В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика
ЧАСТЬ V. НЕУВЕРЕННЫЙ МОНОЛОГ ... Еще раз "про любовь". Это песни разных лет, отличающиеся от других, пожалуй, тем, что поются от лица человека явно грустящего... Само это чувство таково, что может как возвысить человека, так и заставить его усомниться в чем-то на свой счет, в какой-то своей состоятельности,мужественности, привлекательности, наконец... В силе своего обояния, в успехе, в конце концов... Вот все эти песенки, отмеченные печатью неуверенности, неудачи, они-то и составили эту группу "Неуверенный монолог".
Песенка "Художник" - это, пожалуй, песенка ни о чем, так сказать, о погоде... За ней никто и ничто не стоит. Одна из самых нелюбимых песен.
"Неуверенный монолог" - относительно случайная песня в неслучайном цикле, хотя она и дала ему название. Эта песня вымышленная, песня про любовь к человеку, с которым меня ничего не связывало. Чисто видовая картинка: человек идет по ночному, - красивый город, красивая походка... Если бы, да кабы... Все это было бы очень романтично, но чего не было, того не было. Однако песенка получилась, потому что если нельзя, но очень хочется, то можно...
"Зеленый поезд" - тоже песня о несостоявшейся встрече. Несостоявшейся по той причине, что в Саратове ожидалась вспышка холеры, случаи которой были тогда отмечены в Астрахани и Одессе. Город был блокирован, никого не впускали и не выпускали, а я в то время ждал, что ко мне приедет любимый человек и, естественно, не дождался... Вот эти-то обманутые ожидания, все это и привело к появлению песенки "Зеленый поезд". По сути дела это очень грустная песня, но часто ее принмают за некую частушку. Возможно и я в том повинен, ибо иногда исполняю ее, поддавшись общему настроению, несколько залихватски...
"Песенка про наказание" для меня интересна тем, что у кого-то из писателей я прочитал, как он в детстве любил, если его ставили в угол, ибо легко было вообразить на стыке стен некую трещину, щелку, через которую, если хорошо всмотреться, можно было разглядеть все, что пожелаешь: корабли, паруса, облака... То же самое было в детстве и у меня, - в углу я никогда не скучал, хотя ставили меня туда довольно часто. И потом, когда в жизни возникла свеобразная ситуация - наказание, скорее сходная со стоянием в углу чувством обиды, чем какими-то реальными обстоятельствами, я вспомнил, что в этом есть и свои привлекательные стороны. Получилась такая вот песенка...
"Катится осень...". В этой песне осень катится на север, хотя по законам природы она начинается с севера и катится на юг. На самом деле, песенка эта о том, как мне не удалось поехать в северные края, к человеку, который меня ждал, который тогда во мне нуждался. Эта песня, в общем-то, и не пролюбовь даже, но она вошла в эту подборку так же, как "Вертолетик" в свой цикл.
ТОТ САМЫЙ ТОВАРНЯК.
Е.И.
, , , ,
Кончай хандрить, открой окно и ляг. Dm F7 E7 Am
, , , ,
Свернись под Млечным, у Полярной грейся. Dm F G7 C
, , ,
Давно ушел последний товарняк Gm A7 Dm
, , ,
и тихо остывают рельсы, F7 H-9 E7
, , ,
и тихо остывают рельсы. F7 E7 Am
Ты все грустишь, что почты путь далек,
ты все не веришь, что тебя морочат,
ты ждешь письмо - недельный свой паек,
дежурных слов двенадцать строчек.
А в них - "люблю" без боли, без тепла,
"привет", "пока", постскриптумы и даты.
Скажи мне, чем она тебя взяла ?
А может, в ней открыл себя ты ?
Молчу, молчу: ты ж веришь - все не так.
Так брось грустить: надеешься - надейся !..
... Пыхтит в ночи тот самый товарняк,
пустые набегая рейсы...
1970
/Военные лагеря. Ожидание писем (напрасное).
Попытка не психовать/.
ХУДОЖНИК.
, , , ,
Тонкими мазками, осторожно, Dm Dm7+ Dm7 Dm7+
, , , ,
раздуваю ветер, разгоняю воду. Dm Gm7 C7 F
, , , ,
Я сегодня занят, я художник. Gm C7 F B7
, , , ,
Я рисую город в непогоду. Gm7 Dm A7 D7
, , , ,
Я сегодня занят, я художник. Gm C7 F B7
, , , ,
Я рисую город в слякоть и дождь. Gm7 Dm A7 Dm
, , , ,
Вот эта улица, вот этот дом, Gm7 C7 F B7
, , , ,
вот остановка под самым окном. Gm A7 Dm7 Dm6
, , , ,
В сером плаще - это я за углом, Gm7 C7 F7+ B
, , ,
поздно и холодно. Что ж ты медлишь? Gm6 E7 A7
Мокрые антенны задрожали,
фонари под тяжестью дождя согнулись.
Греются на кухнях горожане,
Прячась от печали стылых улиц.
греются на кухнях горожане,
прячась от печали в слякоть и дождь.
Вот эта улица, вот этот дом,
вот остановка под самым окном.
Глупо, наверно: я все об одном -
ты же решила, ну что ж ты медлишь ?
Может, я нарочно все напутал,
и весна смеется, а не осень плачет.
Хочешь - нарисую солнце, утро,
только в жизни чаще все иначе.
Хочешь - нарисую солнце, утро ?
Только в жизни чаще слякоть и дождь.
.....................................
Тонкими мазками, осторожно,
раздуваю ветер, разгоняю воду.
Я сегодня занят, я художник.
Я рисую город в непогоду.
... Лучше бы, конечно, солнце, утро,
только в жизни чаще слякоть и дождь.
1971.
ЗЕЛЕНЫЙ ПОЕЗД
Е.И.
Cm D7 Gm C7 F B Gm A7 Dm
, , , ,
Слепой закат догорел и замер, A7 Dm A7 Dm
, , , ,
и вновь, худобу кляня свою, Am B E7 A7
, , ,
зеленый поезд виляет задом, Gm D7 Gm
, , , ,
а я с моста на него плюю. E7 A7 Dm
, , ,
Ему -- на север, а мне -- налево, B D7 Gm
, ,
и чертыхаюсь я каждый день, C7 F
, , , ,
что держит дома меня холера, Gm Gm6 Dm B7
, , ,
а может, дело, а может, лень. E7 A7 D7
, , , ,
что держит дома меня холера, Gm Gm6 Dm B7
, , ,
а может, дело, а может, лень. E7 A7 Dm
Рулит на взлет самолет пузатый,
урча моторами тяжело.
Планида вновь повернулась задом,
не то случайно, не то назло.
А я не гордый, я просто занят,
я спецзаказом к земле прижат,
и слоем пыли на чемодане
мои намерения лежат.
Вода сердито грызет причалы...
Чего-то мало, чего-то жаль --
а я скептически жму плечами,
поскольку надо ведь чем-то жать!
Грызите локти перед разлукой,
ловите чепчики на лету:
я занятой, и с улыбкой глупой
я провожаю свою мечту.
Кому -- на север, а мне -- налево,
и чертыхаюсь я каждый день,
что держит дома меня холера,
а может, дело, а может, лень...
Чего мне мало, куда мне надо --
в какие северные края?
...Зеленый поезд виляет задом,
плетясь, как дура-судьба моя.
1971
ПЕСЕНКА ПРО НАКАЗАНИЕ.
Н.М.
, , ,
Дуй из "послезавтра" во "вчера", Am Fm C
, ,
вьюга моя, вьюга... A7 Dm
, , ,
С виноватой мордой школяра B Dm B
, , ,
возвращаюсь в угол... Dm H9- E7
, ,
Сколько грязи вычерпал со дна, Gm6 A7
,,
угол свой ругая ! Dm Dm7+
, ,
Истина - одна его стена, Dm7 H7
,,
вымысел - другая. E7 F7
, ,
Истина - одна его стена, Dm7 H7
, ,,
вымысел - другая Dm E7 Am
Трещинка, заметная едва,
где-то чуть повыше.
Все тянусь - кругами голова,
да в длину не вышел.
Отодвинусь - что ж теперь терять !
Пусть, кто хочет, смотрит,
как зимой травы чудную прядь
треплет ветер с моря...
Лепестки у теплого виска -
нежными роями.
Прихотью рожденная весна -
продолженье яви.
Узенькая щелочка в стене,
дорасти - не светит.
Кто же обо всем расскажет мне,
одному на свете ?
Рок ты мой, по имени Возврат,
надо мной повисни:
хоть из "послезавтра" - во "вчера",
хоть из "послежизни".
Отхожу на несколько шагов,
нехотя и туго,
но опять, едва ли не бегом,
возвращаюсь в угол.
1976.
ГРАЧИ
Е.К.
, ,
Облетают грачи с пожилых колоколен, H7 Dm E7 Am
, , ,
черным прахом по ветру уходят, редея... Dm7 Fm6 G7 C C7
, , ,
Я немного устал и, наверное, болен. F A9- Dm
, , , , ,
Ты, конечно, не знаешь, что снова в беде я, Fm6 G7 C Em F
, ,
что снова в беде я, Em7 Dm
, , ,
в беде я. F7 E7 Am
Так ведется на свете года и столетья:
будет день и печаль -- призрак вечной кровати;
ты придешь и уйдешь, ничего не заметив,
а за тысячи верст вдруг тревога охватит.
Слишком трудно сойти с надоевшего круга:
каждый час, каждый год до минут разлинован.
Может, нам на роду не успеть друг для друга,--
мы иного не ждем и не просим иного.
Облетают грачи с пожилых колоколен,
черным прахом по ветру уходят, редея...
Я чертовски устал и, конечно же, болен,
только ты не узнаешь, что снова в беде я.
1970
КАТИТСЯ ОСЕНЬ.
Т.М.
,
Тихо на север катится день, Am
,
катится Осень. Dm
,
Капля-вопрос и круги по воде - Dm6
,
вечное: "Очень !" E7 Am G7
, ,
Тучу в ладони, волнуясь, берет, C C7+
, , ,
комкает Ветер, Gm A7 Dm
, ,
нервно гадает на листьях Берез: Dm6 Am
, , ,
"Встретит? - Не встретит?", E7 Gm A7
, , ,
нервно гадает на листьях Берез: Dm7 G7 C
, , ,
"Встретит? - Не встретит?" Hm7 E7 Am
Домик, что тенью стоял за спиной,
маленький, серый,
вырван из книжки моей записной,
вырван из сердца.
Руки деревьев нежно сплелись
в медленном танце...
Ты хоть скажи мне, Желтый Лист,
с кем я расстался ?
Тянется улица лентой кривой -
просто и странно.
Пятна дождя на сухой мостовой,
запах тумана.
А тротуары потоки людей
мимо проносят...
Тихо на север катится день,
катится Осень...
1969.
УЛЫБАЯСЬ ЧУЖОЙ ВЕСНЕ.
Т.П.
, , ,
Ты махнешь - и уйдет трамвай - E7 Am Am6
, ,
так растаял последний снег. H7 Em
, , ,
Я опять не сказал "прощай" E7 Am Am6
, ,
и опять улыбнулся вслед. D7 G
, , , ,
Улыбнулся твоей весне, Dm E7 Am D7
,
но не знаю, поймешь ли ты, G
,
что растаял последний снег Am6
, ,
и река унесла мосты... H7 Em
На моем берегу - метель,
во дворе даже днем темно:
от соседних кварталов тень
не пускает лучи в окно.
Я привык замерзать в пургу -
дом мой и я, спина к спине,
по колено стоять в снегу,
улыбаясь чужой весне.
Улыбаясь чужой весне...
1968.
НЕУВЕРЕННЫЙ МОНОЛОГ
А.Н.
, ,
Что день, что вечер, Dm B7
, ,
и опять -- что день, что вечер -- E7 A7
,
твой мираж, Dm
,
но он не вечен, B
, ,
заколеблется и он. G7 C7
,
Пожалуй, да. F
,
Обнимет F7
, , ,
снегопад тебя за плечи, B G7 C7
, , ,
и уведет подальше от меня F B Gm
, , ,
в Страну Былых Времен. A7 Dm
И вот -- по тверди
припорошенной и мерзлой
ты уходишь.
Все так просто,
все хорошее во тьму --
пожалуй, да --
отходит.
Остаются сны да монстры.
Блажен Святой Антоний. Я порой
завидую ему!
Блажен, кто верен
миражам и привиденьям,
для кого ночные бденья --
блажь испорченной крови.
Пожалуй, да.
Прощай.
Как говорится, "мимо денег".
Чекань свою монету не спеша.
Не мучайся.
Живи!
1975
* * *
,
Мне порой не дано Dm
,
ни жалеть, ни мириться, ни ссориться. A7
На последнем вагоне -
, ,
фонарь в паровозном дыму, Dm F7
,
и опять тот же круг: B
, , , ,
днем - бессилье, а ночью - бессонница, Cm D7 G7 C7
, ,
и опять день и ночь: F G7
, , , ,
почему? почему? почему? B E7 Gm A7
Что-то было не так,
что-то вкралось чужое и лишнее...
Желтым шелестом осени
улица оглушена,
но порыв налетит -
и деревья прощаются с листьями,
и опять до весны -
тишина, тишина, тишина.
Дождь в витрины стучит,
до рассвета стихают вокзалы,
одинокий троллейбус
проносится мимо, пустой...
Мне осталось виденье:
глаза, и круги под глазами,
и шаги по усталой и мокрой
ночной мостовой.
Мне остался мой город,
но что одному мне с ним делать ?
Вроде просто, и все ж
не могу я понять иногда,
как решаются люди
и как на двоих они делят
все дожди, и тревоги,
и зонтики, и поезда...
17 ноября 1969 г.