть"
водички на леднике, и все оставшееся время Вам предстоит быть
счастливым
обладателем портативной ванны с ледяной водой на ноге. Правда, в
модели
1998 года заявлено, что наполнителем служит thinsulate (по идее
он гораздо
лучше: меньше мокнет и быстрее сохнет). Но поскольку такие
ботинки все
же лучше, чем вибрамы, их приходится покупать и дорабатывать.
Проблема
мизинца решается долгой и тщательной примеркой в магазине.
Либо можно смело сделать разрез во внутреннем
ботинке
против этого пальца. Голеностоп можно защищать более толстым и
плотным,
чем поролон, наполнением языка внутреннего ботинка (ижевская
пенка в 2-3
слоя, толстая московская пенка или силиконовый герметик).
Поролон, естественно,
надо бы выдрать из внутреннего ботинка и заменить пенкой (более
плотной
и малосминаемой, не "ижевки"!) (см. выше замечания о переделке
треккингов).
Вес "пластиков" около 2 кг.
К сожалению, идея подбора такой комбинации
треккингов
(с наполнителем из пенки и/или силикона) и пластиковых
ботинок, что бы
треккинги вставлялись в "мыльницы" (внешние части) "пластиков"
- не срабатывает
в силу того, что как на треккингах, так и пластиковых ботинках
каблук довольно
толстый. Это приводит к тому, что пятка находится слишком
высоко и очень
неустойчива. Поэтому внутрь "пластиков" стоит пытаться пихать
только что-то
с тонкой (до 1-1.5 см) подошвой, но это уже не будут
полноценные удобные
треккинги, хотя для подходов и скальных перевалов вполне
сгодится. Самодельная
комбинация (покупные "кофлахи" Arctic Expedition 95 и
самодельные треккинги
- см. ниже) позволяет сэкономить 1-2 кг веса в рюкзаке, но
требует изрядного
времени на изготовление.
Хвалят модель модель
Evolution фирмы Trezeta, появившуюся у нас в стране в
1998 г.
Она помягче, вертикальные стенки в ней, похоже,
ходить
не очень удобно, зато хорошо в менее экстремальных ситуациях.
Опыт переделки Koflach
Год назад узкая колодка Koflach-ей подморозила-таки мне пальцы
на ногах.
Надо было или покупать новые ботинки, или утеплять и расширять
старые.
Оказалось, что последнее вполне возможно, причем они становятся
от переделки
не только просторнее и теплее, но и значительно более удобными.
Во внутренние ботинки вместо слоя поролона ставится два слоя
пенки:
мягкая 4 мм к ноге и плотная 5-8 мм, приклеенная к мягкой там,
где поролон
толще
Сначала надо отпороть язычок и отодрать ткань-подкладку у
подошвы.
Потом тщательно удалить поролон, выкроить по его форме пенку и
вставить
ее на место. Подрезав где необходимо, пенку затем приклеивают
по краям
к подкладке и внешнему слою ботинка. И, наконец, весь пакет
прошивается
вдоль подошвы. Аналогично переделывается язычок. Чтобы ботинок
не давил
на голеностоп, в язычок надо ставить не менее 1.5-2 см пенки.
Для расширения внутренних ботинок в них были сделаны надрезы
в нужных
местах (см. фото - против большого пальца и мизинца на 1 см
выше подметки
по 3-5 см длиной). С внешним же дело обстояло несколько
сложнее, требовалось
их нагреть и растянуть. Нагревать оказалось наиболее удобно
делать, опуская
нужное место в почти кипящее (подсолнечное) масло (около 170
градусов).
Побочные эффекты √ немного растворяется подошва и начинает
пузыриться пластик
(мелкие пузырьки, не глубже 1/3 по толщине в самом тонком
месте). Растягивать
же нагретый ботинок надо не руками, а вдвигая внутрь
подходящую колодку,
например ботинок или кроссовок подходящей формы. Мне
потребовалось растягивать
ботинок по ширине примерно на 1 см в районе пальцев (5-7 см
длиной) и у
пятки (3-4 см длиной) - см. фото. Видно, что стенки ботинка от
подошвы
идут уже не вертикально вверх :-).
|
|
Прочность ╚мыльниц╩ после этого оказалась вполне достаточной
даже
для жесткого пути по морене. Однако дело, конечно,
рискованное, легко можно
сгубить боты, требуется аккуратность.
Опыт пошива бахил на внутренние ботинки Koflach
Бахилы состоят из обрезанных на 2-3 см калош и плотного
непромокаемого
авизентового верха. Калоши берутся максимально соответствующей
ботинку
формы, они должны довольно плотно надеваться на ботинок, но не
жать. Подошва
изнутри усиливается приклеиванием авизентовой стельки с заходами
на носок,
пятку и бока (в 4 местах шириной и высотой по 3-4 см). Для более
плотной
посадки на ботинок остающиеся пустоты (обычно это носок, зона
перед каблуком
и пятка) можно залить силиконовым герметиком, одеть ботинок с
калошей на
ногу и несколько часов подождать.
Верх затягивается как обычно сверху веревочкой и стягивается
на подъеме
шнуровкой или одной √ двумя стяжками с пряжками.
Наиболее критичным местом оказалось соединение авизентового
верха
и калоша. Поэтому имеет смысл по нижнему краю верха пришить
стропу порыхлее
так, чтобы можно было авизент пришивать внутри калоша, а
стропу √ снаружи.
Чтобы нитки не истирались и не рвались, стропа после прошивки
проклеивается полиуретановым клеем.
Другой вариант - не пришивать, а "простепплить" место
соединения
мощным степплером.
Такие бахилы держат на морене и скалках лучше (калош,
как-никак!)
хороших треккингов, но не любят грязи (маловато рифление
подметки). Их
хватает на подходы и свал, если брать пластиковые ботинки.
Полубахилы (фонарики)
Фонарики - это одевающийся на верх ботинка тубус
из ткани
с резинками по краям, призванный защищать ботинки от попадания
грязи, снега,
камешков и, частично, воды. При обилии снега бывает необходима
более серьезная
конструкция - полубахилы (Ира А.) - бахилы без дна (330 г.):
Их верх 1 изготавливается из ткани полегче, а низ
- из
авизента, кордуры. Полубахилы удобно делать с разъемной молнией
3, защищаемой
планкой 4 (чтобы бахилы не сползали, в нее вставлена пенка).
Планка 4 контролируется
стяжкой 5 с пряжкой 6 (можно - самосброс), и дополнительно -
липучками
7. В верх 8 вставлена резинка. Под подошвой ботинка проходит
стяжка 9.
Эта стяжка довольно быстро рвется при выходе на морену, поэтому
ее либо
надо выполнять из стального тросика, либо из защищенной
резиновым чехлом
стропы, либо съемной (веревочка и две петли на полубахиле:
веревочка порвалась
- привязали новую).
Те же, кому неохота шить и тащить с собой такую конструкцию,
просто
выкраивают сужающийся от ботинка к ноге тубус из прочной
непромокаемой
ткани высотой 15-25 см. Снизу продергивают веревочку, цепляют
за шнуровку
и обматывают 3-5 раз вокруг ботинка, а верх пришивают к штанам
(это более
надежно) или тоже продергивают веревочку или резинку. Эта
конструкция почти
не пропускает воду даже при переходе речек - вода прижимает
фонарик к ботинку,
что мешает ей просочиться внутрь.У аккуратных людей фонарик
вполне держится
поход- два. В последнее время к такому варианту склоняемся и
мы.
См. также статью И.Ю. Бринк, В
мастерской
туриста, Ветер странствий, М., ФиС, 1990, стр. 150-152.
Кепка,
шляпа с бедуинкой,
маска
Кепка желательна проницаемая для воздуха, но не
очень
намокающая. Прекрасно показала себя в сырых районах кепка из
гортексо-подобного
материала. Для защиты шеи от Солнца к ней пришивают бедуинку
(или берут
бедуинку на резинке отдельно). Маска от солнца может тоже быть
пришита
к кепке, выполнена отдельно, или ее функции могут выполнять
просто сколотые
крылья бедуинки.
Комплект
из каландра
Анорак (рубашка с короткой застежкой-молнией и
капюшоном,
см.
также статью И.Ю.
Бринк, М.П.
Бондарец, Ателье туриста, М., ФиС, 1990 ) и брюки
из тоненького и легкого каландрированного капрона или другой
промокаемой,
но почти непродуваемой ткани (например, пертекса). Используется
в качестве
верхней (или единственной одежды - если у Вас нет
непереносимости капрона)
в теплую сухую погоду, "цивильной" одежды в городах, а также как
составляющая
пакета из нескольких комплектов (была такая туристская
поговорка
"две анарашки заменяют свитер"). Защищает также от комаров.
Шьется парусным
швом или "выворачивающимся" швом см. рис.:
Вес
200 г. штаны, 220 г. - анорак, в продаже не видел.
Очень удобны в походе также шорты из каландра (50
г.).
Комплект
из авизента
Анорак (см. также
статью
И.Ю.
Бринк, М.П. Бондарец, Ателье туриста, М., ФиС, 1990),
брюки и другие изделия (например, верховки, см.
раздел про специальное снаряжение) из более плотной ткани
- промокаемого
авизента (непромокаемый будет сильно отпотевать) или
какой-нибудь каландрированной
плотной и прочной ткани ("яхта", "дельтаплан"). Используется в
качестве
верхней одежды. Шьется парусным или брючным швом. Правда если уж
заводить
новый комплект, то из гортексоподобного материала (например,
HiPora).
Весит много - штаны 400-800 г., куртка - 500-1.2
кг.
Комплект
из квази-гортекса
Общеобразовательный текст от фирмы "Академия"
Анорак, брюки (а также рукавицы, носки) из
"дышащей"
(пропускающей воздух и пары, но не капельки воды) мембранной
ткани: гортекса
(Gore-Tex), "трипл поинта" (Triple Point), или заменителя,
например, хайпоры
(HiPora).
"GORE-TEX - это чрезвычайно тонкая, легкая,
жаро-
и холодостойкая (от -250 С до + 260 С), чрезвычайно прочная
и устойчивая
к изломам при сильных механических нагрузках мембрана,
изготовленная на
основе политетрафторэтилсна (тефлона). Производителем
мембраны GORE-TEX
является американская корпорация WL.GORE & ASSOCIATES.
INC. На один
квадратный сантиметр тефлоновой мембраны приходится около
1,4 миллиарда
пор. каждая из которых в 20.000 раз меньше капли воды. но в
700 раз больше
одной ее молекулы. Благодаря этому изделиям с мембраной
GORE-TEX присуще
уникальное свойство - с одной стороны, они гидрофобны, т.е.
нс пропускают
воду в виде дождя и снега, с другой - нс являются преградой
для испарений
с поверхности тела. Добавьте к "дышащим" свойствам изделий,
изготовленных
по GORE-ТЕХ-технологии. их непродуваемость, и Вы поймете,
что действительно
"у природы нет плохой погоды"! Изделия с использованием
мембраны GORE-TEX
всегда имеют трехслойную структуру и герметичные пропоенные
швы, что позволяет
гарантировать их 100% непромокаемость.
Наряду с серией GORE-TEX выпускаются также
изделия
серий GORE-ACTIVENT (АКТИвная ВЕНТИЛЯЦИЯ) и GORE
WINDSTOPPER. При их изготовлении
используется более тонкая тефлоновая мембрана, а швы нс
герметизируются
Такие изделия способны защитить Вас от дождя и ветра, однако
производитель
нс дает абсолютной гарантии их непромокаемости. Зато по
"дышащим" свойствам
они превосходят изделия с мембранной GORE-TEX.
В носках по лужам
С мембраной GORE-TEX на сегодняшний день
всерьез способна
конкурировать лишь мембрана Waterproof MVT. Разработанная
концерном DUPONT
. Она пока не получила широкого распространения среди
производителей верхней
одежды, однако с огромным успехом применяется при
изготовлении некоторых
изделий, находящихся в непосредственном контакте с
поверхностью тела. Так.
американская фирма SEALSKINZ на базе этой мембраны создала
уникальные носки,
которые не только сохраняют тепло, но и "дышат" и при этом
абсолютно не
пропускают влаги снаружи." (Академия).
Такие носки + кеды - вот тебе и гортексовая обувь! Правда, они
довольно
быстро "задыхаются".
Гортекс представлен на спортивном рынке уже давно, действие
первых патентов
уже кончилось. Но далеко не всех, к сожалению :-), их не одна
сотня. Кроме
того, шить из гортекса может только небольшая группа
авторизованных фирм.
Поэтому цены на изделия производители держат высокие (курточку
дешевле
100 долларов купить почти нереально, обычно это $150-200).
Подобная политика
многим представляется не совсем оправданной, мягко говоря. Есть
куча аналогов,
некоторые совсем дешевые, но - без гарантии.
Мы с 1995 успешно пользуем хайпору. Но при покупке ее надо
обязательно
тестировать (см. ниже).
Хайпора - это просто гидрофобная ткань с порами, которая дышит
за счет
вентиляции, пропуская воздух с парами воды как в одну, так и в
другую сторону
(но "дуется" все же при этом гораздо хуже, чем "каландр").
Гортекс в настоящее время - это по крайней мере две мембраны -
внешняя,
гидрофобная, с малыми порами, не промокает и пропускает пары
воды, а внутренняя,
гидрофильная, обеспечивает подвод сконденсированной воды к
внешней мембране.
Т. о. гортекс сначала изнутри намокает, и только потом отводит
жидкость.
Продувается этот пакет из двух мембран гораздо слабее (на
несколько порядков),
чем хайпора.
Таки Черкизовский рынок из подозрительного места с
низкокачественным товаром потихоньку превращается в нормальный
- но очень дешевый - торговый центр. Нет, могут и обмануть, и
брак подсунуть, но тенденция...
Давеча купил гортексову куртку North Face, прекрасный дизайн
(спортивный), изумительно сшита и проклеена, за сабжеву цену.
Проверил - воду испаряет (наливаешь пол-стакана воды в рукав,
завязываешь, на батарею. Еще лучше испаряет, если через
некоторое время уже теплую снять с батареи: разница давления
паров). Подстежка - флис, те как бы зимняя. Но не легкая, для
города скорее, ИМХО. Но есть и иные модели.
Новая AST, линия З-44 (Зина-44 :-) ).
Лучшие образцы
хайпоры находятся
на уровне гортекса (по ощущениям), гораздо лучше "трипл
поинта" (раз в
пять), не говоря о симпатексе, который отстает еще на порядок.
Но,
к сожалению, худшие образцы либо не дышат совсем, либо
промокают, так что
покупать наобум эту ткань или изделие из нее не стоит.
Тестирование хайпоры.
В качестве оценки ╚дышащей╩ способности
мембранной
ткани проверяется, насколько хорошо она пропускает воздух.
Для этого можно
измерить скорость натекания воздуха в откаченный объем
через поверхность
ткани заданной площади.
В качестве экспресс-метода можно просто
взять цилиндрическую
воронку, край покрыть какой- нибудь вакуумной смазкой,
прижать к образцу
ткани со стороны мембраны и тщательно обматывается
изолентой. Откачка и
контроль давления производится через носик воронки. Совсем
по-простому
- это всосать в себя воздух и прилепить воронку на губу.
Она должна "отлипнуть"
за время порядка нескольких секунд (точнее см. цифры ниже,
перепад давления
0.2 - 0.3 атм).
Правда, обычно не сразу начинает получаться
как следует
герметизировать стык ткани и воронки, так что надо
несколько производить
тестирование.
Пропускаемый тканью поток воздуха при
разности давлений
66 Торр (~9000 Па) не хуже 0.3 Торр*м/с (т.е. 0.3
Торр*м3/с/м2 = 30 Торр*см3/с/см2
или около 40 Па*м3/с/м2 ). На настоящее время лучшие
попавшиеся нам образцы
впятеро лучше (достигали 1.5 Торр*м3/с/м2 = 150
Торр*см3/с/см2).
Кроме того, намоченная ткань не должна
пропускать воду
при продувании избыточным давлением 0.1-0.15 атмосфер как
сразу так и после
интенсивного двухминутного истирания в одном месте (можно
просто потереть
руками. Т.е. надо как следует смочить ткань с одной
стороны и сильно через
нее подуть, не обратной стороне (поверхность собственно
мембраны) не должны
выступать капельки воды.
Типичный вес мембранных тканей - 100 г/м2 и
более,
зачастую в несколько раз. Более тяжелые ткани естественно
прочнее.
Цена комплекта из гортекса или Triple Point
(куртка +
штаны) около $300-400, ткань хайпора стоит около $4/м2. Вес
комплекта (куртка
+ штаны) из хайпоры 1100 г. (Triple Point, а особенно Gore-Tex
обычно тяжелее).
В качестве подкладки ставят специальную сеточку. Швы надо
проклеить. Шьется
парусным или брючным швом.
Подобный комплект - это качественный
скачок в туристском
снаряжении. Позволяет комфортно чувствовать себя в дождь, снег
и ветер
(особенно в сочетании со "второй кожей", см. ниже). Один такой
комплект
с успехом заменяет два - авизентовый и каландровый.
Рукавицы из подобной ткани очень скрашивают
жизнь на
мокром снегу, в дождь и снег. Вес 60 г.
Носки из мембранной
трикотажной
ткани (фирмы DUPONT)
частично заменяют обувь из гортекса, и их можно использовать с
кожаной
обувью на леднике или в дождь.
Цена их от $25, вес 110 г.
"Вторая кожа" (LIFA)
Приведем опять цитату:
"LIFA, или "Вторая кожа"
Если о POLARTEC в нашей стране знают или
слышали многие,
то LIFA для абсолютного большинства россиян слово совершенно
новое. Тем
не менее LIFA была разработана одним из подразделений
транснациональной
корпорации HELLY HANSEN уже в середине 70-х годов (это
единственная высокая
технология в сфере одежды для спорта и активного отдыха.
дошедшая до нас
из этого десятилетия), и в настоящее время широко известна во
всем мире.
Главным свойством и функциональной задачей
тканей
LIFA является удаление влаги с поверхности тела. Это
становится возможным
благодаря полипропилену - материалу, положенному в основу
технологии производства
ткани LIFA.
Полипропилен был создан в начале 60-х годов и
принес
своим разработчикам звание лауреатов Нобелевской премии по
химии. Коэффициент
впитывания влаги у полипропилена самый низкий из всех
известных на сегодняшний
день искусственных и природных волокон - всего 0,01"/о.
Благодаря этому
становится возможным следующий эффект: испарения тела не
задерживаются
на его поверхности, а беспрепятственно проникают сквозь ткань
LIFA либо
в следующий слой одежды, либо непосредственно в атмосферу, что
позволяет
коже всегда оставаться сухой и теплой и, таким образом,
защищает организм
от переохлаждения." (Академия)
Если с намоченной шерсти половина воды стекает за
несколько
часов, с полартека за 20-30 минут, то с LIFA - за 7
минут.
Субъективно LIFA очень удобна и приятна в качестве
нательного
белья - как в качестве единственной одежды в теплую и жаркую
погоду (приятнее
хлопка, поскольку не намокает, в жару приятнее идти в ней, чем
голышом!),
так и в качестве нижней одежды под мембранными материалами
(гортексом,
хайпорой и т.д.). Такое сочетание удобно в интервале
температур -5
+15 град. С, комфортно под проливным дождем почти так же, как и
в сухую
погоду, не мокнет, а только несколько отсыревает, и высыхает на
теле за
10-15 минут! Сочетание LIFA + мембрана настолько же лучше, чем
просто гортекс
(например, с шерстью), насколько последнее лучше куртки из
водонепроницаемой
ткани "болонья". Цена комплекта LIFA (рубашка + штаны) от $60,
вес около
500 г.
Есть аналогичные изделия Dry Flo фирмы Lowe Alpine. Они потоньше,
полегче
и подороже. Сами не пробовали, некоторые энтузиасты-продавцы
говорят, что
они даже лучше LIFA.
В теплую погоду удобнее и приятнее более тонкие вело-комплекты
(майки,
штаны).
Носки LIFA тоже очень удобны, незаменимы в любой
ситуации
и обуви (от резиновых сапог до гортекса) - раз попробовав,
трудно носить
что-нибудь другое. Цена $7, вес 50 г. Конкурирующие носки
Litex
- смесь полиамида, лайкры, шерсти и акрила, рассчитаны на
отсыревание ноги
под действием собственной влаги (воду ботинком лучше не черпать).
Теплый
трикотажный комплект
Парка, майка, штаны, шапка, носки и варежки (по
паре),
шарф.
Вместо шерсти гораздо лучше брать полартек:
"Что такое POLARTEC?
POLARTEC - это не какое-либо конкретное
изделие, а
обобщающее название целого семейства высокотехнологичных
тканей, специально
созданных для различных видов спорта и активного отдыха Иногда
их называют
также POLARFLEECE. POLARPILE и др.
Разработчиком, владельцем товарного знака и
основным
мировым производителем тканей POLARTEC является американская
корпорация
MALDEN MILLS. Кроме того. в мире насчитывается немало
технологических
аналогов POLARTEC, называемых флисами. Однако лишь немногие из
них (например,
канадский YUKON FLEECE) не уступают тканям POLARTEC по
свойствам и качеству.
С технологической точки зрения POLARTEC
представляет
из себя 100% полиестр. иногда с добавлением таких
компонентов, как
лайкра. хлопок, шерсть, нейлон, искусственный шелк.
Хотя POLARTEC и не является натуральным
природным
материалом, по целому ряду свойств он превосходит шерсть и
другие естественные
волокна. POLARTEC не намокает, не впитывает запахи, прекрасно
сохраняет
первоначальные цвет, форму и объем и при этом "дышит" и
сохраняет тепло
ничуть нс хуже. чем шерсть.
Не случайно в английском языке ткани семейства
POLARTEC
называются CLIMAT CONTROL FABRICS, что можно дословно
перевести как "ткани.
управляющие климатом"." (Академия)
Цена полартека где-то $10/кв.м в расчете на ткань,
вес
100-400 г./кв.м. Флис раза в три дешевле.
В поход по достаточно холодному району берется
следующий
комплект из подобной ткани:
майка-рубашка с рукавами (можно без застежки и
воротника)
из Polar 100-200 или тонкого-среднего флиса, парка-куртка (с
капюшоном,
длинной молнией или без этого, двойная на груди и спине) из
Polar 200-300
(можно вместо двойных деталей ставить Polar 400) или плотного
флиса, шапка
(подшлемник), можно еще и шарфик, по две пары перчаток (варежек)
и носков.
Последние шьются (см. рис.) простой одинарной строчкой (такие
материалы
очень приятно шить!) из двух деталей - стельки 1 и верха 2, верх
сострачивается
до точки, помеченной крестиком.
Комплект из WindBlock
("ВиндБлок")
и неопрен
Парка, штаны, рукавицы, шапка.
WindBlock - это следующий шаг в разработке
снаряжения
той же фирмы MALDEN MILLS,
частично сочетающий в себе преимущества мембранных материалов и
полартека.
Представляет из себя ткань типа полара (обычно с подкладкой),
внутри которой
расположена мембрана. Получающееся в результате изделие греет
как полар,
но может в отличие от него служить верхней одеждой, т.к. совсем
не продувается
ветром. Обычно такая ткань не предназначена для защиты от воды
(промокает
под сильным дождем). Особенно ярко преимущества WindBlock-а
проявляются
в прохладную(<+5▒C) и холодную (<-5▒C) погоду под
нагрузкой. Испаряемая
телом вода проходит через мембрану (расположенную ближе к телу),
достигает
точки росы (конденсируется или вымораживается) над ней, в толще
полара,
и уходит наружу. При этом и сам человек, и изделие остаются
практически
сухими (для подобного применения лучше использовать WindBlock100
из Polar100).
В первую очередь мы бы рекомендовали пошить парку (рубашку с
рукавами)
из WindBlock100 (440 г.), а главное - непродуваемые рукавицы (55
г.) и
шапочку с ушками (см. рис.) - 35 г (в холодную погоду отдельное
внимание
следует уделять утеплению кистей рук, стоп и головы!)
В такой шапке уши не мерзнут в сильный ветер и
мороз,
а рукавицы просто незаменимы в холодную погоду.
Цена WindBlock100 где-то $15/кв.м в расчете на
ткань,
вес 200-300 г./кв.м.
Неопреновые рукавицы и
носки
замечательны в условиях избытка воды и недостатка
тепла (скажем,
рукавицы прекрасно защищают руки на мокром снежно-ледовом
склоне, а носки
хороши в холод на тропинке типа "болото", при броде рек, на
ледниковых
"болотах" и т.п.)
Только нужен хороший, плохо сминающийся неопрен,
обклеенный
с обеих сторон тканью (особенно это важно для носков).
Пуховый
(синтепоновый)
комплект
пуховка, штаны, рукавицы. Такая "тяжелая
артиллерия"
(тяжелая во всех смыслах) берется только если без нее никак. Это
же все
тащить! О нежелании туристов брать пух говорит поговорка: "полар
с гортексом
заменяет пуховку" (добавим - а во влажном климате -
превосходит). Впрочем,
как только туризм приобретает альпинистские замашки (базовые
лагеря, радиальные
выходы и т.д.), ситуация в корне меняется и пуховка становится
чуть ли
не основной шмоткой. В собственно туризме, пожалуй, пух нужен
при длительном
пребывании на большой высоте (в режиме кислородного голодания) -
скажем,
6000м и выше на Памире, в суровых зимних походах, а в остальных
случаях
вопрос о его наличии зависит от соотношения личных сил, тяжести
маршрута,
"жирности" раскладки и т.д.
Как и спальник (см., все приведенные там
соображения
верны и для пуховки), пуховка должна быть сшита из пуходержащей,
непродуваемой,
но пропускающей пары воды, ткани, без холодных швов, с хорошо
продуманной
теплоизоляцией лица, низа пуховки и обшлагов рукавов - (двойные
резинки,
тубусы, иногда ставят на капюшон полоску лисьего меха), а также
молнии
(двойная планка). В "пуховке" заменять пух синтепоном крайне
нежелательно
(за исключением лыжных походов - синтепоновка гораздо более
"искроустойчива").
Как и в случае спальника, внешнюю
выкройку
пуховки лучше делать больше внутренней. Конечно это
прибавляет работы,
но позволяет сэкономить 10-20% пуха и избежать теплопотерь по
характерным
"изломам" на перегибах обычных пуховок.Заполнять
секции
пухом надо по-разному в капюшоне, рукавах, спине и груди:
"Поскольку выделение тепла с различных участков
тела
человека не одинаково, то должна быть различной и толщина
одежды на этих
участках. Толщину пакета одежды на участке тела можно
определить по известной
средней толщине пакета, умноженной на коэффициент, характерный
для различных
участков тела. Для головы он составляет 0,5, для туловища 1,3,
для плеча
1,25, для бедра 1,1, для голени 0,8. Для ступней и рук также
можно принять
величину коэффициента 0,8. Одежда с таким распределением
толщины будет
максимально изолировать тело человека от холода. Изоляция в
большей степени,
чем необходимо, приведет к нерациональному увеличению
веса одежды
при незначительно увеличивающейся теплозащите. Если же какая-то
часть тела
утеплена недостаточно, это приведет к нерациональным потерям
тепла.Для
условий зимней Арктики можно рекомендовать среднюю толщину
одежды 45-50
мм, для летних восхождений на Восточном Тянь-Шане - 35-40 мм.
Памире -
25-35 мм, Кавказе - до 30 мм." (И.
Ю. БРИНК. ТАКТИКА ГОРОВОСХОЖДЕНИЙ И КАЧЕСТВО СНАРЯЖЕНИЯ. Ветер
странствий,
25,1990.)
Перспективным представляется применение мембранных
материалов
(гортекса) в качестве внешнего слоя пуховки и - как и для
спальников -
полипропиленовых
полых
волокон фирмы
DuPont
и
3M.
Пуховые брюки нужны еще реже, чем пуховка. В
большинстве
случаев они просто ни к чему, а в остальных их можно заменить
одно- двухслойными
синтепоновыми или поларовыми с ветронепродуваемой покрышкой.
Брюки лучше
делать "самосбросы" - с разъемными молниями по бокам.
Х/Б
футболка (180 г.), носки 2-4 пары, белье 1-3 пары.
Шмотники
Все необходимые вещи лучше не просто навалом
кидать в
рюкзак, а предварительно паковать в подходящие мешочки. Хотя это
и несколько
утяжеляет рюкзак, но дает следующие преимущества:
1) "Структурность" снаряжения - масса шмоток
разбита
на небольшое количества частей в шмотниках, что здорово
облегчает (и ускоряет)
сборку / разборку рюкзака, "выкатывание" из палатки и т.д.,
уменьшает вероятность
потери шмоток.
2) Уменьшает объем вещей - особенно если шмотник
"компрессионный".
Не стоит городить ничего сложного - просто к стандартному
шмотнику для
личняка или спальника пришивается (в одной "точке", лучше ближе
к дну шмотника)
стропа шириной 25-30 мм и длиной больше удвоенной длины
шмотника, закольцованная
пряжкой - самосбросом, так, чтобы она располагалась вдоль
длинной стороны
шмотника и шла по середине его половинок. Это позволяет в 1.5 -
2 раза
уменьшить объем шмотника после сборки.
3) Защищает вещи от намокания (в дождь, но не при
падении
в воду) - если сшит из непромокаемого материала (болонья,
"taffetta" -
легче, "дождь" - надежнее).
4) Защищает содержимое от ультрафиолета - если
сшит из
соответствующей ткани, например "серебряной taffetta".
У меня стандартный шмотник
для
личняка или спальника имеет размеры 250 мм на 450 мм - сшит из
полотнища
500 мм на 450 мм (разумеется, размеры зависят от объема вещей),
снабжен
молнией 1 вдоль короткой стороны и стягивающей стропой 2 с
самосбросом
3. Стропа и самосброс пришиты к шмотнику в "точке" 4. Молнию
можно дополнительно
защитить кольцом непромокаемой ткани, которую в закрытом
состоянии завертывают
наподобие улитки и крепят липучкой, чтобы не развернулась :-).
Так делают
с пластиковыми планшетами для карт.
Это приходится делать в дождливых районах с особо
"важными"
шмотниками - для личных сухих вещей, например.
|
|
Сшить такой шмотник очень просто. Надо взять
кусок
ткани 520 мм на 470 мм (20 мм - припуски на швы), наложить
на него молнию
на 3-5 см длиннее, чем надо (из излишка получится удобный
"хвост"), наложить
ее на длинную сторону ткани так (лицевыми сторонами молнии и
ткани друг
к другу), чтобы первые зубчики ее "верха" (где находится
замок застегнутой
молнии) не доходил до угла на 10мм, а край совпадал с краем
ткани. Прострочить
прямой строчкой почти до середины (недоходя на 5-10 мм, в
зависимости от
ширины молнии) стороны, закрепить края ("проехаться"
вперед-назад в начале
и конце). Расстегнуть молнию, аналогично пристрочить и
другую половинку.
Застегнуть молнию, сложить ткань пополам изнанкой наружу и
сострочить остальные
две стороны. Задача-минимум выполнена. Теперь, если Вы
хотите, чтобы шмотник
служил подольше, надо сделать все швы "двойными",
т.е. просто отстрочить еще раз рядом (2-5мм) все строчки,
чтобы получился
брючный (настрочной) шов. Если Вы захотите
"компрессионный" шмотник,
то к получившемуся мешку около дна пришивается стропа длиной
100-110 см
с самосбросом (см. рис). Можно это сделать и потом.
Берется один шмотник из одностороннего "дождя"
(личные теплые
вещи), три из "taffetta" (спальник, пуховка, верхняя одежда).
Кроме того,
веревка и мягкое спец. снаряжение живет в некомпрессионном мешке
из "серебряной
taffetta" - для защиты от солнца. Мелкие вещи (костровой набор,
умывальные
принадлежности, КЛМН и т.д.) расфасованы в 3-4 совсем мелких
мешочка размером
с лист тетради. Для группы полезно иметь мешок дежурного (на
ближайшую
еду), мешочек специй и съедобных мелочей. Вес шмотника 250 мм на
450 мм
с компрессионной стропой из дождя 90 г., из "taffetta" без
компрессионной
стропы - 40 - 50 г.
Что
брать
из снаряги
Обувь. Сколь пластики хороши на ледниках,
столь
же (если не больше) они неудобны на не ледниках (особенно на
скалах и крупной
морене). Поэтому их по-моему стоит брать, если предстоит
провести на леднике
не менее 2-3 дней (подряд), а также на серьезный лед (ледопады,
ледовые
стены - даже если это один день). С другой стороны, если в
походе
есть хоть что-то кроме ледников и подъездов, то очень хочется
взять и треккинги
тоже. Решайте сами, (я беру самодельные или обрезаные и
доделанные треккинги,
вставляющиеся в пластики). Если льда нет, берут только треккинги
с гибкой
подошвой (можно еще тапочки в качестве второй обуви). На
небольшие участки
снега и фирна можно либо подогнать кошки (неплатформенные) к
таким треккингам,
либо взять тяжелые треккинги с жесткой подошвой, но они будут
гораздо менее
удобны на камнях и скалах.
Одежда. Мы берем в самые суровые походы:
"вторую
кожу" (LIFA) - штаны (240 г) и рубашка (260 г), носки (2х50 г);
гортексовый
комплект - штаны (315 г) и анорак (780 г), рукавицы (55 г);
WindBlock -
легкая парка (470 г) и тяжелая (850 г) - вместо пуховки, шапка
(35 г),
варежки (2х60 г), а также еще поларовые легкие штаны (270 г) и
носки (60
г) - на всякий случай, и мелочи - кепку (55 г), бедуинку (20 г),
полубахилы
(450 г - многовато), шорты (50 г). Если все это есть, каландр и
авизент
практически не дают выигрыша по комфорту и их можно не брать
(они вместе
с накидкой от дождя заменяют гортексовый комплект, но это им не
очень удается).
В более простых и менее холодных походах в первую очередь
режется толстый
WindBlock, поларовые штаны. Еще для "цивилизации" берутся легкие
каландровые
штаны (130 г) и х/б маечка (140 г), нижнее белье (70 г).
И все!
Вся одежда весит меньше 4.5 кг и влезает в один небольшой шмотник.
Такой
набор универсален - каждая шмотка работает за две, легок, легко
сохнет,
и дает чувство независимости от погоды и внешних условий.
Дима
Возврат к странице "Снаряжение"
Возврат к основной странице