Доработка топорища
Алексей СпехальскийКонструкция достаточно проста, хотя процесс более трудоемок, чем вбивание обычного металлического клина в распил. Однако, затраты времени оправдывают себя с лихвой впоследствии. Кстати, деревянный клин вбитый обычным способом и посаженный на клей держится прочнее, чем металлический. В данном случае, клин также изготавливается из дерева (роднее топорищу, все-таки не инородное тело). Только продольный распил вверху топорища делается шире (4-5 мм) и глубже (150-200 мм) в зависимости от размеров топора. Главное, чтобы нижняя часть клина после вбивания была миллиметров на 40 ниже чем нижний край посадочного отверстия топора (смотри рисунок). Клин необходимо вбивать осторожно, чтобы не пошли продольные трещины. Желательно на верхний срез клина положить плоскую металлическую пластинку или дощечку, чтобы воздействия от удара распределялось равномерно. Клин должен войти в распил до самого конца, поэтому не делайте его намного шире чем ширина самого распила. Перед вбиванием, клин и распил можно смазать эпоксидным клеем для большей прочности, хотя в этом в принципе нет необходимости, поскольку соединение и так очень прочное (я смазывал). После того как клин вбит, а клей высох, сверлим сквозное отверстие через топорище и клин чуть ниже нижнего края топора. В отверстие вставляем деревянный штифт и сажаем на клей. Затем чуть ниже вставленного штифта, по всему периметру топорища выпиливаем надфилем бороздку глубиной миллиметра 3-4, чтобы бороздка проходила по клину с боков топорища (на щечках топорища глубину бороздки можно сделать миллиметра 2, чтобы не ослаблять конструкцию). В бороздку наматываем тугую обвязку из капроновой нити, предварительно смазав бороздку эпоксидкой. Завязав узел капроновой нити и аккуратно заплавив его спичкой (зажигалкой), пропитываем нить сверху эпоксидкой. После высыхания, топором можно пользоваться. Кстати теперь, когда топорище "вечное", его можно художественно оформить, как оформляют ручки ножей, например. Я, зашкурив топорище, сделал на нем насечки, чтобы рука не скользила. Затем, несколько раз пропитал его льняным маслом над плиткой (оно применяется в живописи, можно купить в любом художественном салоне). Дело в том, что льняное масло имеет свойство полимеризоваться на воздухе и топорище получается как будто пропитанное пластиком. Кроме того масло очень эффектно подчеркивает структуру дерева. После того, как пропитка высохла, я покрыл топорище морилкой под орех. После высыхания морилки, отполировав топорище, натер несколько раз над плиткой парафином. Получилось настоящее произведение искусства. Топорище имеет великолепные водоотталкивающие свойства, не разбухает и не рассыхается, а значит прослужит очень долго и топор правнукам достанется, если не сточится к тому времени. Буду рад, если моя идея кому-нибудь пригодится.