В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика
ЧАСТЬ VI. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ИРИНЕ ... Ну и, наконец, "Колыбельная Ирине" - еще один цикл песен про любовь. Все это песни, посвященные или адресованные одному человеку - моей жене. Причем есть среди них просто песни, а есть письма - кусочки нашей переписки: "Бывает: а вдруг не дожить до утра...", "Листья", "Мы не поверим, что умрем...".
"Листья" - это часть письма, в которое я вложил тогда листок очень какой-то интересной, необычной формы...
"Песенка о разнице в возрасте" имеет многолетнюю историю. Началась она с того, что я как-то раз пришел в ужас от мысли, какая нас с Ириной разделяет пропасть. Пропасть не чисто по возрасту, выраженному в прожитых годах, а скорее по ощущению собственного возраста. Мне показалось, что я по сравнению с ней - глубокий страик, и что мы должны в конце концов друг друга угробить. Она меня - своей неуемной юностью, а я ее - своей занудной старостью. Однако прошли годы и выяснилось, что опасения напрасны, напротив - все черты наших характеров оказались взаимодополняющими.
Ну, а "Песенка с той стороны" имеет еще более странную и печальную историю. Один раз я попытался себе представить, что было бы со мной, как бы я себя чувствовал, если бы вдруг потерял этого человека... И представил я это себе настолько явственно, что несколько дней не мог отделаться от кошмаров - дневных и ночных. Отделывался по частям, каждый день выдавая по кусочку песни. Было три дня напряженнейшей работы с последующим облегчением и появлением на свет этой самой песни...
"Мы не поверим, что умрем...". Получилось так, что в одном из писем Ирина привела цитату из поэмы "Любовь революционера" Евгения Евтушенко: " а мы не умрем, а умрем - не поверим!" Я же ответил ей цитатой из Грина: "Они жили долго и умерли в один день". Эти две фразы, видимо, потребовали какого-то резюме, которое не замедлило появиться...
Как-то раз, начиная осваивать колоссальное емкое понятие "Река", я понял, что к существовавшим на тот момент песням о реках должны добавиться еще две, которые, как обложка, призваны охватывать все прочие, в которых заключена человеческая жизнь со всеми ее стремнинами, плесами, поворотами...
И я начал придумывать первую из этих песен, которую решил подарить Ирине (ибо песня - о ней). Года полтора придумывал, а посреди этого за одну ночь "родил" вторую - "Сказку сказок". У них и мелодии похожи, так по замыслу должно было быть. "Три трети" - это природа, любимое дело, любимый человек. Четвертого (друзей) здесь не дано, видимо, потому, что не зря французы говорят: "Предают свои".
И, наконец, два слова о "Малыше". Это обращение есть в "Сонете", есть и в "Прощании". Но тогда, когда "Прощание" не было еще песней, имя было другое и по звучанию для песни годилось. Поэтому, "озвучив" стих, я переименовал адресата в Малыша - только в песенке, - "исторически" же это имя тогда было "ничьим". И лишь через четыре года оно нашло "хозяина"...
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ИРИНЕ.
, ,
Что-то все мелькает под луной, Em F#7
, ,
вычурной, манерной. F7 E7
, ,
Шарик наш какой-то суетной, Am C7
, , ,
непомерно нервный. F#7 C7 H7
, ,
Вот и лезет в голову твою G Am
, , ,,
чепуха любая. C D7 Dm6 E9-
, , ,
Брось! Закрой глаза - я тебе спою, Am6 Em7 Em6
, , ,
- Баю-баю!.. F#7 H7 E7
, , ,
Брось! Закрой глаза - я тебе спою, Am6 Em7 F#7
, , ,
- Баю-баю!.. Am6 H7 E
Днем, какие латы не надень,
защититься нечем.
Если вдруг приснится страшный день -
в ночь беги, я встречу.
Переждем у суток на краю,
страхи обрубая.
Спи ! Закрой глаза - я тебе спою:
- Баю-баю !..
1977.
УЗОРЫ НА СТЕКЛЕ
, ,
Стрелки двигаться устали, C G
, ,
дальше тронутся не скоро. Am H7
, ,
Паутинка разговора Em Hm
, , ,
промеж пальцев протекла. C#7 F#7 H7
, ,
На стекле воспоминаний E7 A7
, , ,
появляются узоры - D7 G E9-
, , , ,
на замерзшей фотокарточке - Am C7 Em C
, , ,
распятие тепла. F#7 H7 Em
Вспыхнул папоротник белый -
замороженное пламя,
елью вымахал и замер
столб высокого огня.
За ветвями да стволами,
как за днями да делами,
бесконечно, терпеливо
дожидаешься меня...
Дожидаешься, а время
в ледяных застыло гранях...
Дожидаешься в сплетеньи
дней, в смятении ветвей...
Словно светлый и блаженный
музицирующий странник,
отыщу тебя, шагая
за мелодией своей.
Эта песенка простая -
появилась, нарастает,
на конце хрустальной флейты
мыльный шар ее несу !
Кроме музыки - ни вздоха:
вдруг вздохну, а ты растаешь !
Что один я буду делать
в этом каменном лесу ?
1977.
СОНЕТ
Ирине Ланцберг
, , , ,
Малыш, ты видишь: вот моя рука, H9- E7 Am7 Am6
, , , , ,
ладонь, что помнит дротики и луки, Dm7 G7 Gm6 A3+ A7
, , , ,
на ней -- дорога Дней, ручей Разлуки, Dm7 Fm6 G7 C
, , ,
к которому ты брел издалека. Hm7 E3+ E7
Сдержись. Я из таких ручьев не пью.
К холмам припав горячею щекою,
ты этому недолгому покою
, , ,
отдай всю неуверенность свою. Hm7 E7 Am
, , ,
Следы часов, штрихи минут -- на всем. Dm7 G7 C
, , , ,
Каких мы только троп не накрутили! Gm A7 Dm A
, , , ,
Куда ж рисунки этой паутины Dm Dm7+ Dm7 D7
, , ,
мы на застывших лицах унесем? Gsus G7 C7+
, , ,
Но ты не бойся: вот моя рука -- B7 E7 F
, , ,
протянута тебе через века! H7 E7 A
1978
ЛИСТЬЯ.
, ,
Листья падают - к чему бы ? Em C7
, ,
Что ль, зима свое берет ? F7 H7
, ,
Листик - сомкнутые губы, Em Am
, , , , ,
травной горечи налет, C D7 G C D
, ,
нераскрытая улыбка G F
, , , ,
нераскрытого лица, Dm E7 C E7
, ,
обезглавленная скрипка Am F#7
, , ,
или лодка без гребца. Am6 H7 Em
, ,
Ветра гибельны порывы - Em C7
, ,
крылья стынут на лету. F7 H7
, ,
Что-то дворники ленивы, A7 C7
, , ,
тротуаров не метут... Em H7 Em
1977 - 1978.
ПЕСЕНКА О РАЗНИЦЕ В ВОЗРАСТЕ.
, , ,
Стопроклятая веками Em Hm C
, , ,
восьмая моя беда: G D7 G7+
, , , , ,
разлука - на сердце камень: Dm F9- G#dim Hdim Am
, , ,
кому же из нас - куда ? Em6 F#7 H9-
, , ,
А в зарослях бродят лоси, C#dim Cdim Bdim
, , , ,
и листья кружат, желты... Dm6 E7 Am Am6
, , ,
Давай я поеду в Осень, F7+ H9- C#dim
, , ,
а в Лето поедешь ты. Am7 D7 G7+
G#dim Hdim Ddim Am C7+ F#7 H7 Em
А Лето - ковыль да ветер,
полынный крутой настой.
Шальная стрела не встретит,
не сущет в траве густой.
Я - в поле вчерашний воин -
сверну напрямки, кроя.
Твой путь лишь длиннее вдвое,
но в те же ведет края.
Сто лет, а кому и двести
пути до того ли дня,
где тропки сойдутся вместе,
чтоб ты догнала меня
и - все: ни тоски, ни муки !
понятно давно и так:
разлука та - в полразлуки -
что в четверть беды, - пустяк !
1981.
* * *
, , , ,
Бывает: "А вдруг не дожить до утра, Am F Fm C
, ,
вдруг утро пройдет стороной ?" A7 Dm
, ,
Но если сухая заждалась кора, C7 F
, , ,
достаточно спички одной. G7 C E7
И пляшет в ногах твой осколок зари,
взлетая и дымом пьяня.
Но рядом с другой эта щепка горит,
а вынь-ка ее из огня !
1977.
ПЕСЕНКА С ТОЙ СТОРОНЫ
Ирине Ланцберг
Gdim Bdim F#dim Adim Fdim Abdim G9-
, ,
Бог с тобою, беспардонная порода! Cm G7
, , , ,,
Хошь -- от дома, хошь -- от бога открестись! Bm Bm6 C9- Bdim C#dim
, , , ,
...Дом на сваях, а у самого порога Fm7 B7 Eb Ab
, , ,
дремлет речка, именуемая Стикс. Fm6 G7 Cm
, , , ,,
дремлет речка, именуемая Стикс. Fm6 G7 Cm Bdim C#dim
Старый возчик, перерезанная глотка,
плюнул бранью в окна заспанным домам --
и на всей реке единственная лодка
отвалила в удушающий туман.
Любопытство -- не чета иной занозе.
Сверлят стекла завидущие глаза:
чем живет он, старый хрыч? Кого он возит?
Почему всегда пустым идет назад?
,
Мне-то все равно. Живу, пока живется. Cm
,
Жну да сею, не вдаваясь, век какой. G7
,
Нитка дней моих все тянется, не рвется, Bm
,
но зачем-то исчезает за рекой. C9-
, ,
Что ж до этого загадочного деда, Fm B7
, ,
что за реку перебрасывает нить, -- Eb Ab
, ,
у меня к нему совсем другое дело, Fm6 D7
,
но на пальцах ничего не объяснить. G7
Просто в день, когда в тумане из-за Стикса
вдруг почудилось, что слышу песнь твою, --
будто сам к себе оттуда возвратился,
да таким, что сам себя не узнаю...
1981
* * *
"Они жили долго и
умерли в один день."
А.Грин
"И мы не умрем, а
умрем - не поверим !"
Е.Евтушенко
,
Мы не поверим, что умрем! Am
, ,
Да и умрем ли? Быть не может! Dm6 E7
,
Когда нас этот мир изгложет - Dm
, , ,
в другой калитку отопрем. Fm G7 C
, ,
И нас не хватится никто - F Gm
, , ,
все будут знать, что так и надо. Bm C7 F
, , ,
Лишь вспыхнет пламень листопада, Em7 A7 D7+
, , ,
испепелит следы... Зато B Dm6 E7
,
средь тишины крестов и плит Am
, ,
не будут жадные вороны Dm6 E7
, , ,
глазеть на наши похороны, Gm C7 F
, ,
зато по нас не заболит C E7
, ,
ничья тоскующая грудь... F Gm
, , ,
И не травой позарастаем: Bm C7 F
, , ,
тесней сплетемся - и растаем... Em7 A7 D7+
, , , ,
Когда-нибудь... Когда-нибудь... B Dm6 E7 Am
22 октября 1977 г.
ПЕСЕНКА ПРО ТРИ ТРЕТИ
Ирине Ланцберг
Gm7 C7 F Am D7 Gm7 C7 F
Eb A7 B Am D7 Gm E-9 A7
, ,
Ты рад: чего же проще? -- Dm Eb/D
, , ,
вот лодка, вот река, E7 A7 Dm
, , ,
весло, твоя рука, прогон недальний... Gm6 C7 F
, ,
Езжай, мой перевозчик, Cm D7
, ,
не жди меня пока: Gm Gm7+
, , ,
еще я кой-какой не отдал дани. Gm7 C7 F
,
Езжай, мой перевозчик, Eb
,
не жди меня пока: Dm
, , , ,
еще я кой-какой не отдал дани. E7 Gm A7 Dm
Огню, цветку и камню,
дворняге и грачу
на треть себя обязан я, не мене.
Покуда всем богам я
за них не заплачу --
ты, будь любезен, наберись терпенья.
, ,
Или замри, робея Gm7 C7
, ,
пред тьмой грядущих дел: F F7+
, , ,
все, что успел я,-- только лишь начало. Cm D7 Gm
, ,
И раз уж сам себе я Gm7 C7
, ,
пока не надоел, F B
, , ,
меня ты не дождешься у причала. Gm E-9 A7
Ты сам взойдешь на берег,
ступая тяжело,
а лодка отплывет и не пристанет.
Твое терпенье, верю,
века пережило,
но тут его, пожалуй, не достанет.
Твое терпенье, верю,
века пережило,
но тут его впервые не достанет!
, ,
И пристань эта канет, Em7 A7
, ,
поверьям вопреки, Dm Dm7
, , ,
и скрип ее прогнившего настила, Gm7 C7
, ,
ведь теплое дыханье Cm D-9
, ,
совсем другой руки Gm Gm7+
, , ,
меня еще к тебе не отпустило. Gm7 C7 F
,
ведь теплое дыханье Eb
,
совсем другой руки Dm
, , , ,
меня еще к тебе не отпустило. E7 Gm A7 D
Gm7 C7 F Eb A7 D
1985-1987
* * *
, , ,
Иди, Малыш, иди, Cm G7 Cm
, , ,
пока свежа дорога, Fm7 B7 Eb
, , ,
пока силенок много Db7 C7 Fm7
, ,
и ясно впереди. Ab7 G7
, , ,
Беспечен этот путь, Ab7 B7 Eb
, , ,
да только, жаль, недолог. Fm7 B7 Eb
, , , ,
За ним пойдет проселок Fm G7 Ab7 C7
, , ,
и там уж как-нибудь. Fm G7 C
A7 -> D-moll
Идем, Малыш, идем.
В зеленом хороводе
стопа тропу находит
и, значит, все путем.
Ты этот путь верши
до самого предела,
сверяясь то и дело
со стрелочкой души.
А это ли беда -
плестись с полночной дрожь
небесным бездорожьем,
ведущим никуда ?
Но будто не внове
тот луг, длиною в Вечность,
где юная беспечность
блестит в ночной траве.
17 июля 1986 г.