В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика

ЧАСТЬ VI. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ИРИНЕ

... Ну и, наконец, "Колыбельная Ирине" - еще один цикл песен про любовь. Все это песни, посвященные или адресованные одному человеку - моей жене. Причем есть среди них просто песни, а есть письма - кусочки нашей переписки: "Бывает: а вдруг не дожить до утра...", "Листья", "Мы не поверим, что умрем...".

"Листья" - это часть письма, в которое я вложил тогда листок очень какой-то интересной, необычной формы...

"Песенка о разнице в возрасте" имеет многолетнюю историю. Началась она с того, что я как-то раз пришел в ужас от мысли, какая нас с Ириной разделяет пропасть. Пропасть не чисто по возрасту, выраженному в прожитых годах, а скорее по ощущению собственного возраста. Мне показалось, что я по сравнению с ней - глубокий страик, и что мы должны в конце концов друг друга угробить. Она меня - своей неуемной юностью, а я ее - своей занудной старостью. Однако прошли годы и выяснилось, что опасения напрасны, напротив - все черты наших характеров оказались взаимодополняющими.

Ну, а "Песенка с той стороны" имеет еще более странную и печальную историю. Один раз я попытался себе представить, что было бы со мной, как бы я себя чувствовал, если бы вдруг потерял этого человека... И представил я это себе настолько явственно, что несколько дней не мог отделаться от кошмаров - дневных и ночных. Отделывался по частям, каждый день выдавая по кусочку песни. Было три дня напряженнейшей работы с последующим облегчением и появлением на свет этой самой песни...

"Мы не поверим, что умрем...". Получилось так, что в одном из писем Ирина привела цитату из поэмы "Любовь революционера" Евгения Евтушенко: " а мы не умрем, а умрем - не поверим!" Я же ответил ей цитатой из Грина: "Они жили долго и умерли в один день". Эти две фразы, видимо, потребовали какого-то резюме, которое не замедлило появиться...

Как-то раз, начиная осваивать колоссальное емкое понятие "Река", я понял, что к существовавшим на тот момент песням о реках должны добавиться еще две, которые, как обложка, призваны охватывать все прочие, в которых заключена человеческая жизнь со всеми ее стремнинами, плесами, поворотами...

И я начал придумывать первую из этих песен, которую решил подарить Ирине (ибо песня - о ней). Года полтора придумывал, а посреди этого за одну ночь "родил" вторую - "Сказку сказок". У них и мелодии похожи, так по замыслу должно было быть. "Три трети" - это природа, любимое дело, любимый человек. Четвертого (друзей) здесь не дано, видимо, потому, что не зря французы говорят: "Предают свои".

И, наконец, два слова о "Малыше". Это обращение есть в "Сонете", есть и в "Прощании". Но тогда, когда "Прощание" не было еще песней, имя было другое и по звучанию для песни годилось. Поэтому, "озвучив" стих, я переименовал адресата в Малыша - только в песенке, - "исторически" же это имя тогда было "ничьим". И лишь через четыре года оно нашло "хозяина"...

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ИРИНЕ.

  ,                        ,
Что-то все мелькает под луной,               Em F#7
 ,           ,
вычурной, манерной.                          F7 E7
 ,                      ,
Шарик наш какой-то суетной,                  Am C7
,          ,   ,
непомерно нервный.                           F#7 C7 H7
        ,             ,
       Вот и лезет в голову твою             G Am
       ,    ,    ,,
       чепуха любая.                         C D7 Dm6 E9-
         ,                   ,         ,
       Брось! Закрой глаза - я тебе спою,    Am6 Em7 Em6
       ,  ,   ,
       - Баю-баю!..                          F#7 H7 E7
           ,                   ,         ,
         Брось! Закрой глаза - я тебе спою,    Am6 Em7 F#7
         ,  ,   ,
         - Баю-баю!..                          Am6 H7 E

Днем, какие латы не надень,
защититься нечем.
Если вдруг приснится страшный день -
в ночь беги, я встречу.

       Переждем у суток на краю,
       страхи обрубая.
       Спи ! Закрой глаза - я тебе спою:
       - Баю-баю !..

1977.

УЗОРЫ НА СТЕКЛЕ

          ,          ,
Стрелки двигаться устали,         C G
                ,           ,
       дальше тронутся не скоро.  Am H7
    ,          ,
Паутинка разговора                Em Hm
               ,        ,    ,
       промеж пальцев протекла.   C#7 F#7 H7
        ,         ,
На стекле воспоминаний            E7 A7
            ,       , ,
       появляются узоры -         D7 G E9-
      ,     ,     ,     ,
на замерзшей фотокарточке -       Am C7 Em C
      ,    ,        ,
       распятие тепла.            F#7 H7 Em

Вспыхнул папоротник белый -
       замороженное пламя,
елью вымахал и замер
       столб высокого огня.
За ветвями да стволами,
       как за днями да делами,
бесконечно, терпеливо
       дожидаешься меня...

Дожидаешься, а время
       в ледяных застыло гранях...
Дожидаешься в сплетеньи
       дней, в смятении ветвей...
Словно светлый и блаженный
       музицирующий странник,
отыщу тебя, шагая
       за мелодией своей.

Эта песенка простая -
       появилась, нарастает,
на конце хрустальной флейты
       мыльный шар ее несу !
Кроме музыки - ни вздоха:
       вдруг вздохну, а ты растаешь !
Что один я буду делать
       в этом каменном лесу ?

1977.

СОНЕТ


                       Ирине Ланцберг

   ,               ,         , ,
Малыш, ты видишь: вот моя рука,         H9- E7 Am7 Am6
   ,                 ,        ,   , ,
ладонь, что помнит дротики и луки,      Dm7 G7 Gm6 A3+ A7
    ,        ,     ,             ,
на ней -- дорога Дней, ручей Разлуки,   Dm7 Fm6 G7 C
     ,                    , ,
к которому ты брел издалека.            Hm7 E3+ E7


Сдержись. Я из таких ручьев не пью.
К холмам припав горячею щекою,
ты этому недолгому покою
   ,          ,            ,
отдай всю неуверенность свою.           Hm7 E7 Am

    ,             ,               ,
Следы часов, штрихи минут -- на всем.   Dm7 G7 C
   ,              ,           ,   ,
Каких мы только троп не накрутили!      Gm A7 Dm A
   ,      ,    ,        ,
Куда ж рисунки этой паутины             Dm Dm7+ Dm7 D7
    ,            ,        ,
мы на застывших лицах унесем?           Gsus G7 C7+

    ,            ,         ,
Но ты не бойся: вот моя рука --         B7 E7 F
    ,        ,          ,
протянута тебе через века!              H7 E7 A

                        1978

ЛИСТЬЯ.

 ,                   ,
Листья падают - к чему бы ?    Em C7
           ,         ,
Что ль, зима свое берет ?      F7 H7
 ,                  ,
Листик - сомкнутые губы,       Em Am
         ,   ,    ,   , ,
травной горечи налет,          C D7 G C D
,             ,
нераскрытая улыбка             G F
       ,   ,    ,  ,
нераскрытого лица,             Dm E7 C E7
,                 ,
обезглавленная скрипка         Am F#7
,    ,             ,
или лодка без гребца.          Am6 H7 Em
 ,                ,
Ветра гибельны порывы -        Em C7
         ,          ,
крылья стынут на лету.         F7 H7
,                  ,
Что-то дворники ленивы,        A7 C7
,    ,          ,
тротуаров не метут...          Em H7 Em

1977 - 1978.

ПЕСЕНКА О РАЗНИЦЕ В ВОЗРАСТЕ.

     ,     ,    ,
Стопроклятая веками               Em Hm C
     ,    ,    ,
восьмая моя беда:                 G D7 G7+
    ,         ,   ,  , ,
разлука - на сердце камень:       Dm F9- G#dim Hdim Am
   ,        ,       ,
кому же из нас - куда ?           Em6 F#7 H9-
            ,         ,     ,
       А в зарослях бродят лоси,  C#dim Cdim Bdim
          ,         ,       ,  ,
       и листья кружат, желты...  Dm6 E7 Am Am6
          ,      ,     ,
       Давай я поеду в Осень,     F7+ H9- C#dim
            ,     ,      ,
       а в Лето поедешь ты.       Am7 D7 G7+
                                  G#dim Hdim Ddim Am C7+ F#7 H7 Em

А Лето - ковыль да ветер,
полынный крутой настой.
Шальная стрела не встретит,
не сущет в траве густой.
       Я - в поле вчерашний воин -
       сверну напрямки, кроя.
       Твой путь лишь длиннее вдвое,
       но в те же ведет края.

Сто лет, а кому и двести
пути до того ли дня,
где тропки сойдутся вместе,
чтоб ты догнала меня
       и - все: ни тоски, ни муки !
       понятно давно и так:
       разлука та - в полразлуки -
       что в четверть беды, - пустяк !

1981.

* * *

   ,          ,        ,         ,
Бывает: "А вдруг не дожить до утра,   Am F Fm C
      ,                  ,
вдруг утро пройдет стороной ?"        A7 Dm
                  ,        ,
Но если сухая заждалась кора,         C7 F
    ,                ,  ,
достаточно спички одной.              G7 C E7

И пляшет в ногах твой осколок зари,
взлетая и дымом пьяня.
Но рядом с другой эта щепка горит,
а вынь-ка ее из огня !

1977.

ПЕСЕНКА С ТОЙ СТОРОНЫ


                                             Ирине Ланцберг

                        Gdim Bdim F#dim Adim Fdim Abdim G9-
         ,                   ,
Бог с тобою, беспардонная порода!             Cm G7
            ,                ,          ,   ,,
Хошь -- от дома, хошь -- от бога открестись!  Bm Bm6 C9- Bdim C#dim
            ,    ,             , ,
...Дом на сваях, а у самого порога            Fm7 B7 Eb Ab
         ,    ,            ,
дремлет речка, именуемая Стикс.               Fm6 G7 Cm
           ,    ,            ,    ,,
  дремлет речка, именуемая Стикс.               Fm6 G7 Cm Bdim C#dim

Старый возчик, перерезанная глотка,
плюнул бранью в окна заспанным домам --
и на всей реке единственная лодка
отвалила в удушающий туман.

Любопытство -- не чета иной занозе.
Сверлят стекла завидущие глаза:
чем живет он, старый хрыч? Кого он возит?
Почему всегда пустым идет назад?

              ,
     Мне-то все равно. Живу, пока живется.    Cm
             ,
     Жну да сею, не вдаваясь, век какой.      G7
             ,
     Нитка дней моих все тянется, не рвется,  Bm
           ,
     но зачем-то исчезает за рекой.           C9-
              ,                    ,
     Что ж до этого загадочного деда,         Fm B7
             ,                  ,
     что за реку перебрасывает нить, --       Eb Ab
          ,                            ,
     у меня к нему совсем другое дело,        Fm6 D7
            ,
     но на пальцах ничего не объяснить.       G7

Просто в день, когда в тумане из-за Стикса
вдруг почудилось, что слышу песнь твою, --
будто сам к себе оттуда возвратился,
да таким, что сам себя не узнаю...

1981

* * *


                "Они жили долго и
                 умерли в один день."
                               А.Грин
                "И мы не умрем, а
                 умрем - не поверим !"
                               Е.Евтушенко

                      ,
Мы не поверим, что умрем!          Am
                        ,     ,
Да и умрем ли? Быть не может!      Dm6 E7
                       ,
Когда нас этот мир изгложет -      Dm
      ,     ,         ,
в другой калитку отопрем.          Fm G7 C

,                     ,
И нас не хватится никто -          F Gm
,           ,               ,
все будут знать, что так и надо.   Bm C7 F
        ,       ,           ,
Лишь вспыхнет пламень листопада,   Em7 A7 D7+
,           ,         ,
испепелит следы... Зато            B Dm6 E7

                         ,
средь тишины крестов и плит        Am
                   ,   ,
не будут жадные вороны             Dm6 E7
    ,    ,           ,
глазеть на наши похороны,          Gm C7 F
,                   ,
зато по нас не заболит             C E7

                  ,      ,
ничья тоскующая грудь...           F Gm
,        ,          ,
И не травой позарастаем:           Bm C7 F
    ,       ,            ,
тесней сплетемся - и растаем...    Em7 A7 D7+
         ,               ,     , ,
Когда-нибудь... Когда-нибудь...    B Dm6 E7 Am                                    

                        22 октября 1977 г.

ПЕСЕНКА ПРО ТРИ ТРЕТИ


                            Ирине Ланцберг

                                Gm7 C7 F Am D7 Gm7 C7 F
                                Eb A7 B Am D7 Gm E-9 A7
         ,             ,
Ты рад: чего же проще? --               Dm Eb/D
     ,      ,     ,
вот лодка, вот река,                    E7 A7 Dm
    ,          ,            ,
весло, твоя рука, прогон недальний...   Gm6 C7 F
   ,            ,
Езжай, мой перевозчик,                  Cm D7
     ,         ,
не жди меня пока:                       Gm Gm7+
  ,          ,            ,
еще я кой-какой не отдал дани.          Gm7 C7 F
     ,
  Езжай, мой перевозчик,                Eb
       ,
  не жди меня пока:                     Dm
    ,          ,     ,      ,
  еще я кой-какой не отдал дани.        E7 Gm A7 Dm

Огню, цветку и камню,
дворняге и грачу
на треть себя обязан я, не мене.
Покуда всем богам я
за них не заплачу --
ты, будь любезен, наберись терпенья.

  ,           ,
Или замри, робея                        Gm7 C7
        ,            ,
пред тьмой грядущих дел:                F F7+
       ,             ,             ,
все, что успел я,-- только лишь начало. Cm D7 Gm
   ,            ,
И раз уж сам себе я                     Gm7 C7
   ,        ,
пока не надоел,                         F B
   ,                       , ,
меня ты не дождешься у причала.         Gm E-9 A7

Ты сам взойдешь на берег,
ступая тяжело,
а лодка отплывет и не пристанет.
Твое терпенье, верю,
века пережило,
но тут его, пожалуй, не достанет.
Твое терпенье, верю,
века пережило,
но тут его впервые не достанет!

    ,           ,
И пристань эта канет,                   Em7 A7
   ,           ,
поверьям вопреки,                       Dm Dm7
     ,          ,          ,
и скрип ее прогнившего настила,         Gm7 C7
      ,        ,
ведь теплое дыханье                     Cm D-9
    ,            ,
совсем другой руки                      Gm Gm7+
   ,          ,          ,
меня еще к тебе не отпустило.           Gm7 C7 F
        ,
  ведь теплое дыханье                   Eb
      ,
  совсем другой руки                    Dm
     ,          ,    ,     ,
  меня еще к тебе не отпустило.         E7 Gm A7 D

                    Gm7 C7 F Eb A7 D


1985-1987

* * *

              ,     ,     ,
Иди, Малыш, иди,                   Cm G7 Cm
   ,     ,    ,
пока свежа дорога,                 Fm7 B7 Eb
   ,    ,      ,
пока силенок много                 Db7 C7 Fm7
  ,          ,
и ясно впереди.                    Ab7 G7
           ,    ,     ,
       Беспечен этот путь,         Ab7 B7 Eb
           ,       ,       ,
       да только, жаль, недолог.   Fm7 B7 Eb
       ,   ,      ,      ,
       За ним пойдет проселок      Fm G7 Ab7 C7
       ,  ,            ,
       и там уж как-нибудь.        Fm G7 C
                            A7 -> D-moll

Идем, Малыш, идем.
В зеленом хороводе
стопа тропу находит
и, значит, все путем.
       Ты этот путь верши
       до самого предела,
       сверяясь то и дело
       со стрелочкой души.

А это ли беда -
плестись с полночной дрожь
небесным бездорожьем,
ведущим никуда ?
       Но будто не внове
       тот луг, длиною в Вечность,
       где юная беспечность
       блестит в ночной траве.

17 июля 1986 г.

Предыдущая часть Содержание Указатель Аккорды Обложка Следующая часть

Замечания